будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура
Карась Алена

Noblesse Oblige

Noblesse Oblige
butterfly9-bolshoi-yusupov1

«Мадам Баттерфляй» в Большом – это уже четвертый московский Уилсон, четвертая работа выдающегося режиссера, показанная у нас. В сравнении с «Персефоной» и «Игрой снов» Стриндберга – простая, гораздо менее утонченная и сложная в своем символизме, философии и эстетике, «Баттерфляй» все же оставляет в душе нежный, чарующий след.

Сочиненный 12 лет назад для парижской Opera Bastille этот спектакль успел-таки постареть и формализоваться. Знаменитая уилсоновская медитативность здесь легко переходит в томительную скуку, сквозь которую не прорываются даже волнующие и горестные ламентации оркестра и Баттерфляй. Сегодня, когда как в старые добрые времена вокруг оперы начинают разгораться яростные общественные баталии, когда Ивана Сусанина вводят в Кремлевские палаты сталинских времен, а клонированные гении на сцене Большого обсуждают судьбу искусства в рыночную эпоху, эстетская холодность старого уилсоновского опуса особенно бросается в глаза.

Неожиданно перемещенная из своего музейного культурного захолустья на авансцену общественной дискуссии о прекрасном опера сегодня образует вокруг себя поле напряжения.
Роберт Уилсон в этот контекст явно не попадает. В его спектакле не выявлены даже те возможности актуализации и пародии, которые лежат в самой музыке. Например, сколь язвительно и иронично могла бы предстать вся антиамериканская линия, критика Пинкертона, самодовольного янки, ничего не смыслящего в иной культуре. Для Уилсона это важнейший мотив оперы, но он не делает ничего, чтобы придать ему какую-либо злободневность. Более того, он умудряется строить свои оппозиции внутри единообразного стилевого поля.
Расчистив пространство и стилизовав костюмы в духе японской (и даже египетской) ритуальной традиции, заставив русских певцов в неподвижности сидеть на полу или, замерев с характерным иероглифическим жестом рук, петь с бесстрастностью маски, Уилсон обратил их к самым основам техники медитативного пения и жеста. Прощаясь с журналистами на пресс-конференции, он сказал: «Надеюсь, что наша постановка будет столь же благородна как сама Баттерфляй». Уроки благородного сценического поведения в опере были им, безусловно, даны. Когда видишь и слышишь этого Пинекертона – огромного, с русой бородой, силача – скорее, русского купца из сказочной оперы Римского-Корсакова, чем американского циника начала прошлого века, - можно подивиться тому уровню сценической аскезы, которой он смог достичь. Когда он стоит недвижно, его огромное лицо по-детски простодушно, брови стекаются к переносице, образуя трогательный домик, лицо превращается в маску невинности и удивления.

Что касается русской Баттерфляй, то певица блестяще освоила, то есть присвоила себе ту саму технику горячего холода, которую проповедует Уилсон. Она поет смиренно и страстно, мужественно и изящно. В ее голосе – все благородство культуры, знающей себе цену, но готовой на самоотречение и жертву.

Уилсон, прошедший школу японского театра «Но» вовсе не стилизует его, но лишь дает образ этой утонченной театральной традиции, в которой единственный жест может вызвать сильнейшее эмоциональное потрясение. Аутичный, герметически закрытый мир «Но» становится в спектакле Уилсона аналогом аристократической культуры, тайны которой недоступны варварам технократической цивилизации. Когда Баттерфляй что-то отрицает или принимает ясное решение, кисти ее рук делаю два решительных, точно удары ножа, взмаха. Когда она и Пинкертон находятся в стихии любви, их окружают невидимые мотыльки. Жест, придуманный для этой любовной игры визуально совершенен: две ладони движутся навстречу друг другу, не пересекаясь, но захватывая в воздухе таинственные субстанции и точно включая их в тайну связи. Касание осуществлено не физически, но «эфирно», посредством мотыльков, которые подобно свите окружают Баттерфляй. Уилсон поэтически рифмует невидимое. Собственно, вся аскетичность этой постановки исходит из единственной фразы Баттерфляй: «Нас волнуют только самые простые вещи, - поет она, -  глубокая нежность».

Способность Уилсона через поток визуальных образов, жестов и цвета рассказать о принципиальной тайне человеческого существования огромна. Ребенок, который оказывается в центре всего второго, смертного акта, избран им с невероятной, покоряющей ясностью – это лунатик, эльф, инопланетянин, кто угодно, только не толстый очаровательный бутус, предмет семейного культа. Его европейскость на фоне стилизованного японского грима матери сразу делает его чужаком. Но, посланец матери, он и в американский мир войдет, терзая его своей пугающей тайной и инаковостью.

В финале Уилсон по-достоевскому жесток к Пинкертону. Он дарит ему возможность мучительно долго наблюдать смертные конвульсии Баттерфляй, а поверх них – видеть лицо ребенка, которому мотыльком, летящими на огонь (образ, который окружал его мать в ее любовной страсти), предстоит войти в чужой, американский, мир. 

Интенсивное, из синего переходящее в светло-голубой и почти фиолетовый, свечение задника – таков небесный фон разыгрываемой мистерии. Все в ней просто, все полно музыки, которая наполняет воздух тенями вещей и событий. Визионерская, хоть и опустошенная при многократном тиражировании красота этого зрелища, оказывается внутренне полемичной по отношению к насквозь идеологизированному контексту современной российской культуры, взывая к аристократической идее искусства как незаинтересованного созерцания.

Фото Дамира Юсупова с сайта Большого театра. 

Карась Алена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).