будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Культура
Золотухин Валерий

Одна абсолютно сумбурная деревня

Одна абсолютно сумбурная деревня
moguchiy.gif

Каждый фестиваль, международный или российский, со временем приходит к более или менее эффективной концепции, которую можно сформулировать в лаконичном воззвании. «Вы только взгляните, как разнообразен окружающий нас мир!», - могли бы обратиться к зрителям организаторы Чеховского фестиваля. «Очнитесь, окружающее несправедливо», - прочитывается между строчками афиши «Новой драмы». «Не мешкайте, иначе пропустите все самое лучшее», - подмигивает «Золотая маска». А вот с NET-ом («Новым европейским театром») все сложнее – лозунги фестиваля меняются каждый год, в течение семи лет, причем зачастую довольно сильно. Иногда в нем слышен восторг первооткрывателей, иногда – пафос просветителей, но чаще – твердая уверенность в необходимости показать именно здесь и  сейчас те спектакли, что собраны в программе феста. Собирается она, как правило, в полном соответствии с нынешними увлечениями авторов фестиваля - театральных критиков Марины Давыдовой и Романа Должанского. Причем, что важно, увлечениями не общими идеями, как в «Новой драме», не широтой (географического, с некоторых пор) охвата, как на Чеховском фестивале, а в первую очередь, спектаклями и их создателями. NET – фактически единственный в Москве целиком и полностью авторский фестиваль, что выражается не только в селекции спектаклей, но еще и в постоянно присутствующей мысли о современном театре, которая стоит за выбором тех или иных постановок, привезенных в Москву. Очень конкретных и понятных, к слову сказать, мыслей.

В разные годы на фестивале были показаны постановки Жозефа Наджа, и в них наиболее полно отразился интерес театральной Европы к смежным с танцем направлениям, спектакли Оскара Коршуноваса («Огнеликий», «Ромео и Джульетта») и  Херманиса («Ревизор») дали возможность попробовать разобраться в причинах взлета современного балтийского театра. То же случилось и с постановкой ибсеновской «Норы» Остермайера, в которой социальное высказывание не только не вытеснило художественное, но, наоборот, сделало его более дерзким. Все годы своего существования NET упорно сближал театр с современным искусством, но едва ли эти два явления сходились так близко, как это случилось на открывающем седьмой по счету NET спектакле «Между волком и собакой» Саши Соколова (Формальный театр, Санкт-Петербург).

Режиссерское решение Андрея Могучего удивительным образом совпадает с созданной замечательным художником Валерием Кошляковым инсталляцией «Облако» («Nuvola»), представленной минувшей зимой в Москве в рамках Биеннале современного искусства. Пространственное (а во многом и смысловое) решение спектакля в некоторых сценах один в один повторяет сделанное Кошляковым. О плагиате здесь, конечно, нет и речи, тем более что премьера спектакля Могучего в Ницце совпала с открытием инсталляции художника в римском Музее современного искусства. Но о совершенном совпадении художественных образов, параллельно найденных режиссером и художником, - бесспорно. «Облако» представляло собою стол с макетом игрушечной деревеньки: бледные картонные домики, покрытые снегом, перекошенные деревянные ограды и наскоро сбитые сортиры, а главное, зияющие тут и там пустоты венчал лист картона, на который проецировались изображения памятников итальянской архитектуры и скульптуры. Под звуки итальянских арий возникала миниатюрная полуразрушенная деревня, над которой в пустоте бесконечно длинной зимней ночи чередовались архитектурные и скульптурные образы самой ясной из эпох культуры. За всем этим не было попытки создать немыслимую и невозможную гармонию Вечного города и вечной заброшенности, но утверждалась неотчужденность этих двух состояний. Если на место образов Италии подставить проекции полотен Брейгеля Старшего (работа с видео и анимацией в спектакле - Александра Малышева), а в картонные домики подселить многочисленных персонажей, хаотично разбросанных в пейзажах голландского художника (и еще более хаотично - в прозе Саши Соколова), то получится в чистом виде сценическое решение спектакля Могучего. 

Как природа в зимних пейзажах Брейгеля, так и фактурный предметный мир имеет в спектакле чрезвычайно важное значение. Уклад (именно так, не реквизит – а уклад), предстающий на сцене, состоящий из бесчисленного хозяйственного хлама – от деревянных тачек и ступ до гармошек и медных труб, висящих тут и там, - дополнен хаотическим движением сгорбленных, перекошенных (местами покореженных) героев артели индивидов имени Д. Заточника, описанной в романе Саши Соколова. Пьяненькие мужички образуют известные всякому побывавшему в деревнях мизансцены – сидят на завалинке, муторно нарезают круги вокруг друг друга с последующими (сокрушительными) падениями. До поры до времени кажется, что Могучий осваивает жанр ожившей картины, завораживая зрителя множеством деталей и разбавляя действие суетливой толкотней.

Сцены сумятицы перемежаются со сценами-«озарениями»: Бог весть откуда появляется балерина, заставляющая застыть окружающую картину убожества. В другой раз – мать, везущая санки с укутанными детьми, посыпающая головы перекошенных обитателей артели снегом-пеплом. Поэзия и покой появляются здесь из ниоткуда – и тут же ускользают, не давая мужичкам (и зрителям в зале) опомниться. Десятки сцен-пантомим искривляют сюжетную канву: начиная с самоубийства одного из героев со смехотворно-неловким погребением и кончая по-хармсовски абсурдистской сценкой с дурашливым Пушкиным, непреклонным Дантесом (в спектакле – Дантузом) и громадным самоотверженным Зайцем, пытающимся примирить дуэлянтов. Объяснять героев с точки зрения последовательной логики и тем паче психологии – бессмысленно, да и в поэтической прозе Соколова всему этому, кажется, нет места. Зато место есть самой что ни на есть традиционной драме.

В финале сюжет спектакля неожиданно выпрямится до внятной лирической истории двух влюбленных, выведенных на авансцену. Их покой нарушают «машинисты» - трое громил в кожанках, со стертыми лицами, одинаково напоминающими убогих чиновников и устрашающих бандитов. Изнасилование героини и убийство героя – два самых жутких и, одновременно, режиссерски изобретательных фрагмента спектакля. Это еще и те две сцены с последующим эпилогом, в которых герои не сливаются в общий потешный хоровод, а их истории звучат во всю силу на время трагического и, в то же время, торжественного финала. 

Какая мысль стоит за открывшим нынешний NET спектаклем Андрея Могучего? Окружающее сумбурно, часто бессмысленно, но, взгляните, оно иногда еще и лирично.

Золотухин Валерий
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).