будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 7, 2025
Культура
Щербина Татьяна

О мантре «причем тут ислам»

О мантре «причем тут ислам»
sh_b

 Чудесная сила мантр (при чем тут ислам,почему не строить мечетей столько,сколько просят, что плохого в парандже- в Европе же не тоталитаризм, чтобвводить дресс-код) внезапно, буквальнов течение нескольких дней, ослабла. Таксошлось: Тило Саррацин выпустил книгу«Германия самоликвидируется», котораястала бестселлером в Германии, АнгелаМеркель наградила автора дасткихкарикатур на Мохаммеда, в Москве Лужковразрешил муэдзинам вести молитвы созвукоусилителями, в Ураза-байрам движениев районе проспекта Мира и Олимпийскогопроспекта перекрыли, но и пешком былоне пройти: десятки тысяч согбенных спинвплотную друг к другу – такого в Москвееще не видели! В то же время подступало11 сентября, оказалось, что территориявокруг Граунд Зиро принадлежитмусульманину, который и собираетсяпродать ее под строительство исламскогоцентра, большинство американцев против,но референдум не планируется, и вотамериканский пастор решил сжечь Коран.Все руководство страны умоляло егоэтого не делать, хотя, казалось бы, никомуне известный человек, захотел и сжег,закон не нарушил. Вон американские флагимусульмане сколько лет жгут! Пасторвнял, но какие-то другие два пастора поэкземпляру все же сожгли. Тило Саррацинауволили с его высокого поста в Бундесбанке,теперь, видимо, изгонят из партии(социал-демократической), а во Франциивопрос обострился настолько, что Саркозистал широковещательно высылать цыган(которых высылали и прежде, но «в рабочемпорядке»), чтоб переключить общественноевнимание с табуированной «мусульманскойтемы», обострившейся в связи с погромамии покушениями на полицию в Гренобле, азатем – недоумением французов, почемуминистр внутренних дел пошел «разговляться»вместе с мусульманами и праздновать сними тот же самый байрам, хотя ни схристианами, ни с евреями членыфранцузского правительства до сих порне разговлялись. В Текстильщикахмосковские власти разрешили построитьмечеть, а в строительстве православногохрама до того отказали, ссылаясь на то,что «участок расположен в границахприродного комплекса, с прохождениембольшого количества магистральныхкоммуникаций и магистральных газопроводов».11 сентября местные жители вышлипротестовать: «так не достанься же тыникому», пусть будет парк.

Я – за толерантность, за диалог вместонасилия, но табу – это нечто противоположное:делаем вид, что ничего не происходит,диалога избегаем. Боремся с отдельнымитеррористами, с извращающими исламваххабитами (а ваххабитская СаудовскаяАравия?), как бы автономными организациямивроде «Аль-Кайды», а откуда берутсяденьги на теракты, можно порассуждатьна кухнях (хотя «на кухнях» это ясно какдень), а в общественном пространстве –говорят нам -- доверьтесь правительствам,они со всем справятся. В последние десятьлет правительства убедительно показалинам, что не справляются.

Несколько лет назад гуляю по Иерусалиму,вдруг – сильный хлопок, мы со спутникомтревожно переглядываемся: «Взрыв?». Ивдруг торговцы, мимо которых мы проходим,прямо по-русски начинают на нас кричать:«Мы – не террористы, это ваши Путин иБуш террористы, мы хотим мира». Выяснять,«кто первым начал», пробовали неоднократно,взаимные претензии всегда спускалисьпо ступенькам веков вплоть до библейскогоИзмаила, как и в любой другой онтологическойраспре. Государства-мишени террора,конечно, существенно деградировали:Билу Клинтону хотели впаять импичментза Монику, а Бушу-младшему – хотя бы за11 сентября, за Ирак - даже и не хотели. ВРоссии террор государственный и как быпротивостоящий ему «международныйтерроризм» срослись незримым коррупционнымклеем, «чеченизация России» и всякоетакое, а жители либо на все забили («всеравно ислам победит, у них рождаемость,нечего рыпаться»), либо сказали себе:«религия – зло», либо заточили зуб на«лиц неславянской внешности», и этосамое удивительное: про ислам – ни-ни,шариат в Чечне – вроде и неважо, чтопротиворечит российским законам, аофициальный, т.е. как бы политкорректный,язык ежедневно сообщает нам про этническиепреступные группировки, массовые драки«уроженцев» с «выходцами», инцидентытипа недавнего «два уроженца Дагестанаоткрыли в метро стрельбу, ранив двухпассажиров славянской внешности» .Соответственно, людей в России исподвольпредлагают делить по внешности – не попаспорту же, изучая место рожденияуроженцев и выходцев. Этот гитлеровскийподход не только абсурден, но и опасен.Люди с «неславянской внешностью» (знатьбы еще, что это за внешность: большинствославянских народов – тип средиземноморский)должны чувствовать себя в одной«социальной группе» с преступниками?

