будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Культурный центр ЗИЛ
Май 18, 2025
Культура
Шмелева Екатерина

«Ночь в музее» на крыше ЗИЛа

«Ночь в музее» на крыше ЗИЛа
zil-1
«Ночь света и цвета» в Культурном центре ЗИЛ

В ночь с 17 на 18 мая в Москве в восьмой раз прошла культурная акция «Ночь в музее». Это ежегодный проект, в котором принимают участие многие арт-площадки города. Большинство музеев работают до полуночи и принимают посетителей бесплатно. Традиционно к событию готовится насыщенная программа: проходят мастер-класс, перфомансы, лекции, выставки под открытым небом и многое другое. И это не случайно - событие привлекает множество людей.

Идея проводить ночь в музее возникла в Берлине в 1997 году. После чего инициативу подхватили другие европейские столицы. Министерство культуры и коммуникаций Франции предложило приурочить акцию к международному Дню музеев, который отмечается 18 мая, и поначалу фестиваль был известен как «Весна в музее». А современное название появилось в 2005 году. На сегодняшний день акция объединяет более 2000 музеев в 42 странах мира.

Первым в России открыл свои двери в неурочное время музейный центр в Красноярске, а столица присоединилась к акции в 2007 году. Пробная «Ночь в музее» прошла скромно, в ней приняли участие несколько музеев, которые продлили часы работы до 21:00. Но со временем акция приобрела популярность, и участвовать в ней стало не только интересно, но и модно. Все-таки, когда большое действо проходит раз в году, приобщиться к нему хочется многим, даже тем, кто обычно музеи не посещает. Для сравнения  - в 2013 году число гостей возросло до 1 миллиона 200 человек, а в этом году цифра увеличилась до 1,5 миллионов.

На этот раз акция прошла под лозунгом «Ночь света и цвета». Ее участниками стали более 250 популярных столичных и федеральных музеев, галерей, выставочных залов и арт-центров. Среди них: Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Музей Москвы, Мультимедиа Арт Музей, ЦДХ, «Винзавод», Artplay и другие. Организатором традиционно выступил Департамент культуры города Москвы при поддержке компании Visa – генерального партнера проекта.

Для удобства посетителей на сайте акции разместили маршруты, придерживаясь которых можно было легко посетить за ночь десяток музеев. Я такую задачу перед собой не ставила и выбрала одно популярное место – Культурный центр ЗИЛ. Организаторы обещали неповторимые перфомансы, светомузыкальные инсталяции и возможность насладиться видом ночного города с крыши центра.

 

Культурный центр ЗИЛ принимает участие в акции второй год подряд. В первый раз фестиваль происходил в традиционном формате: было проведено 4 экскурсии по зданию, которое является памятником эпохи конструктивизма, а вечером посетители могли послушать джазовые хиты в исполнении "Tradjazzband". Сейчас программа отличается экспериментаторством. Гостям предложили по-новому взглянуть на принципы авангарда.

 

Честно говоря, я ожидала увидеть на мероприятии толпу, но в холле главного здания было от силы человек 30, не считая прессы.

- Почему так мало посетителей? - обратилась я с вопросом к сотруднику пресс-службы Ольге Черкасовой.

- К сожалению, правила безопасности выхода на крышу не позволяют сделать вход открытым для всех. В группе может быть не больше 30 человек, всего групп 5. И мы ожидаем около 150 посетителей. Все они прошли предварительную регистрацию. Многие до сих пор звонят и просят их записать, но мест давно нет, и мы вынуждены отказывать.

 

Регистрация открылась перед майскими праздниками, и в течение двух недель группы были сформированы. Кстати, ограничение было не только по количеству человек, но и по возрасту. Опять же по правилам безопасности дети до 12 лет к участию не допускались.

У каждой группы были проводники с яркой раскраской на лице и фонариками на лбу, так что они буквально освещали путь через авангардистские течения. Нашу тридцатку вели за собой Ника и Веня. И первой остановкой стал зимний сад, где перформер Анна Кравченко пыталась переосмыслить произведения Василия Кандинского посредством танца. Артисты изображали цветные линии: оранжевую, красную и синюю, которые, преломляясь, ложились на плоскость.

На лестнице нас ждала перформер Евгения Андрианова. С палками в руках и в причудливом полосатом костюме она показала номер по произведениям Владимира Татлина и Велимира Хлебникова.

 

- Евгения, как вы создавали перфоманс? – спросила я.

