будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 20, 2025
Культура

Нормальные люди на Каннский фестиваль не попадают

12 мая начался 57-й Каннский фестиваль – событие в европейском кинематографе значительное. По этому поводу мы решили поговорить с известным киноведом Кириллом Разлоговым накануне его отъезда в Канн. Беседовала Наталья Конрадова.

Чем отличается этот Каннский фестиваль от предыдущих, есть ли какая-то тенденция в последние несколько лет?

Каннский фестиваль в последние годы переживает довольно стремительные изменения, связанные с расстановкой сил. Долгие годы главным человеком на нем был Жиль Жакоб, кинокритик и директор программ (по-французски это называется «генеральный делегат») - человек, отвечающий за подбор фильмов). Три или четыре года назад в результате перестановок ушел президент фестиваля, фигура чисто политическая, особо ни во что не вмешивающаяся, и Жиль Жакоб занял его место. То есть должность стала более звучной, но конкретная работа по программе фестиваля была от него удалена. Тем не менее, он оставил за собой бразды правления и долго не мог найти человека, который подошел бы на место генерального делегата.

Поскольку Жакоб в силу своего характера от программ не отошел, с первым же человеком, который для этого дела был выбран, он тут же разругался, тот был уволен. Второй человек, который работает и по сей день, Тьерри Фремо, киноман более молодого поколения, чем Жиль Жакоб. На протяжении последних трех лет идет своеобразное приспособление этих двух людей друг к другу. По составу программы чувствуется, что здесь не одна голова, а две. Сохраняется позиция Жиля Жакоба, но он вынужден в каких-то вещах уступать Тьерри Фремо. В результате первая программа три года назад была солянкой, дальше это стало все менее и менее заметно. Они вроде бы нормально терпят друг друга.

Кроме того, в последнее время Каннский фестиваль стал расширять свою программу, поскольку понял, что одним конкурсом дело не обойдется - нужно представлять на экране более широкий спектр явлений.

В сторону внеконкурсной программы?

Нет, там появились некоторые новые специальные программы. Нововведение этого года – программа киноклассики. Это ретроспективы, картины о кинематографистах (кстати, единственный раздел, где есть российская картина - о Параджанове).

А в новостях было сообщение по поводу того, что единственная картина – это совместная с Казахстаном «Шиза».

Она была отобрана как казахская картина. Она по характеру, сюжету, структуре является картиной казахской. Но снята частично на русские деньги. А картина о Параджанове снята племянником Параджанова про дядю-Параджанова. Она принадлежит многим культурам Закавказья.

Этот выбор как-то связан с мировой тенденцией кинематографа к ретро, о которой Вы недавно говорили?

Серия фильмов про режиссеров связана с еще одной особенностью Каннского фестиваля – вниманием к экзотике. И в конкурсе довольно много экзотических фильмов – две корейские картины, одна из Таиланда, что свидетельствует о том, что европейская кинематография устала, американская не очень нуждается в фестивалях, а экзотические страны выходят на первый план.

Канн состоит из конкурсной программы, где 18 фильмов, и из внеконкурсных показов, где в основном фильмы голливудских компаний, которые считают ниже своего достоинства участвовать в конкурсе, даже Каннском. Кроме того, есть программа «Особый взгляд», куда попадают либо не вполне удачные картины крупных режиссеров, не дотягивающие до конкурса по качеству, либо, наоборот, очень удачные фильмы периферийных кинематографий, как правило, из развивающихся стран, которые не дотягивают до конкурса по конъюнктуре.

«Особый взгляд», потому что это маргинальное кино?

Да, это взгляд «с другой стороны», с другой точки зрения. Кроме того, на Каннском фестивале есть две программы, которые делаются совершенно другими людьми. Одна называется «двухнедельник режиссеров» (делается организацией французских режиссеров), вторая называется «неделя критики» (это делается критикой). На неделе критики в качестве специального сеанса будет показан фильм «Коктебель» как лучший фильм года, отмеченный премией Международной Федерации кинопрессы.

Понятно, что Канн - это огромный кинорынок, где показывается огромное количество картин. Особенности Каннского фестиваля в том, что это собрание профессионалов. Нормальные люди на него не попадают - он не для них. Устраиваются какие-то сеансы для активистов киноклубов, но они составляют меньше пяти процентов. Зато там 30 000 журналистов и чудовищное количество профессионалов разного рода.

Это имеет коммерческое значение? Там совершаются сделки?

Конечно. Сделки на кинорынке, а главное – реклама, которую получает фильм в результате показа на фестивале. Фирма, которой посчастливилось показать фильм в Канне, тратит порядка 100 000 долларов на его продвижение на фестивале, на все рекламные мероприятия, с ним связанные.

А почему не попали российские картины?

Огромное количество картин других стран тоже не попали.

Из-за качества?

Нет. Просто Каннский фестиваль ориентирован на имена. Ни одно из российских имен, которое входит в обойму Каннского фестиваля, картину в этом году не сделало. А перед тем, как Каннский фестиваль заинтересуется кем-то молодым, как правило, этот молодой проходит сначала через секцию «Кинофонд» (это студенческие фильмы), потом попадает в «Особый взгляд», а уже потом - в конкурс. Таких людей немного. Это не вопрос качества, это двоякий вопрос: во-первых, соответствия фильма вкусам людей, которые занимаются отбором на Каннский фестиваль, во-вторых, – наличия французского сопродюсера или французского прокатчика. По опыту, практически нет шансов попасть на Каннский фестиваль у фильмов, у которых нет хотя бы французского сопродюсера. Например, у «Коктебеля» есть французский прокатчик, вот он туда и попал.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).