Налицо, между тем, экспансия ислама,хотя ни один экстерриториальный муфтийне скажет вслух, что задача дня –превратить мир в халифат. В мирное времякак-то относишься только к отдельномучеловеку и его поступкам, а не к«категории». Почему ж иначе с исламскимитеррористами? Потому что это не Х убиваетY, это солдат, «воин Аллаха»,«шахид», ликвидируя группу неверных послучайной выборке, совершает подвиг –в собственных глазах и в глазах референтнойгруппы. В Палестине портреты шахидовразвешаны всюду, детей воспитывают наих примере. Классическое пониманиевойны ушло в прошлое, война с открытымзабралом, победителем и побежденным –это теперь футбол, разве что без полнойгибели всерьез. Характерно словцо«мундиале». Сегодняшняя война – этобои без правил, без начала и конца,неизвестно, кого с кем. Еще вчера каждыйевропеец свято верил в гражданство:получивший французское гражданствобеженец – француз. Ассимиляции никтоне требовал: многие советские эмигрантыотказывались получать гражданство иучить язык - жили «в изгнании», издаваярусские журналы, газеты, книги. А вотесли б они требовали, чтоб в Парижестроили православные церкви, считалибы недостаточным предоставление импособий и бесплатных квартир - HLM,учили бы французов духовности,перегораживали бы парижские улицыкрестными ходами, звонили в колокола,просили звукоусилителей, чтоб всеслышали церковные службы и песнопения(«Вам что, не нравится? Это же таккрасиво!»)? Нет, эмигранты ни третьейволны, ни первой, сплошь церковно-верующей,так не делали. Равно как и бежавшие воФранцию из неблагополучных мусульманскихстран никогда прежде не заявляли о своихрелигиозных претензиях, не вспоминалио парандже и даже хиджабе, соглашалисьс тем, что приехали в светское государствос христианской культурой. В Цивилизацию,если угодно. В первой половине 90-х я невидела во Франции ни одной паранджи,хиджабы если и попадались, то единичные,среди моих знакомых, поэтов, приехавшихсюда жить из Туниса, Марокко, Ливана,Ирана ни один не упоминал об исламе, всесчитали себя просто французами. Явыступала в Институте Арабского Мира,и претензии той довольно многочисленнойаудитории тоже были обращены не кФранции, не к «погрязшей в разврате»Европе, а к режимам покинутых ими стран.

