будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Культура
Карась Алена

Новая Элоиза, или Роман воспитания в рыночную эпоху

Прошедший год стал решающим для нового отечественного кино: оно обрело своего зрителя,  свои первые международные лавры. Новая российская проза тоже стала медийной, широко востребованной. Один за другим на театральные подмостки выходят спектакли, заставляющие всерьез говорить о прорыве, о появлении качественно нового художественного поколения. Неожиданно, на наших глазах, в культурном поле стал формироваться интерес ко всему отечественному, made in Russia. Что стоит за всем этим? Некий разлитый в воздухе социальный заказ или вполне конкретные заказчики, обладающие властью и деньгами? При этом, если исключить феноменальный успех фильма Андрея Звягинцева «Возвращение», ни один из этих продуктов не вышел на европейский культурный рынок. Кажется: чем более патриотичным становится наш культурный продукт, тем меньше он востребован на Западе.
Отечественного производителя это, кажется, вовсе не занимает. Главное для него сегодня – получить власть над причудливой тканью собственной истории, а через нее – к сердцам массового зрителя. То, что именно золотой век советской истории становится самой востребованной эпохой в сознании массового потребителя искусства, стало очевидным в начале нового столетия. Именно тогда телевидение, а за ним и коммерческий театр приступили к созданию сериалов и фильмов, основанных на материале 30-50-х годов.

Первый отечественный мюзикл «Норд-Ост» с его центральным  слоганом «мюзикл для всей семьи» ответил на этот запрос времени самым точным и сложноустроенным механизмом.  Одна из любимых романтических историй дедов и отцов  - роман Каверина «Два капитана» - с легкостью была передана во владение сыновей и внуков. Романтика советского прошлого казалась здесь максимально очищенной от любой идеологии. Разумеется, только казалась. Невинный патриотический пафос продолжал скрывать в своих складках вполне отчетливую апологию советской власти. Вряд ли, конечно, тонкие и изощренные авторы мюзикла сознательно ставили перед собой такую цель. Но на чем еще они смогли бы объединить простую московскую семью, разобщенную под натиском рынка, – советских бабушек и дедушек с их внуками? Если последние не различали знаки советских пятилеток, захваченные видом настоящего аэроплана и расползающихся льдин, то для первых эти трогательные признаки былого величия державы вызывали сильнейшее чувство ностальгии. На этом чувстве и разыгрываются основные идеологические игры последнего времени.

Сегодняшнее государство впервые за последние 30-40 лет выделяет из себя некое вещество, напоминающее ясные идеологические задания эпохи «высокого сталинизма». История как объект переосмысления – едва ли не первый признак государственных амбиций в области идеологии. Грозовые порывы революционной деструкции 90-х годов стихли; главной ценностью новой России стала идея стабильности. Ее старательно симулируют на всех этажах массового сознания. Российское государство едино и неделимо, его завоевания безусловны на все времена – вот мысль, которую хотят внушить сверху, и с неожиданной готовностью потребляют снизу. Клан интеллектуалов, художников с не меньшей готовностью обслуживает этот негласный сговор народа и власти.

Разве не об этом нам «поет» «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова? Разве не это желает внушить мюзикл «Норд-Ост», на котором строители первых пятилеток и их капиталистические потомки испытывают одинаково сильные эмоции патриотического свойства? Знаки НЭПа уподобляются  рыночным ценностям новой России, перевоспитание беспризорников в детской колонии легко ассоциируется с  формированием нового класса предпринимателей. «Ведь и капиталистические, и социалистические ценности не отменяют главной – любви к родине», - нежно нашептывает сладострастная мембрана власти. Собственно, точно так же, через классицистский дискурс абсолютистское государство формировало сознание своих граждан.

Еще недавно совсем аполитичные художники начинают чувствовать в себе «естественное» (а по сути, смоделированное как нежная смесь государственного заказа с искренней потребностью) пробуждение высоких чувств. Фильм Дмитрия Месхиева «Свои», получивший призы и признание публики в прошлом году, особенно показателен в этом смысле.  В нем сложная история репрессированного кулака, который в итоге помогает советской армии в ее войне с фашизмом, повторяет (пусть и на ином, психологически более сложном, уровне)  советскую сюжетную схему перевоспитания буржуазного человека советской действительностью. Когда герой, блестяще сыгранный Богданом Ступкой, в финале беседует с сыном, кажется, что из реальной и сложной человеческой истории мы попадаем в царство нормативной советской эстетики: «Иди!» – «Куда, батя?» – «Родину защищать, сынок!». Точно ушат всех идеологических помоев вылит вам прямо на голову в самом неожиданном месте.
Не потому ли сюжеты о перевоспитании беспризорников становятся так актуальны для нового отечественного мюзикла, что в нормативной эстетике роман воспитания – один из самых востребованных жанров? Превращение частного человека в человека на службе у государства – об этом нам поют и фильмы, и мюзиклы, то есть все самое массовое и востребованное в нынешней культуре.

В Новосибирском театре «Глобус» накануне нового года осуществили проект под названием «первый сибирский мюзикл для всей семьи». Он называется «НЭП» и основан непосредственно на «Педагогической поэме» Макаренко.

Если говорить о литературе, то и в ней с удивительной навязчивостью осуществляется все та же стратегия. Владимир Сорокин, подвергавший когда-то идеологическую природу Языка, власть  идиолектов над сознанием сильнейшей деконструкции, в своих последних романах старательно камуфлирует эту природу. Евгений Гришковец трогательно восхищается мужским миром военных моряков, под маской простодушия скрывая свою очевидную симпатию к патриотической  фразеологии официоза (моноспектакль «Дредноуты», роман «Рубашка»).

Появление сериалов «Московская сага» и «Дети Арбата», целиком основанных на материале «классической» советской эпохи, так же связано с государственным заказом. Или другой пример: насколько тонко в сериале «Стройбат» пытаются соединять  патриотическую идеологию с подлинностью страшных документов и событий эпохи. Когда в финале православный священник возвышает свой молитвенный бас над полем убитых в бою солдат, кажется - только у циника  не дрогнет сердце.

Или у того, кто знает и помнит, как искусно и тонко власть обрабатывает сознание, делая художников агентами своей идеологической доктрины. Думаю, что наступивший год подарит нам новые приключения художников в стране тотального Языка, в стране готовых для потребления простейших ответов. В канун 60-летия Победы, кажется, нам предстоит увидеть невиданный всплеск патриотического кино и «романа воспитания».

Карась Алена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).