- Когда возникла тема русского авангарда, я долго не думала, взяла своих любимых Татлина и Хлебникова. Выбрала лестничный пролет как место для работы, так как виделось, что взаимодействие с ритмичной структурой лестницы поможет раскрыть тайну ритмов в произведениях этих авторов. Репетировала среди потока идущих вверх и вниз людей, что придало моему перфомансу некий хаотично-безумный окрас.

Когда мы вошли в колонный зал 2 этажа, проводник Ника предупредила, что мы можем перемещаться по всему помещению, главное – не наступать на красный квадрат. Это цветовое пятно в центре, там происходило действо. Танцоры во главе с Полиной Быховской вышли в однотонных костюмах разного цвета с привязанными к ним шариками. Они причудливо двигались, то вращаясь, то падая, то сплетаясь друг с другом, так что сложно понять, на кого смотреть. Но в этом и есть суть номера, созданного на основе работ Казимира Малевича. Зрители должны были постоянно менять точку наблюдения за происходящим. Таким образом, нам предложили почувствовать на себе иллюзорность выбора реальности.

По окончании перфоманса наше внимание обратилось к маленькой сцене в углу зала. Там на экран проецировались работы классиков авангардов. Не все сразу поняли, что перед экраном стоит человек. Женщина в белом, Анна Рябова, ловила проекцию своим телом. С помощью жестов и движений она пыталась передать смысл изображения.

По-настоящему театральный номер показали танцоры во главе с Верой Щёлкиной и Мариам Нагайчук. Они работали с пространством холла малого зала на третьем этаже. Сначала зрители увидели самурая, потом появились девушки. С газетами в руках они бегали по залу, создавая ощущение хауса. И тут зазвучали цитаты из произведений Даниила Хармса:

 

- Жил один рыжий человек, у которогоне было глаз и ушей. У него не было и волос, так что рыжим его называли условно. Говорить он не мог, так как у него не было рта. Носа тоже у него не было. У него не было даже рук и ног. И живота у него не было, и спины у него не было, и хребта у него не было, и никаких внутренностей у него не было. Ничего не было! Так что непонятно, о ком идет речь. Уж лучше мы о нем не будем больше говорить.

Девушки побросали газеты и полезли в окно. Хорошо, что между стеклами оказался проход - в нем они и бегали от самурая, периодически останавливаясь и создавая разные образы подстать комичным текстам. На мой взгляд, это был самый смешной перфоманс из всех.

А один из самых красивых, пожалуй, создала Тома Нуэво. Она исполнила танец буги-вуги в Swingin' Moscow, посвященный творчеству Сергея Параджанова, который не любил читать книги и создал особый язык без слов.

 

Мы поднялись на 4 этаж, где нас ожидало странное зрелище. Казалось бы, пора уже привыкнуть, но, честно говоря, удивление раз от раза становилось все сильнее. В холле на полу лежали люди, я перевела взгляд выше и увидела, что люди также застыли на парапетах лестницы. Потом все это ожило, и мы увидели динамичный современный танец в исполнении танцевального товарищества Русский FarFor. В программке к номеру прилагалось следующее описание: «Новый взгляд на семь основных упражнений в театральной биомеханике Мейерхольда».

Музыка закончилась, и из двери появился мим. Он повел нас за собой по коридору в зал-конструктор. Все было очень таинственно. Из темноты на нас смотрели флуоресцентные изваяния. Мим прикладывал палец к губам и крался вперед, то и дело оборачиваясь и пригибаясь. Потом зазвучала музыка, мим занял свое место у пюпитра. Мы тоже расселись и стали вслушиваться в инопланетные звуки. Как оказалось, их издавал аккордеон. Данная музыкально-световая инсталляция называется TANGOS, она придумана Сергеем Морозовым и Мариной Ивашковой. Основная идея – представить мысль возрождения человеческой индивидуальности в условиях деструктивных влияний окружающего мира. Воплотить замысел перформерам помог ансамбль Студии новой музыки.

 

Экскурс в историю современного искусства завершился посещением крыши здания. Наша группа поднялась туда в 9 часов вечера. На улице еще было светло, но солнце едва выглядывало из-за крыш. Девушки в белых платьях под руководством Яны Нориной показали номер «Белое легкое». Они замирали в красивых позах на фоне вечернего города, что особенно нравилось фотографам. Перфоманс должен был подвигнуть к размышлениям на тему русского сюрреализма, хотя я, если честно, просто наслаждалась увиденным.

Шмелева Екатерина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).