будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 22, 2025
Культура
Идлис Юлия

О грязи, глянце и гламуре

Мне в жизни повезло, у меня все случилось вовремя. Не тогда, когда древние (иногда до букинизма) номера британского Vogue отбирали на таможне. Не тогда, когда зачитанный Playboy нужно было прятать от родителей под матрасом. Я взяла в руки Vogue смело и не таясь – году в 1998, когда он официально пришел в Россию.

Более того, взяла я его даже с некоторой гордостью, поскольку досталось мне это сияющее глянцевое чудо бесплатно: русский Vogue проводил промо-акцию среди студенток филфака МГУ (ага, факультет богатых невест), первый номер журнала раздавали бесплатно вместе с маркетинговой анкетой, которую нужно было заполнить и вернуть. На первом развороте журнала была, как водится, реклама, ничем не отличавшаяся по виду от остальных картинок в Vogue: серебристый «Ягуар» со списком технических характеристик вплоть до «удобного подстаканника» и ценой в $50 000. А одним из пунктов анкеты при этом был вопрос: «Сможете ли вы покупать журнал каждый месяц, если его цена будет: 1) 50 рублей 2) 70 рублей 3) 100 рублей?»

Это теперь можно говорить, что маркетологи русского Vogue не знали своей целевой аудитории, а рекламодатели Vogue не знали того, что маркетологи Vogue ее не знали. А тогда магия глянца действовала и на тех, и на других: наверное, официальные дилеры «Ягуара» в России думали, что их машины в этой стране могут ездить разве что по глянцевым журнальным страницам.

А потом Керри Брэдшоу из «Секса в большом городе» все расставила по местам, сказав: «В юности я иногда покупала номер Vogue вместо ужина». Это в Нью-Йорке, а уж в стране, где зима по полгода и хорошо выглядеть в это время удается разве что манекенам в витринах магазинов, номер какого-нибудь Vogue или Cosmopolitan вполне мог стать хорошим подарком на 8 марта – со всеми «Ягуарами», дорогими часами и модными силуэтами, которых на самом деле не существует, конечно.

При этом сперва из всего западного глянцевого разнообразия к нам просочились, пожалуй, самые кондово-половые разновидности: Playboy (для мальчиков) и Burda (для девочек). Поэтому долгое время в нашем сознании существовала четкая ассоциация: глянец – это или порнуха для богатых, или шмотки всех сортов.

Особенно не повезло в этом смысле «Плейбою». В переходах метро его давали пролистать за половину стоимости, не отходя, так сказать, от кассы. И при этом пролистывании, к разочарованию российского потребителя, оказывалось, что там внутри вовсе не полуголые женщины всех цветов и форм, а одни сплошные машины. Во-первых, потому, что листал наш потребитель нервно и торопливо, закрываясь локтями от напирающих сзади любителей поглазеть «Playboy» на халяву, - и попадал, в основном, на правые рекламные развороты. А во-вторых, потому что вообще-то «Playboy» был престижным журналом для отдыха состоятельных мужчин, каковой, кроме голых женщин, включает еще и дорогие авто, часы и даже скромные интеллектуальные усилия в области потребления литературы и искусства.

Когда глянец пришел в Россию в более или менее приличном ассортименте, наличие в нем не только картинок или, на худой конец, выкроек, но и текста – то есть прямо-таки статей – стало настоящим шоком. Все эти советы о том, «Как избежать романа на стороне», «Как завести роман на стороне», заботливое «Достаточно ли вы сексуальны», предупреждающее «Не слишком ли вы ревнивы» и другие отношенческие реалии из другого мира полностью захватили не только читателей, но и журналистов. Выбрать из трех вариантов ответа на вопрос психологического теста «Если ваш партнер не устраивает вас в постели, вы…» было так же невозможно, нереально и сказочно, как этот самый тест написать за пару часов и получить за него месячную зарплату научного сотрудника.

В англоязычных описаниях вакансий иногда пишут, чтобы предостеречь любителей легкой и престижной работы: “no glamour, it’s a tough job” («никакого гламура, это тяжелая работа»). А в глянцевой журналистике гламур был, и еще какой; поэтому все ринулись писать в глянец. Библиотекарши писали про курортный флирт, инженеры – о том, как вести себя на вечеринке, все кто ни попадя – о романах на стороне. От этих времен осталась твердая уверенность в том, что текст в глянцевом журнале не так уж важен, а также стереотип «глянцевой журналистики» - надменной, легкомысленной, туповатой, но почему-то очень дорогой и гламурной.

