будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 15, 2025
Культура
Мокроусов Алексей

О феномене тонких тем

О феномене тонких тем
mokrousov98

Проституция и проститутки давно интересуют театр. Но редко ему удается так близко подойти с этой темой к каждому из зрителей, как это сделали в спектакле «Услуги любви» на фестивале в австрийском Брегенце.

Фестиваль, прошедший уже в 63-й раз, знаменит плавучей сценой на озере. Оперу на ней смотрит одновременно до 7 тысяч зрителей. Здесь, под открытым небом, с видом на закат и немецкий берег, играют мировые хиты. В прошлом году была «Тоска», в этом и будущем дают «Аиду». В 2009-м ее увидело 201 258 человек. Звук поддерживается компьютерами, усилителями и динамиками, создающими полный эффект присутствия в зале. Только на модернизацию акустической системы несколько лет назад потратили 3 миллиона евро. А декорации-коллосы? На их фоне даже снимали последнего «Джеймса Бонда».

Брегенц – не только развлечения на озере, но и большая программа на обычных сценах в самом городе. Она состоит из драматических спектаклей, редких опер (на этот раз был «Король Роджер» Кароля Шимановского) и даже оперетт. Оперетты все не случайные, тем более что привезены на этот раз одним театром – Северным из английского Лидса. «Москва, Черемушки» Шостаковича в остроумнейшей постановке Дэвида Паунтни соседствуют с полузабытым мюзиклом Гершвина «Для тебя, бэби», посвященным экономическому кризису, коррумпированности верхов и импичменту президента на сексуальней почве. Третья оперетта – на самом деле полноценная опера. «Близко к коже» Дэвида Соуэра оказывается злой, веселой пародией на жизнь пластических хирургов, голливудских звезд, маниакальной зависящих от идеальных форм, и связанный со всеми ними мир шоу-бизнеса.

Новые сюжеты – основа искусства. Одна лучших программ фестиваля так и называется: Kunst aus der Zeit, «Искусство из современности». В ней кроются самые неожиданные премьеры Брегенца. Пару лет назад показывали, например, одноактную оперу Рихарда Дюнзера «Радек» - о коминтерновском лидере и советском оппозиционере Карле Радеке. А в прошлом году – на редкость смешную оперу Изодоры Жебелян "Семья марафонцев", написанную по мотивам популярного в годы социализма югославского фильма "Марафонцы бегут круг почета".

На этот раз KAZ обратился к вечно актуальному – к проституткам и проституции. Режиссер Бригитта Сораперра решила, что далеко ради такой темы ехать не надо, разобраться в ней можно прямо на месте. Потому у спектакля «Услуги любви» подзаголовок «Театральный вечер на тему «Сексуальная работа в Форарльберге и его окрестностях». Журналистка Анетт Рашнер опросила около сотни жриц любви в Брегенце и вокруг, нарезала их монологи на мелкие реплики и короткие истории – их-то и слышит публика, собравшаяся на берегу Боденского озера во Freudenhaus, «Доме радости», типичном кафе под шатром, ставшем по такому случаю театром. Именно так раньше выглядели дома свиданий. Налили, выпил, познакомился - и удалились.

Сценой служит помосты с шестами, собственно сцена, на которой проходит шоу по теме, а также зрительный зал. На некоторых стульях таблички: «Просьба не занимать». Актрисы, одетые в рабочую униформу – короткие шортики, красные колготки, яркий макияж (поначалу актрисы, правда, появляются в масках), присаживаются к столикам, будто они и публика – единое целое, и все, что говорится, имеет отношение ко всем. Так оно и есть. Один из рефренов спектакля: «Земля у нас маленькая, все мы здесь друг друга знаем. Я вижу своих постоянных клиентов буквально каждый день на улице, но не здороваюсь с ними: они идут с женами и детьми…».

Другим сквозным сюжетом становятся монологи украинских, польских и русских женщин, вывезенных в Австрию в качестве танцовщиц или официанток и принужденных работать по другой специальности. В этих историях нет ничего нового, газеты пишут о подобном чуть ли не каждый день. Но когда тебе рассказывают об этом «нос к носу», не перебарщивая с патетикой и не скрывая деталей, впечатление оказывается сильным. Словно мимоходом сообщают, что в соседней Германии ежедневно миллион мужчин пользуются услугами 200 000 подобных женщин. Мысль о том, что там государство по крайней мере держит ситуацию под контролем, да еще получает налоги, приходит опосля. В Австрии же разрешение на открытие борделя каждый раз дают местные органы самоуправления, коммуны. Потому в Форарльберге, в отличие от остальной Австрии, нет ни одного красного фонаря. Может, проблема в величине заработков? Когда австрийские проститутки ездят на гастроли в Швейцарию, они зарабатывают там 1000 франков за день – а уборщицы по 500 франков в месяц. Поневоле вызывает зависть. Потому многие домохозяйки занимаются этим не из потребности, но просто ради прибавки к семейному бюджету.

