будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Культура
Борусяк Любовь

Новое имя России

Настоящий текст Любови Борусяк в еще большей степени, чем обычно, - не просто телекритика, но продолжение разговора на одну из самых острых тем: как может быть устроена национальная память, каковы инструменты этой памяти и как с помощью этих инструментов сделать ее более объемной, менее упрощенной и уплощенной, переживающей и принимающей весь трагизм истории не как самоотрицающий, а как конструктивный фактор.

Весной 2008 года на телевизионном горизонте возник новый проект, о котором на сайте телеканала «Россия» заявлено следующее: «Главный телепроект года. Три этапа голосования и теледебаты первых лиц государства. Кто главный герой отечества? Правитель? Мученик? Поэт? Воин? Мыслитель? Выбери главное имя России до нового 2009 года» Проект «Имя Россия» сразу стал скандальным: его обвиняют в недобросовестном подходе к истории, в издевательстве над ней. Ученых привело в ужас то, каким образом подается исторический материал, какие сведения сообщаются о великих фигурах исторического прошлого России. «Сама идея канала ученым нравится, подобные проекты в институте российской истории называют нужными и готовы принять в них участие. Прежде всего, в части подготовки исторически верных и корректных публикаций о вошедших в список личностях»

Проект не является оригинальным: уже прошли «всенародные выборы» великих британцев и великих украинцев[1]. В обеих странах он породил серьезные дискуссии, а на Украине даже привел к политическому скандалу.

Идея выбора «главного героя России» вызвала возмущение и у некоторых молодых пользователей Интернета, она показалась им просто кощунственной: «Не люблю ругаться матом, но есть вещи, которые своим дебилизмом буквально выводят из себя. Кто же круче – Кутузов или Ломоносов? Дмитрий Донской или маршал Жуков? Так и представляю Кутузова, агитирующего голосовать за себя». Такого рода высказываний я видела много, и это притом, что Интернетом пользуются в основном молодые и активные люди, а не маргиналы, но даже у них содержание сайта вызвало шок: как они могут? Какое имеют право шутить (=издеваться) над самым святым?

Как мы видим, сама идея соревнования между историческими персонажами («кто более матери истории ценен») у многих вызывает священный ужас и потому отторжение.

Весной 1991 года в программе «Пятое колесо» два Сергея – Шолохов и Курехин на основе исторических изысканий убедительно доказали советским телезрителям, что величайшая фигура XX века – В.И.Ленин на самом деле был грибом. Многие телезрители в это поверили, остальные были возмущены таким кощунственным предположением. Заканчивалась перестройка, одной из главных особенностей которой было то, что сейчас (преимущественно в негативных тонах) называется пересмотром истории. Участники той давней программы в духе времени занимались десакрализацией исторических фигур и, соответственно, их проблематизацией. После того, как Ленин побыл грибом, можно было без особого ужаса предлагать похоронить его тело, ведь грибы растут в земле, а главное, уже спокойно оценивать его политическую и историческую деятельность[2].

История как предмет для пародии существовала еще долго, но эпоха стабильности, а именно стабильность воспринимается как главное позитивное свойство современности, не предполагает пересмотра представлений об исторических личностях и, тем более их сравнения, спортивных состязаний между ними. Великие люди требуют почтения. Их «всемирно-историческое значение», их образы все больше консервируются, эпоха, когда Ленин мог стать грибом, ушла в далекое прошлое.

Интересным образом, у сообщества историков сами «гонки» не вызывают особых возражений. Им кажется, что таким образом можно актуализировать интерес к истории России вообще. А поскольку телезрители в представлении наших элит – малообразованны и нелюбопытны, то даже такой профанизирующий способ актуализации интереса представляется приемлемым.

Претензии к проекту вызывают два обстоятельства: во-первых, выбор исторических фигур – кого-то забыли, надо включить, кто-то недостоин – надо убрать. Но все же главной причиной скандальности стали описания исторических персонажей. Они состоят из двух частей – серьезной исторической справки и часто очень несерьезного заголовка. Сегодня это, похоже, выглядит как недопустимая вольность: реакция на сайт «Имя Россия» представителей разных слоев общества четко продемонстрировала: наше общество не готово сейчас шутить над «святым», нарушать сложившиеся конвенции того, что такое история России и как надо ее правильно любить и ценить.