Гламур и глянец – вещи нераздельные и по сей день, хотя гламур придумали вовсе не редактора первых глянцев, а, например, египетские фараоны, вбухивавшие несметные сокровища в строительство красивой загробной жизни себе и своим близким. Гламур – это легкомысленное отношение к жизни и уверенность в том, что все так или иначе будет хорошо, а ведь этой уверенностью торгуют все – от табачных производителей до религиозных организаций, - потому что за это не жалко никаких денег. Гламур – это не думать о непрочитанных шедеврах мировой литературы, открывая очередной Cosmopolitan. Гламур – это покупать себе Vogue вместо ужина, потому что через пять лет ты будешь в него писать по два доллара за слово. Гламур – это возможность потратить деньги, купив глянцевый журнал, который непонятно как употреблять.

Глянец – это богато; доставая из сумки глянцевый журнал, мы достаем, как тот самый гражданин из широких штанин, не что-нибудь, а социальный статус - возможность не жалеть денег и времени, занимаясь дорогостоящей ерундой. Ну хорошо, а вы когда-нибудь прочитывали глянцевый журнал от корки до корки, включая подписи под фотографиями? А вы знаете людей, которые прочитывали? Только на необитаемом острове, или в СССР в 1980-е, или в приемной у стоматолога.

Читать глянец мы так и не научились. Чаще всего мы рассматриваем там картинки или вовсе бессмысленно листаем от заголовка к заголовку. Именно поэтому в нашей стране никак не приживаются «умные» глянцы вроде почившего «Нового очевидца»: когда появился глянцевый журнал, который надо не только просматривать, но еще и читать, всем стало как-то неловко. Вроде как в школе на уроках литературы заставляли бы учить наизусть тексты песен Мадонны в переводе потомков Пастернака.

Точно так же и глянец не журнального, а книжного формата не пользуется еще таким спросом, как надеялись его авторы. Все эти Mini и Glamour размером с учебник по математике, казалось бы, гораздо удобнее носить с собой, чем полновесные номера того же Vogue, толстенный Elle или норовящий вывернуться из маленькой сумки «OM». Но ведь одно дело, когда несешь никуда не помещающийся глянец в руках, прижимая его к груди, и люди вокруг оборачиваются, стараясь разглядеть лицо на обложке, - и совсем другое дело, когда в метро садишься, лезешь в сумку за чтением и достаешь не Толстого и даже не Акунина, а Men’s Health или Mini. И потом, мы с детства привыкли к тому, что книжки сказок с картинками должны быть большие. С большими картинками.

Глянец – это такая сказка. Тем более что обычные сказки, издающиеся у нас в последнее время, чаще всего начинаются со слов «мужик овдовел и женился на другой» и имеют ярлык «для детей от трех до пяти лет». А в глянце даже повседневная суета и непростые жизненные обстоятельства приобретают легкий блеск потусторонней жизни. Кризис 25 лет – это шанс ощутить себя настоящим профессионалом, развод – повод обновить гардероб и побывать на курорте, а самый насущный вопрос – успеете ли вы до конца зимней распродажи объехать Петровский пассаж, Крокус Сити Молл и Столешников переулок.

Короче, глянец – это мы, какими мы бы себя любили. Но в нашем климате глянцевая сказка, к сожалению, не очень-то возможна: у нас ведь даже из машины невозможно выйти, не окунув дизайнерские сапоги в придорожное месиво. И вот тут-то в ход идет гламур: мы все равно покупаем глянцевые журналы, и везем их к себе в Бирюлево, и там небрежно пролистываем и выбрасываем их. Вместо ужина. Потому что наш гламур – он в этом, в сочетаемости несочетаемого. Наш гламур – это заказать в дорогом японском ресторане суши и стакан Кока-Колы. Это прийти на премьеру модного фильма в облепленных грязью и изъеденных солью дизайнерских сапогах, как какой-нибудь пират Карибского моря. Это в метро надеть очки и с серьезным видом извлечь из портфеля нечто; все думают, что у вас там как минимум Гегель, а у вас там – глянцевый Glamour.

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).