будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Журнал Зеркало
Май 18, 2025
Культура

Новый номер журнала «Зеркало»

Новый номер журнала «Зеркало»
фрагмент_цадик
Фрагмент картины Тэнно Пента Соостера. Сергея Бунькова. «Ивритская буква "Цадик"» (2020)

Вышел в свет 60-й номер журнала «Зеркало».

Новый номер «Зеркала», как обычно, открывают стихи; на этот раз со своими подборками представлены Валерий Леденев, Данила Давыдов, Семен Ромашенко, Катя Сим. Отдельный раздел «Молодая израильская поэзия» составили стихотворения Тино Мошковица, Ларисы Миллер, Иегуды Визана, Мерхава Иешуруна в переводах с иврита Евгения Никитина.

Как и многие,
я не удаляю из друзей
умерших,
это всегда казалось
каким-то предательством
по отношению к ним,
теперь список друзей редеет,
не знаешь, чего ждать от кого,
и только они не подведут,
они останутся теми же самыми.
(Данила Давыдов)
 
Точным по отношению к эссе Михаила Гробмана «Группа "Левиафан" — вчера и сегодня» выглядит название раздела, в котором оно помещено: «Прямая перспектива» — именно «прямая», поскольку эстетическая концепция самого журнала «Зеркало» исходит как раз из эстетических установок группы «Левиафан», организатором и многолетним руководителем которой был автор этого эссе. «Оглядываясь назад, на 70-е годы, мы обнаруживаем, что активность "Левиафана" не исчезла бесследно, но, наоборот, многие идеи группы, вызывавшие такую ненависть и сопротивление художественных начальников, многие из этих идей стали сегодня легитимной и интегральной частью израильской художественной жизни».
 
Раздел «Проза плюс» открывает отрывок из новеллы Хаима Асы «Письма вождю» (в переводе с иврита  Геннадия Гонтраса). Повествование, написанное в стилистике, которая вызывает отдаленные ассоциации с «магическим реализмом»: условный мир, условные персонажи, живущие по законам своего мира, и при этом автор заставляет воспринимать изображаемое им как абсолютную реальность. Текст представляет собой письма некой женщины к вождю и одновременно своему любовнику, это письма прощания: «Я научилась любить твое ужасное тело и гладить твое длинное лицо. Я научилась стонать, когда ты проникал в меня. Хуже того — я начала тосковать по тебе, и эта тоска усиливалась по мере того, как силы оставляли меня, и инфекция в моем половом органе угрожала жизни. Только вчера я освободилась от тебя навсегда и сейчас оторвалась от всего, что было — и от тебя, и от Солти. Сейчас я могу разрешить себе умереть или спастись, это уже неважно».


Обложка журнала «Зеркало»

Ольга Медведкова «Алиса в лазури». Новая проза Ольги Медведковой, имя которой после первой публикации ее романа «Ивонна» в «Зеркале» (№№ 55, 56), а потом издания книгой, сразу же вошло в круг имен самых заметных писателей новой русской прозы. На этот раз перед нами love story в очень неожиданном варианте: Алиса, женщина средних лет, снимает в парижском кафе жиголо, двадцатичетырехлетнего Виталия, и увозит его на несколько дней на побережье. Но то, что происходит между ними, мало похоже на стандартные отношения женщины  с наемным любовником: физиология в их отношениях, разумеется, присутствовала, но сюжетом романа становится история их чисто человеческого, душевного сближения. При прощании с Алисой удрученный неизбежной разлукой Виталий слышит от нее такие слова: «Дурачок, ведь мы с тобой прожили всё лучшее, что только бывает между двумя людьми, дальше могло бы быть только сплошь разочарование». В самом начале их отношений Алиса дарит Виталию блокнот: пиши, говорит она, не старайся быть литератором, просто пиши, что проживаешь сейчас и как проживаешь. И текст этого романа целиком составили как раз записи в блокноте молодого человека, ошеломленного этой необычной женщиной, Виталий пишет хронику их отношений и одновременно свою исповедь.
 
Антон Заньковский. «Село Гоморровка и его обитатели». Стилистика повести Заньковского заставляет вспомнить понятие стихопрозы, написанной именно прозой, но с прихотливым стремительным течением повествования, которое хочется сравнить с вольным течением реки. Село Гоморровка и его обитатели — это образ украинской жизни, развернутая поэтическая метафора энергетики и многоуровневости этой жизни.
 
В разделе «Реконструкция» опубликованы «Два письма Генри Миллера к Давиду Бурлюку» Евгения Деменока. Неожиданное совмещение двух имен, казалось бы, принадлежащих самым разным художественным культурам: русский футурист Давид Бурлюк и американский писатель, до определенного времени воспринимавшийся не только в России литературным маргиналом. Но, оказывается, они следили за творчеством друг друга и переписывались. Более того, оказывается, Миллер, как он пишет Бурлюку, к русской литературе относился с повышенным интересом: «Я вырос на Гоголе, Чехове, Андрееве, Д<остоевском> и Т (Толстом) — и всех остальных. Долго не мог читать ничего, кроме русских», без них, добавляет Миллер, «в Париже, я был бы сейчас неудачником, никем!»
 
Раздел «Иконография». Димитрий Сегал. «Творчество Константина Вагинова в культурном контексте (окончание)». Вторая часть мини-монографии, посвященной творчеству Вагинова и значимости этого творчества в истории русской литературы, по мнению автора, до сих пор не оцененного до конца. Одной из центральных тем Вагинова автор считает, например, тему трансформации такого явления, как «культура страны» в момент исторического слома (революции и гражданской войны) в России. Проза Вагинова дает возможность автору рассматривать это явление — и не только в контексте вагиновской прозы — на разных уровнях: «Сфера так называемой высокой, духовной культуры, сфера нормативной культуры и сфера низкой, или ненормативной культуры. Эти три сферы существуют и при старом мире, и при мире новом. Различие между дореволюционным и послереволюционным миром, так же, как и различие между существующими способами отношения к происходящим изменениям, состоят в том, какие объекты и какие люди входят в каждую из этих сфер, возможен ли (и желателен ли) переход из одной сферы в другую и, наконец, к какой сфере принадлежит оценка происходящего. Более того, разделения и конфликты между этими тремя сферами просматриваются, кажется, во всей прозе Нового Времени и являются одной из самых общих универсалий, движущих вперед самые разные сюжеты».
 
На обложках использованы картины Иссахара-Бер Рыбака «Старик» (1918–1923) и Тэнно Пента Соостера, Сергея Бунькова, «Ивритская буква "Цадик"» (2020). 
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).