Мы живем в великой стране с великой историей, это понимание позволяет нам чувствовать себя великой нацией. И потому история требует к себе полного почтения. Особенно это относится к наиболее сакральным персонажам. Иногда это находит совершенно гротескное выражение. Когда на радио «Эхо Москвы» начался проект «Наше все», где во вполне серьезном ключе рассказывается о персонажах русской истории XX века, возмущенная слушательница потребовала переименовать программу, поскольку «Наше все – это Пушкин». Ей казалось, что рассказывать в программе с таким названием о ком-то другом просто кощунственно.

Телепроект с косноязычным названием «Имя Россия» внутренне противоречив. С одной стороны, как заявил  заместитель генерального директора телеканала «Россия» Александр Любимов, это игра, общенациональная забава. Он позиционирует ее как всероссийскую возможность посплетничать о Рюрике, а не о секретарше шефа, что на его взгляд гораздо интереснее. Но с другой стороны, рассказывая об идеологии проекта, он ссылается на опыт фильма «Уроки Византии», называя его «настоящим событием». А ведь «Уроки Византии» - это были не «преданья старины глубокой», не сплетни о старых добрых временах. Это был жестко идеологизированный телевизионный продукт, базирующийся на фундаменталистских ценностях. Он показался каналу столь важным, а его идеи столь современными, что вскоре после премьеры его повторили в эфире, причем в вечернее время. Такое на телевидении происходит редко, только в особых случаях.

А вот в проекте «Имя Россия» отсылок к ставшим уже привычными фундаменталистским ценностям не происходит. При этом авторы текстов о героях не смотрят на них снизу вверх, а вступают в коммуникацию, говорят о каждом с любовью или ненавистью, они на них эмоционального реагируют, не чувствуют перед ними особого пиетета и скованности.[3]. И это не случайно - авторы описаний исторических персонажей ведут с читателями непростую, многослойную игру. Они словно бы забыли, что все их герои уже умерли, а потому доказали, что «из них получились именно Пушкины», если имя Пушкина понимать в широком смысле. Они уже в пантеоне, но авторов сайта это не смущает – смущает читателей.

Попробуем проанализировать приемы, которыми пользуются авторы сайта. Первый из них - пародирование в самом широком смысле. Что только не пародируется: от приемов и подходов современных СМИ до официальных нот протеста, относящихся к «высокой политике»: «Несмотря на призывы Маши Томак из газеты «День» (Киев), мы не можем вычеркнуть из нашего списка Хмельницкого, Довженко и Махно, поскольку по-прежнему считаем их героями и российской истории. Кроме того, претензии украинских властей к московскому градоначальнику Лужкову наводят нас на мысль о наличии связи между указанными недружественными шагами украинской стороны, что мы расцениваем как провокацию». Пародийное цитирование идет с максимальным приближением к оригиналу. Для этого используются принятые в таких случаях лексика и фразеология, релевантный произведениям такого жанра канцелярит: в предложении идет длинный перечень существительных, без единого глагола на протяжении всего абзаца[4].

Пародируется принятый в СМИ способ давать опровержения собственным ошибкам, настаивая на сказанном и даже подчеркивая и усиливая смысл этого сказанного: «Из статей, посвященных композитору М.Мусоргскому, художнику А.Саврасову и императору Александру III, исключены упоминания об их пристрастии к алкоголю, поскольку из всех участников списка не только они черпали силу и талант в вине. Например, если верить Радищеву, тот же Михайло Ломоносов не писал стихов, не напившись допьяна виноградной водкой… Известны и другие примеры». Вот такой «другой пример» усиления своей правоты через опровержение: М.И.Кутузов «Был ранен в глаз. (админ.- убрали. Многих возмутило, хотя это случилось именно так)». Это самое «убрали» означает лишь, что текст перечеркнут, но прекрасно читается. Дальше идет как бы правильный и окончательный текст: «Победил Наполеона». Раненый в глаз Кутузов вызывает жалость, победитель Наполеона – восхищение! Раз персонаж попал в топ-500, он по определению должен вызывать восхищение, иначе, что он в этом доблестном списке делает? Только сильный, победитель достоин быть героем России!

