будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Культура
Борисова Марина

Однажды в Узбекистане

Однажды в Узбекистане
mocart

«Так поступают все женщины» (Cosi fan tutte)  Моцарта на либретто Да Понте – смешная и грустная история о непостоянстве как основе человеческих отношений. Женская верность невозможна – убеждает своих неискушенных приятелей Феррандо и Гульельмо опытный  Дон Альфонсо. Мужчины лгут, поэтому бессмысленно хранить верность – обрабатывает сестер Фьордилиджи и Дорабеллу искушенная  Деспина. «Сosi» – история двойного непостоянства: как женского (расставшись с возлюбленными, обе сестры не смогли устоять перед новыми соблазнителями), так и мужского (покинув своих возлюбленных, офицеры соблазнили чужих). Что  это все – любовь или игра в нее? Можно ли разбить отношения, а потом, простив измену, начать снова? Можно ли пережить все это за  один день? А если да, чем же тогда заниматься остальную жизнь?

Если честно, все это какие-то не наши вопросы. Галантный век с его вкусом к игре и сложной интриге – среда не слишком-то осязаемая для нашего оперно-театрального пространства, где в почете масштабные полотна и сильные страсти. И если Моцарт со всем своим оперным багажом вообще не российский герой, то Моцарт  галантный, исследующий страсть, играющий ее оттенками – тем более. В «Cosi», несмотря  на прагматичный сюжет, ничего не делается впрямую, в том числе не прояснен до конца ключевой вопрос: понимают ли девушки, что затеяли их возлюбленные? Ну, не может же быть, что они полные дуры, не догадавшиеся, что под видом маскарадных «албанцев» к ним клеятся свои в доску парни! Если принять ситуацию за достоверную (не узнать своих возлюбленных невозможно), то, разумеется, все всё понимают сразу, и «Cosi» -- двойная игра: юноши испытывают, девушки подыгрывают (изменяем, раз все так складывается, мужчины сами дали повод). Если считать, что достоверного нет и жизнь, в принципе, уже есть представление, то «Cosi» -- игра тройная (вы нас тестируете, мы делаем вид, что изменяем, потому что играть с теми, кто играет с тобой  -- искусство выше любовного). Словом, «Cosi» -- лабиринт, где женщины, естественно, изобретательнее и тоньше мужчин, а каждый новый поворот сюжета открывает новую градацию чувств. И так – до конца, внешне благополучного (пары помирились), но оставляющего всех в растерянности. Невинность утрачена, и от новых знаний теперь страшно.

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, героически обратившийся к «Cosi», шел дорогой без традиций: «Cosi» в России  толком не знают, опера нерепертуарна, постановок за последние сто лет перечесть по пальцам (1962 – Музыкальный театр им. Станиславского,1978 – Большой театр, 2002 – Мариинский театр). Ориентироваться на эталонную модель, которую олицетворяет знаменитая постановкеа Джорджо Стрелера в Пикколо Скала (красивый костюмный спектакль, время – 18-й век), показанная в прошлом сезоне в Москве, было бессмысленно: такие вещи дорого стоят, и они уже принадлежат прошлому. Ориентироваться на актуальную немецкую модель, одно из воплощений которой -- спектакль Ханса Нойенфельса в Зальцбурге (2000), отличающийся полным отсутствием иллюзий, циничный до неприятного (измена – следствие элементарного любопытства, жанр – поединок, эпоха – постунисекс: все – как инопланетяне), опасно: публика не готова, да и у театра нет свободы говорить о сути без помощи реальной среды. Третий  путь – наш, российский: найти в своей собственной жизни то место и время, где сюжет «Cosi» обрел бы вполне жизненные очертания, и зритель, внутренне притихнув от узнавания, понял бы его как историю своей жизни.

Такая тропа нашлась, и имя ей – война. Война – та чрезвычайная ситуация, одной из человеческих проявлений которой является молниеносный роман. Сегодня – любовь, завтра – фронт. Надо спешить.

Место действия спектакля  Александра Тителя -- полевой госпиталь в Средней Азии, опознаваемой по тюбетейкам, пестрым коврам и пиалам (играющий в шахматы узбек в красном халате – лучший персонаж спектакля). Здесь, пока где-то далеко идет война, вполне в жанре духоподъемного советского кино 1940-50-х среди экзотических зарослей, имитирующих бамбуковые (художник – Владимир Арефьев), растет и ширится чисто советская идиллия: разомлевшие в тылу офицеры испытывают на прочность своих медподруг, те же, хоть и наши, советские, поступают, как все женщины в мире. Вот собственно, и все. Два часа музыки, звучащей, как из репродуктора, с бодрым советским настроем, заполнены симпатичными жанровыми сценами: от купания раненых в алюминиевых ваннах до вечеринки под патефон, где медработники и раненые движутся  задумчивыми парами, а больной со стажем Альфонсо с чисто советской смекалкой кружится прямо на инвалидной коляске, приобняв подружку Деспину.

На фоне этого среднеазиатского затишья, пробуждающего у тех, кто в курсе, ностальгиею по временам, когда разные народы были одной дружной семьей, и выпевается на итальянском языке в сопровождении русского перевода на электронном табло моцартовская интрига, наполненная фокусами старых добрых времен советского коммунального житья: офицеры, маскируясь под новоиспеченных раненых, появляются настолько забинтованными, что воспринимаются  комическими фигурами; сестрички, хранившие в нагрудных карманах белых халатов фотки своих любимых, оттягивая время,  балуются комсомольским стриптизом, показывая атласное белье. Новые романы зародились в безделье, но закончилась все равно плохо: офицеры уходят на фронт, сестры остаются. Верность в условиях войны невозможна. Дважды два все равно четыре  -- даже не нужно тратить столько театрального времени, чтобы это доказать – понятно с первой секунды.

Быстрая любовь – закон не только классицизма, но и закон войны. Если добавить оглушительно громкое пение, оглушительно громкий оркестр (дирижер Вольф Горелеик) и душевные сценки из счастливого советского прошлого, то военно-полевой роман по Моцарту можно считать состоявшимся.

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).