Несколько лет назад почти все французскиегорода заполонили женщины в хиджабах,я стала слышать разговоры о необходимостистроительства мечетей, проведениямолитв на площадях, в этом году впервыелицезрела дам в паранджах, правда, соткрытым лицом (закрывать лицо запретилизаконодательно). А что случилось-то?Количество перешло в качество: перваямечеть была построена во Франции в 1922году (на острове Реюньон чуть раньше, в1905), сейчас их больше двух тысяч. Десятки,даже сотни тысяч прибывших на ПМЖ – этобеженцы, а шесть миллионов (по официальнымданным и вдвое больше по подсчетамэкспертов – столько во Франции сейчасмусульман) – численность целогогосударства! И оно решило заявить осебе, миллионы отдельных людей зарослисоединительной тканью, исламом, которыйтеперь чуть не везде везде присутствуетв подобных количествах. Дело не в религиикак таковой (соглашусь с мантрой «причемтут ислам»), а в наличии общего языка –арабского, общих социокультурныхпривычек, а главное – в наличии тех, кто«рисует перспективы»: да-да, весь мирбудет халифатом, продолжайте борьбу,наши страны – третьего мира, так мыбудем первыми, а «они», так называемаяцивилизация, у нас на посылках. И деньгитекут рекой в помощь халифату (а никакне отдельным людям, живущим в нищете,на людей-то как таковых – наплевать,«своими» жертвуют так же легко, как«неверными») – нефтяные деньги, понятно,и пропагандистские брошюры издаютсяна всех языках мира. Я не преувеличиваю:на всех. Видела их собственными глазамив Англии в отдельном таком «государствев государстве» за высоким каменнымзабором, занимающем большую территориюи проводящем международные слеты«мусульман с активной жизненной позицией»(политкорректно выражаясь) под названием«Исламабад». Формально – терактамизанимаются одни люди, носят паранджи итребуют новых мечетей другие, имамыговорят не всегда одно и то же, по примеруЯсира Арафата, который по-английскивыступал с призывами к миру, а по-арабски– к войне. Публично вообще все за мир,на войну натаскивают ведь только своихпотенциальных воинов, а мишень, наоборот,успокаивают, и мишень чувствует себя видиотском положении: ей твердят про«религию мира и добра», про отдельныхотморозков, которых везде хватает, вРоссии еще и про «неславянскую внешность»,мишень начинает искать места в Коране,где сказано… Да какая разница, что тамсказано? В Евангелии есть и «не мир япринес, но меч», и «если тебя ударили полевой щеке, подставь правую», имеет жезначение практика, а на практике вовремена крестовых походов и инквизициихристианство было религией крайнейжестокости.

Очень неприятное ощущение – «обобщательное»,как во время всякой войны: с 1941 по 1945 неоставалось внутри места для восхищенияГете и Бетховеном, тем более Вагнером:немец – враг, точка. Но это все ещеклассический мир и классическая война,«мундиале» закончилось, разгромленнаянемецкая сборная полностью поменялась,как не раз уже менялись все участникиИстории, и объявленный Фокуямой «конецистории», казалось, настал, но тут-то иначался процесс по отмене этой Историикак таковой. Лично для меня первымзвонком был 1989 год, когда Салмана Рушдиприговорили к смерти за его роман. В томже году я приехала на фестиваль вГолландию и в интервью еженедельникуDi Tijd, которыйу меня хранится по сей день, сказала,что будущее мне видится конфликтомислама и христианства. Тогда это звучалотак смешно и неправдоподобно, чтонапечатали, журналистка смеялась отдуши. Второй звонок был в 1996 году, когдакомпания моих недавних тунисскихприятелей, все интеллигентные люди,праздновали катастрофу самолета TWAНью-Йорк – Париж: гибель американцев ифранцузов они восприняли как личноесчастье. «А если б там были ваши жены идети?» - спросила я. – Для общего делане жалко ни жен, ни детей, - ответили они.Постепенно эти «звонки» превратилисьв колокольный звон. Французские мусульманепишут на форумах «votre paysde merde» («вашадерьмовая страна») , но совершенно несобираются ее покидать, в их представлении«великий перелом» уже произошел, остается«дожать».

Что же делать? Во-первых, вписать вЕвропейскую Конституцию пункт, откоторого отказались, когда ее принимали:о том, что в основе европейских ценностейлежет христианская культура. Во-вторых,отказаться от фигуры умолчания: политика«давайте не замечать болезни» понятнакаждому, кто сталкивался с хроническимиболезнями, лечение которых – пытка. Этоза острое воспаление легко взяться ивылечить – всё понимаю, но хуже всего- молчать, делая вид, что просто насморк.

Пасторы и книгосожжение – глупость,конечно, пламя, вырвавшееся из мозга заотсутствием референдума на тему«Обустроить ли Гранд Зиро мечетью». Аиндийские мусульмане уже громят Кашмир(сожгли церковь и христианскую школу)– за пастора, но они и без пастора громилисто раз. Оптимистичный диалог на тему:«Предлагаю сжечь все книги и перейтина электронные ридеры. Поломка ридерареакций не вызовет. - Рей Бредбери повам плачет, зависание компьютераобеспечит всеобщее равенство о которомнаписано в его книге "451 градуспо-Фарингейту". - Ну, к тому времени,как все перейдут на ридеры, зависаниекомпьютера останется страшным сномглубоких старцев». Ну вот разве что.

Щербина Татьяна
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).