Еще одной особенностью сайта «Имя России» является то, что авторы часто вступают с читателями в шутливый диалог, причем не с позиции статусной, а на равных. Когда про И.С.Тургенева, великого русского писателя после (как полагается!) дат рождения и смерти, сообщается «Автор «Муму», это коммуникация именно такого рода. Ведь это самое «Муму» - источник множества анекдотов, это не столько литературный, сколько мифологический персонаж.

Почтенный автор «Москвы и москвичей» В.Гиляровский становится «Автором первого путеводителя по злачным местам Москвы», а М.А.Милорадович «Невинной жертвой декабристов». Здесь важны не только попытки шуток, но и предположение, что читатель понимает, о чем идет речь, он знает, кто такой Милорадович, что с ним случилось, хотя бы слышал о книге «Москва и москвичи», а то и прочитал ее. Нарушается привычный уже субъектно-объектный тип взаимодействия, когда от телезрителя или читателя ожидают простых, почти физиологических реакций.

Еще один распространенный прием описания: парадоксальный перенос заслуг героя на вторую позицию, а каких-то второстепенных обстоятельств - на первый, главный план. Д.И.Менделеев сначала предстает автором открытия о том, что водка должна быть 40-градусной, и лишь затем – создателем периодического закона. Ровно так же представлен Петр I: сначала как обладатель недюжинной силы, лишь затем как первый император. Это тоже игра на взаимопонимание: в ход идут не только конкретные сведения, но и существующая в массовом сознании мифология.

Комический эффект дает прием снижения и осовремененивания характеристик. М.Ф.Романов «послушался отца и основал династию Романовых», И.И.Сикорский «Первая утечка мозгов – одна из главных потерь советской авиации», Д.И.Писарев «Видный политолог», В.П.Кочубей «Силовик-реформатор», Андрей Платонов «Дворник. Писатель-диссидент», а Феофан Прокопович «Политконсультант Петра I». Этот прием применялся и в фильме о Византии, только смыслы в данном случае иные. Если там западные олигархи погубили Византию, то здесь терминология современных СМИ применительно к истории не имеет никакой политической подоплеки. Никаких подрывных действий Лефорту - «представителю европейского менеджмента на русской службе» не предъявляется.

Еще одна попытка непосредственной коммуникации с читателем - это собственные соображения, добавления, ссылки на звонки «сверху». Про Григория Потемкина сначала идет длинный текст: «Придумал метод декорирования, известный как «Потемкинская деревня». Это перечеркнуто, а затем добавлено от админа: «Так и не понятно, миф это или реальность. А, с другой стороны, откуда бы советские прапорщики узнали, что траву можно красить?» После следует лаконичное определение: «Объединитель славян». Про архитектора Росси мы сначала читаем зачеркнутый текст о том, что он «Не зная того, построил здание Конституционного суда современной России» и только потом окончательное определение: «Создал облик Санкт-Петербурга». Отсюда вполне понятно, что Константин Тон «построил оригинал Храма Христа Спасителя». Про графа Уварова сообщается зачеркнутое «Увлекался лесопосадками, крупнейший коллекционер», а потом окончательное «Автор доктрины “Самодержавие, православие, народность”».

Авторы могут выражать свое недоумение, про того же Тона сначала сказано: «Архитектор-эклектик (админ. – «и о чем это говорит?»), или уверенность, что этому персонажу все равно ничего не светит (Св. Александр Свирский). В целом ряде случаев сообщается, кто и откуда звонил, что и привело к коррекции определений. Так, по подсказке «Эха Москвы» Иван III стал «основателем русского царства», а первоначальное определение («Успенский собор был начат русскими мастерами и рухнул. Иван III позвал на помощь заграницу. Так родился первый собор московского Кремля и стоит по сей день») было зачеркнуто. О княгине Ольге: «Первая русская христианка (Админ. – поменяли по просьбе Комитета по делам женщин Госдумы)». Стало: «Первая женщина – лидер государства». После подсказки из «Литгазеты» поправили описание Никиты Панина. Было легкомысленно-интимное: «Екатерина была большой поклонницей его дарований», стало: «Самостоятельный политик в эпоху абсолютизма». Но очень важно, что во всех случаях оба текста соседствуют, конфликтуя друг с другом.

