будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура
Мусвик Виктория

О, пресслужба

О, пресслужба
musvik3.gif


Весь конец прошлой недели и две предстоящие мне придется жить культурной жизнью не только каждый день, но и по нескольку раз за вечер. Просто раз в два года весной в одно и то же время Москву накрывает большая волна - начинается Фотобиеннале (с ним чередуется фестиваль «Мода и стиль в фотографии», но он более камерный). Это значит, что для тех, кто каким-либо образом связан с фотографией, на это время (что-то около двух, а то и трех недель) нормальная жизнь отключается, а включается практически режим выживания - выставок приезжает обычно больше сотни, вернисажей каждый вечер может быть дюжина или около того. Даже если пропустить половину, все равно будет тяжело. Я фотографический критик, то есть пишу про фотографические выставки и альбомы в разные издания, включая профессиональные. Для меня все это очень и очень интересно, но каждый вечер я не устаю благодарить высшие силы за то, что у Московского дома фотографии столь внятная пресс-служба.

К сожалению, нормально работающая и разумно устроенная пресс-служба или хотя бы адекватный окружающему миру пресс-секретарь - явление для отечественных культурных организаций пока довольно редкое. За четыре с половиной года работы ведущей рубрики «Культурная неделя» в одном из журналов «Коммерсанта» мне и моим помощницам приходилось за месяц обзванивать десятки, если не сотни таких организаций в поисках самых простых фактов. Иногда крохи полезной информации - о начале и окончании выставок, о приезде в Москву той или иной знаменитости или о прокате фильмов - приходилось добывать чуть ли не с боем: нужный сотрудник той или иной пресс-службы то оказывался «вне зоны досягаемости», то был просто не в духе и переносил свое томно-презрительное отношение к миру на тех, кто ему звонил. Это было тем более странным, что в большинстве случаев мы вовсе не добывали шпионскую информацию - мы делали что-то полезное для организации, в которую звонили, бесплатно размещая информацию о том или ином событии. Конечно, подобные сбои случались далеко не всегда и, например, в киноиндустрии пресс-службы были куда более четко отлаженным механизмом, чем, скажем, в музеях (не говоря уже о, например, университетах), но частота этих странных заторов на пути от проекта к его читателям-слушателям-зрителям удручала.

Конечно, дело вовсе не в том, что тот или иной пресс-секретарь не знает своего дела. Дело в каких-то постоянных сбоях в работе с информацией в нашей, культурной, области, во многом связанных с одним из главных пороков мира «высокой» культуры - культурным снобизмом. Я вспоминаю один вопиющий случай, произошедший не с пресс-службой (пресс-секретарь там был отличный), а с куратором знаменитого отечественного музея. Проект был интересный, к тому же совместный с крупным западным фондом, - но то, с каким невыразимым презрением человек (кстати, сам довольно известный журналист) относился к тем, кто пытался выяснить у него хоть какую-то информацию, было очень грустно. Так, одному из людей, не первый год пишущих в прессу вполне разумные статьи про выставки классического и современного искусства, он посоветовал, по ее словам, сначала прочитать Платона, а потом уже обращаться к нему за комментариями. Подобные случаи происходили неоднократно, и, в итоге, прием проекта на родине прошел довольно кисло, чего, собственно, и стоило ожидать. Вообразите мое удивление, когда в одной из газет я натолкнулась на статью того же самого человека, который сетовал на то, что, мол, критики у нас убогие, ничего не знают, проект его не поняли - то ли дело на западе. Мысль о том, что он сам спровоцировал волну непонимания, потому что не потрудился четко и ясно разъяснить свою позицию по ряду вопросов, в статье даже не проскальзывала.

