будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ММКФ
Ноябрь 13, 2025
Культура
Идлис Юлия

Новый Завет Михалкова

Новый Завет Михалкова
172-600

Церемония открытия XXIX ММКФ, прошедшая 21 июня в кинотеатре «Пушкинский», была посвящена 50-летнему юбилею фильма Михаила Калатозова «Летят журавли». На экране крутили знаменитые черно-белые кадры – поцелуй Самойловой и Баталова в свадебной фате, пробег Баталова по лестнице, журавлиный клин в небе, плачущую Самойлову в конце; на сцене пели «Мне кажется порою, что солдаты…». Таким образом, церемония открытия Московского кинофестиваля определенно прошла со слезами на глазах.

Сильный русский акцент церемонии иногда сменялся легким славянским. Татьяна Самойлова и Алексей Баталов получили награды за вклад в кинематограф. При этом Самойлова говорила о гражданском долге, а вицепремьер Сергей Нарышкин – о трагической для русского народа дате 22 июня и о великой победе – в том числе и российского кинематографа. Традиционный приз фестиваля, который вручается на открытии, – Серебряного Георгия за вклад в мировой кинематограф – получил серб Эмир Кустурица. А Никита Михалков завершил праздник русского духа байкой о том, что подарил Кустурице костюм, в котором тот поднялся на сцену, потому что сербский режиссер «приехал как бомж», и рассуждением о братстве славян-кинематографов между собой.

Братство братством – вот и Кустурица на утренней пресс-конференции говорил о том, что у русского и сербского кино одни корни, – но близнецами явно не пахнет. У нас, если скрестить «Брата-2» и «Kill Bill», получаются в лучшем случае «Жмурки». А у сербов с такими же ингредиентами – Кустурица.

В этом фильме все видено не раз – в «Черной кошке, белом коте», в «Жизни как чуде» и других фильмах про безумную сельскую Сербию. Зритель чувствует себя так, словно на дворе все еще 1997 или 1998 год, и он все еще сидит в том, прошлом кинозале и смотрит того, прошлого Кустурицу. Или нынешнего, но это неважно. Потому что все в «Завете» – оттуда: и зажигательная музыка, которую написал сын режиссера Стрибор Кустурица, и грязный черно-белый кот, лижущий ухо герою в самом начале, и сюжет. Сюжет такой.

Татьяна Самойлова и Алексей Баталов (фото Н. Четвериковой)Алексей Баталов (фото Н. Четвериковой)

Татьяна Самойлова и Алексей Баталов (фото Н. Четвериковой)

В деревне живет мальчик Цане. Кроме него, там живут его дедушка и учительница, долгие годы мечтавшая выйти за дедушку замуж. В один прекрасный день дедушка объявляет внуку, что собирается умереть, а потому юный отпрыск должен пойти в город, продать там семейную корову, а на вырученные деньги купить икону Св. Николая, какой-нибудь сувенир и жену. Жену, впрочем, можно не покупать, но без материального вознаграждения ни дед, ни внук не мыслит брака с городской девушкой.

Все, что случается дальше, не имеет с этим сюжетом ничего общего. Самые обаятельные моменты фильма – не выполнение внуком дедовского завета (хотя он его, естественно, выполняет), а то, как Кустурица играет в мультфильм средствами авторского кинематографа. Вот появляются два лысых бандита в шортах – большой и маленький. Большой потом головой разбивает трехэтажный бордель своего главного конкурента. Вот одного из бандитов надувают шлангом и запускают летать под потолком комнаты, а другому овечьими щипцами отрезают яйца. Вот бандит с отрезанными яйцами съезжает с холма на гробе и проваливается в тартарары.

Все это, конечно, упаковано в высоко идеологическую обертку: мол, кино про конфликт города и деревни, про отношения Америки и маленькой Европы, до которой всем неожиданно дело, про отношения мужчины и женщины, в конце концов. Но главное здесь – не это, а высокотехнологичная крестьянская избушка, из крыши которой вылезает гранатомет, или вепрь, бегущий насиловать одного из бандитов в ржаные поля. Бандитам вообще тут достается, но не почему-нибудь, а просто потому, что в мультфильмах им всегда достается. «Как вы заметили, к финалу плохих парней не осталось: их всех поубивали, – сказал на пресс-конференции Кустурица. – Потому что это необходимо. В кино».

С этой необходимостью мультяшного глумления над злом режиссеру легко, а зрителю с ней жить. Когда дедушка смотрит по телевизору черно-белые кадры с давней Олимпиады, а под «Союз нерушимый» встает и плачет – теми же жестами, что герои Олимпиады в телевизоре, – зритель начинает хохотать, а потом смолкает. Потому что ведь музыка, собственно, никуда не делась. И так все время: в очень экспортном, по сути, развлекательном хэппи-эндском фильме Кустурицы его побратим – российский зритель – видит, пожалуй, слишком много личного.

Поэтому и российское прокатное название звучит так пафосно. На самом деле «завет» по-сербски – «обещание», а по-английски фильм называется «Promise Me This». В Сербии это кино еще не показывали, зато иностранный зритель уже его полюбил. В частности, одним из первых его полюбил Никита Михалков, который снимает такое же российско-экспортное кино, в котором иностранцу показывают величие России, а русскому – ее, в общем-то убожество.

А о «Завете» все сказано в его финале. Там почти слепой столетний старик из соседней деревни скрипит: «Мне кажется, все это – одна большая провокация». И лучше уж думать так, чем считать, что Кустурица снял себя самого специально для Никиты Михалкова. Следующий фильм знаменитого серба называется «Pancho Villa» и будет посвящен мексиканской революции. Вернее, тому, как в штаб революции привезли гильотину. Что из этого получится? Наверняка опять какая-нибудь кустурица.

Обсудить статью

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).