Многочисленные возражения, практически скандал вызвало описание князя Багратиона: «Лицо кавказской национальности. Исключительный герой и патриот России». Далее следует сообщение администратора сайта, что, прослушав интервью журналиста Н.Клименюка по радио, в котором он возмущался «лицом кавказской национальности», текст изменили. В «правильном» варианте Багратион: «Великий русский патриот – князь кавказской национальности». Судя по нескольким замечанием, над сайтом работают молодые ребята – студенты Исторического факультета МГУ. С помощью пресловутой «кавказской национальности» они делают отсылку к сегодняшней действительности с ее ксенофобией.

Определение «Креатура Меньшикова» для Екатерины I сопровождается следующим комментарием администратора: «Решили, в конце концов, что это совершенно неважно. А важно другое. Редчайший случай в нашем государстве, где государственный переворот веками является формой демократии». Минин и Пожарский для авторов сайта - уважаемые представители «гражданского общества», а в Ярославе Мудром просят не видеть намеков на Путина, Ленина или Медведева (именно в этом порядке).

Не надо думать, что все определения великих русских носят столь нетрадиционный характер. Подгорный – просто советский политик, а Громыко уже, разумеется, «мистер «нет». Многим героям даются лаконичные и лестные определения. Нельзя сказать, что в эту группу входят все симпатичные авторам исторические личности, но несимпатичных здесь точно нет[5]. Так, Дмитрий Лихачев – это просто «совесть нации», В.Высоцкий – «Душа России», Юрий Гагарин «Первый космонавт человечества», Александр II – «Освободитель», Лев Ландау – «Физик века», а Шагал – «Художник Мечты и Счастья». И все это безо всяких  шуток.

А в целом работа проделана немалая: для каждого из 500 героев русской истории дана нормальная историческая справка, забавными характеристиками и провокациями авторы не ограничиваются.

Сложно сказать, как исторические гонки в поисках лидера будут выглядеть в эфире телеканала «Россия». Возможно, что мы снова увидим непременную для многих современных СМИ имперскую идею, идеологию превосходства нашей истории над прочими, сакрализацию наших исторических персонажей и истории в целом, ксенофобию и неприязнь к Западу и некоторым нашим соседям. Не случайна ведь отсылка Александра Любимова к фильму о Византии, построенному именно на этих основаниях. Но, тем не менее, сайт проекта «Имя Россия» существует и администратора не сняли с работы за вольности, которые он себе позволяет.


[1] Победил на Украине Ярослав Мудрый, далее следуют Николай Амосов, Степан Бандера, Тарас Шевченко, Богдан Хмельницкий и Валерий Лобановский.

[2] Прошло 17 лет, и несколько лет назад ко мне подошли мои студенты и с горящими глазами спросили: «А вы видели тот фильм Курехина, где Ленин гриб? А правда, многие в это поверили?» И после моих утвердительных ответов они сказали: «Как же вам повезло! В какое интересное время вы жили!»

[3] Мы проанализировали разные блоги и форумы и везде увидели только возмущение: в одних случаях глупостью авторов, а других – наглостью. Глупость – это представление о том, что авторы норм не знают, наглость – что их намеренно нарушают.

[4] Когда речь пойдет о вышеупомянутом Богдане Хмельницком, авторы сайта сначала назвали его «великим русским среди малороссов», но потом решили убрать: «чего лишний раз братьев обижать!», и окончательное определение: «Воссоединил Украину с Россией». Так что приведенная цитата с протестом обращена не столько к «братьям», сколько к принятым у нас, в России  способам коммуникации с этими «братьями».

[5] А есть и такие герои, которые вызывают у авторов отторжение, что они и не скрывают. Так, об Аракчееве написано следующее: «Символ гипертрофированной косности (Админ.-смягчили, вдруг за него будут голосовать). Человек дела». Андрей Жданов: «Печально знаменитый градоначальник».

См. также:

  • Любовь Борусяк. Рейтинг – великий и ужасный
  • Любовь Борусяк. Вперед – в прошлое
  • Лев Усыскин. Кино как двигатель прогресса
  • Лев Усыскин. Китайская грамота, или О пользе изучения языков
  • Лев Усыскин. Небольшое происшествие в устье Невы
  • Лев Усыскин. Трижды крещеная Литва
  • Алекс Сэндоу. Всадники России: подтексты забытых значений
  • Лев Усыскин. Страна торжествующего чадолюбия
  • Алекс Сэндоу. 10000 знаков о том, как рассказывают историю
  • Алекс Сэндоу. 10000 знаков о том, что такое история
Борусяк Любовь
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).