Единственный актер, участвующий в спектакле наряду с тремя актрисами, озвучивает тексты не только сутенеров, но и клиентов, и владельца отеля красных фонарей, в гостях у которого перебывали все местные знаменитости. Клиенты пытаются объяснить, зачем они многие годы подряд ходят в определенные дни к одним и тем же дамам, и при этом продолжают любить свои семьи, своих жен. Ответы предсказуемы – потребность в новых ощущениях. В этих попытках объясниться так много от навязчивого желания оправдаться, что поневоле задумываешься о том, какую роль в общем чувстве неловкости играет запретность происходящего. То есть все, конечно, знают обо всем, но никто ни в чем не хочет признаться публично. Вам это ничего не напоминает?

«Услуги любви» - спектакль и социальный, и политический (в Европе, впрочем, разницы между двумя понятиями практически нет). Не случайно его поддержали, в том числе и материально, австрийские левые партии, от социалистов до «зеленых». И вряд ли этот спектакль добьется поддержки церкви. Хотя в финале неожиданно звучат псалмы в исполнении мужского хора, они порождают скорее эстетический, а не религиозный кризис в головах зрителей. Чего-чего, а лицемерия вокруг темы платного секса хоть отбавляй даже в католической Европе. В результате и появляется тот монстр, в которого превращается в финале персонаж актера Томаса Пёссе – с головы до ног перебинтованный, утыканный повсюду искусственными членами, он становится символом сексуальности, подавленной, но упорно прорывающейся из любой западни, в которую ее не загоняло бы общество.

С трудом представляешь себе подобное на театре в России. Кто поставит сейчас спектакль, говорящий о полузапретном, но актуальном? Где найти таких зрителей, способных адекватно выслушать монологи на «горячие» темы и не прикрыться от них пошлостью? Кому и для кого организовать фестиваль, способный объединять столь разное, как Верди, Шостакович и проституция – и остаться при этом явлением художественным и социальным?

В России проституция официально запрещена. Борьба с ней в реальности выглядит скорее комично. Несмотря на кампании последних лет, газеты пестрят недвусмысленными объявлениями, по обочинам московских шоссе стоят однозначные персонажи. Слишком велик соблазн дохода? Откаты не хуже чем в официальной экономике? Нелегальный оборот рынка проституции в России оценивается почти в триллион долларов.

Когда видишь войну против чего-либо – ищи, кому она выгодна. Чиновники, милиция, врачи, шоферы и охранники – трудно поверить, что все они к этому не причастны. Не говоря уже о миллионе работниц и работников, непосредственно зарабатывающих этот самый триллион.

Как пишут о нынешних запретительных средствах М. Левин и Е. Покатович, исследователи сексуального рынка в России из Высшей школы экономики, «меры, направленные на борьбу с нелегальной проституцией путем, например, увеличения штрафа, могут приводить к обратному эффекту – увеличивать проституцию, а не сокращать ее». Может, когда все уже погрязнут в платных секс-услугах, когда на каждого политика и масс-медийного героя в Интернете появится если не персональный сайт, то хотя бы соответствующий ролик – хоть тогда что-то у нас переменится? Или надо дождаться обвального бюджетного кризиса, чтобы задуматься о легализации этой части налогооблагаемой жизни? Или дело в этом самом неудобстве встреч на улице, когда навстречу почетной работнице идет чиновник и депутат с женой?

Лицемерие российского общества и российской власти, упорно отмалчивающихся на тему легализации проституции, имеет твердую цену. Но никогда еще отказ реальности в праве на существование не переделывало самой реальности. С другой стороны – парковки в центре Москвы и казино по стране отменили ведь безо всякого кризиса? Или, может, именно их отмена и вызвала мировые проблемы?

Другие тексты автора:

  • Между молотом и наковальней
  • Художник vs политик
  • Памяти изменяющегося сословия
  • Кому Дебора, кому Годаром
Мокроусов Алексей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).