По иронии судьбы, я видела тот же самый проект в Берлине, и меня, помнится, поразило вежливое, грамотное, спокойное отношение к неизвестному им лично человеку не только у специально обученных для этих целей людей, но и у обычных музейных работников. Я также вспоминаю радушный прием, который был оказан мне в том же Берлине пару лет назад за несколько дней до открытия грандиозной экспозиции «Лица двадцатого столетия Аугуста Зандера». Я уезжала раньше открытия, позвонила в музей Martin-Grophius-Bau - и меня тут же пустили на предвернисажный монтаж выставки. Два главных куратора, занимавшиеся темой много лет подряд, Сюзанна Ланге и Габриэлла Конрат-Шолл водили меня по выставке около двух часов, ни на минуту не выпуская из вида и подробно отвечая на вопросы (думаю не все из них показались им особенно умными). Это, впрочем, обычное отношение к прессе в европейских и американских музеях. Однако я далека от того, чтобы думать, что все самое лучшее происходит на западе. Вот, скажем, пару месяцев назад мы обсуждали вопрос о «невежественности» отечественных критиков с одним из самых известных западных искусствоведов и исследователей визуальности Джеймсом Элкинсом, готовящем сейчас книгу о современной арт-критике в разных странах мира. Выяснилось, что ситуация в России, собственно, не так уж и плоха, например, при сравнении с Америкой в силу специфики нашей экономической ситуации (молодежь с образованием в гуманитарных областях и со степенями вынужденно идет не в науку, а в смежные области).
То, что информация в современном культурном мире - огромный капитал, -настолько банально, что даже странно такие вещи повторять. Про разного рода механизмы передачи информации, роль в ее распространении разного рода сетей, в том числе личных сетей, выстроенных от человека к человеку, писали многие, начиная с простых и несложных указаний аспирантам Фила Агре  и заканчивая исследованием социальных сетей Бари Веллманом. В этом смысле каждый журналист и каждый пресс-секретарь - это пушкинские «почтовые лошади просвещения», передаточное звено от создателя к потенциальному потребителю. Да, из десяти человек, с которыми вам приходится говорить по поводу вашего проекта, трое могут совершенно не разбираться в предмете, двое, возможно, сдуют всю информацию из пресс-релиза, а один напишет гадости — однако останутся еще четверо, которые смогут разобраться, понять и донести информацию до мира.  Работать, к сожалению, придется со всеми, отсеять достойных и недостойных по критерию читал ли кто-то из них Платона, как звучит его голос по телефону и носит ли он волосы на прямой или на косой пробор, в современном мире больше не представляется возможным.

 Представление о том, что современное искусство и культура в целом не оперируют больше критериями «качества» и «вкуса», а успех того или иного проекта зачастую зависит от того,  насколько много шумихи удастся создать вокруг данного произведения, также хорошо известно. Почитайте хотя бы нашумевшую у нас в прошлом году книгу Джона Сибрука «Nowbrow, культура маркетинга или маркетинг культуры» - книгу, которую, как многим показалось, можно использовать в качестве пособия по жизни в мире «посткультуры». Я, однако, не понимаю ни криков об ужасах общества потребления, ни сетований о том, что «голодающий художник, мечтатель, неспособный заработать на жизнь своим искусством, потерял свое значение как культурный архетип», а его место занял «харизматичный жулик», «один из миллионов создателей контента». Мне-то как раз кажется, что то, что «классические ценности», место которых в мертвом брюхе музея или в гетто для высоколобых (которые единственные могут выбрать, что хорошо и что плохо или поддержать умирающего от голода художника небольшой подачкой), перестали обладать непререкаемым авторитетом- это явление положительное. Именно это заставляет нас выходить в окружающий мир из своего тесного загончика и искать простые формы объяснения сложного, взаимодействовать с реальностью и встраиваться в ежедневную жизнь. А вот если мы не будем делать этого, мир под завязку заполнится бессмысленными проектами, основанными только на трескотне и хорошем владении «технологиями успеха»  Именно в неумении донести свои «высокие» ценности до самого обычного человека и в определенной ленности ума и кроется, на мой взгляд, изначальная причина отечественного культурного снобизма, а вовсе не в попытке сохранить вечные ценности прошлых поколений в чистом и незамутненном виде.

Мусвик Виктория
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).