будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Культура
Бродский Всеволод

Новые наивные

Графомания, как известно, - экологически вредная страсть к истреблению максимального количества бумаги с помощью болезненного выплеска избыточных эмоций. Графоман живет в отдельном мире, где творчество – лишь способ письменно зафиксировать свои личные радости и печали, где место, допустим, Мандельштама занимает Эдуард Асадов, где истории искусств вовсе не существует. Графоман выпадает из привычного литературного пространства. Не учитывая общепринятых канонов и узнаваемых координат, он заново изобретает поэтический язык, как какой-нибудь первозданный, пещерный Гесиод, радостно удивляясь новообретенному умению складывать слова в некое подобие осмысленных письменных фраз.

Как правило, наивное сочинительство обретается в некоем культурном подполье, заполняя собой девичьи альбомы и хоумпейджи на narod.ru, не претендуя на конкуренцию с профессионалами - у графомании в принципе иная функция: "Писать в рифму не сложно. Это похоже на математику, у меня с математикой всегда всё было в порядке и проблем с рифмой тоже нет. Когда проходит какой-то период времени, я беру свои старые стихи и читаю их. Приятно вспоминать свои чувства в прошлом в стихах". Наивное искусство – необработанная, хаотическая стихия, первичная закваска для искусства; основа творчества, которая порой полностью пропадает под нагромождением культурных смыслов, концептов, текстовых игр и наработанных приемов. Тогда-то в поисках новой искренности искусство вновь обращается к истокам, к наивным, полуфольклорным творческим методикам. Похоже, именно это сейчас и происходит с отечественной словесностью.

Книгу “Хивинская танцовщица, или Воспоминания простодушной” (издательство “Азбука-классик”), вошедшую в лонг-лист нынешнего “Нацбеста”, написала женщина по имени Бибиш. Это, собственно, детское прозвище - полностью ее зовут Хайдарбиби Сиддикова, она торгует всякими шмотками на рынке в Саратове. Туда вместе с мужем и двумя детьми сбежала несколько лет назад из Средней Азии, когда жить там стало совсем невыносимо. Сорокалетняя узбечка слабо изъясняется по-русски, с мировой литературой ее знакомили разве школьный учитель в глухой азиатской деревушки; все, что есть у Бибиш, – отчаянное желание заявить о себе миру и мощная, не испорченная излишней рефлексией сила восприятия окружающей ее довольно-таки жуткой действительности. Ее книга совершенно перпендикулярна литературному процессу; более того, Бибиш наверняка вообще сильно бы удивилась, узнав о его существовании. Казалось бы, наивный реализм, переполненный тщательным воспроизведением мало нам знакомой изнанки советской и перестроечной жизни, способен привести разве что к созданию этнографического документа, культурно-исторического памятника; на деле же внезапно заговоривший голос из-под глыб, из-под развалин Советской империи звучит гораздо ярче большей части современной литературы. Коверкая язык, периодически переспрашивая прощения за собственную культурную недостаточность, Бибиш бесстрастно живописует какой-то инопланетный мир, параллельную реальность – которая оказывается куда страшнее филологических антиутопий Сорокина или мамлеевских коммунальных преисподних. Изнасилование ребенка страшными, полудикими азиатами; даже не средневековый, а какой-то пещерный быт деревенского Узбекистана – причем безо всякой надежды на прогресс, явно закостеневший на века; омертвевшие, превратившиеся в выгоревший культурный шлак фольклорные обычаи; нищая, холодная, бесчеловечная провинциальная глубинка современной России – Бибиш хладнокровно творит книгу из хаоса и ужаса обступающей ее маловыносимой реальности.

Евгения Гришковца, у которого только что в издательстве “Время” вышел первый роман, разумеется, сложно отнести к непрофессиональным литераторам. Тем не менее, его “Рубашка” выбивается из нынешнего литературного потока не менее, пожалуй, чем книга Бибиш. Книга Гришковца - из того же материала, что и его пьесы: стремительный поток самодовлеющей частной жизни, детские воспоминания, фантастические сны. Проза Гришковца схожа с акулой, которая из риска утонуть вынуждена шевелить плавниками всю жизнь; основной ее принцип - постоянное движение. Конструкция как таковая отсутствует – ее заменяет общий драйв. Страница за страницей автор воспроизводит один день из жизни лирического героя – мало чем примечательного провинциального архитектора-дизайнера, оживляющего пейзаж местной столицы средней руки парикмахерскими и офисами. Поглощенный бурной любовью к малознакомой ему женщине, он умеренно пьянствует, перемещается из конца в конец Москвы, вспоминает детство, молодость и так далее. Название романа принципиально случайно, случайны и все элементы романа – самым ярким событием в нем оказывается автокатастрофа, никак, впрочем, не отражающаяся на развитии событий. Гришковец написал роман о любви, о Москве, вообще неизвестно о чем – возможно, не слишком яркий и выдающийся – который, однако, выглядит в нашей ситуации необыкновенно радикально. Гришковец не заполняет пустующие ниши, чем так старательно занимаются все остальные, видящие спасение отечественной литературы то в натужном воссоздании мэйнстрима, то в воспроизведении западных жанровых образцов, а то и, страшно сказать, в реинкарнации Романа Больших Идей. Гришковец принципиально не желает соответствовать моде; на фоне сложносочиненных литературных конструкций-деконструкций его книга кажется вызывающе, на грани графомании, наивной – и по-настоящему живой.

Романы, как говорил Тынянов, нынче пишут все. Один видный литературный критик для написания романа даже снял виллу на острове, где Фаулз написал “Волхва” - поближе, видимо, к месту силы. Детективы, триллеры, сложные, с подземными смыслами и аллюзиями сразу на все конструкты, - всего этого добра у нас навалом, воспроизводить его в любых количествах несложно. Разработанных приемов накопилось достаточно, из имеющихся во всеобщем распоряжении стилистических кирпичиков можно сложить все, что угодно. То настоящее, что стоит за приемами и словами, при таком подходе исчезает напрочь. Хорошо, хоть, есть у нас еще графоманы, которые знают: лучший способ преодолеть кризис – его не замечать и в нем не участвовать.

Бродский Всеволод
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).