Автор нашумевших романов об обитателях Рублевки, "Casual" и "День счастья", Оксана Робски выпустила третью за последний год книгу - Про любoff/on (М.: Росмэн, 2006), в которой попыталась выйти за пределы Жуковки и реконструировать опыт интеллигентной "женщины из толпы". Леонид Клейн встретился с Оксаной Робски, чтобы поговорить о писательском труде, книжном рынке и… вдохновении. Разговор, естественно, происходил в ресторане «Пушкин».
Оксана, какой из трех ваших романов вам больше нравится?
Последний.
Почему?
Второй роман, «День счастья – завтра», я считаю очень конъюнктурным, первая же книга была своеобразным «перфомансом», а вот «Про любоff» – настоящая книга. И мне было ее интересно писать. Потому что в случае с «Casual» я все знала: окружение, детали, там очень много автобиографического.
В первых двух ваших книгах люди из другой социальной среды находятся как бы по ту сторону баррикад, они в основном тупы и часто вороваты. В романе «Про любоff» вы пытаетесь взглянуть на мир глазами «маленького человека». Трудно было перестраиваться?
Я не родилась с серебряной ложкой во рту, мне надо было просто вспомнить. Я, конечно, о многом спрашивала, у меня есть друзья, подруги из совершенно разных социальных кругов, но больше – вспоминала.
Все ваши романы так или иначе завязаны на теме денег.
Что вы имеете в виду? Я просто пишу об обеспеченных людях. О том, что я знаю. Было бы странно, если бы я писала о добытчиках нефти.
Вам кажется, что тема денег и социального неравенства – главная тема эпохи?
Я не считаю, что пишу о деньгах. Я не считаю, что для моих героев деньги – первостепенный вопрос.
Чем для вас является писательский труд?
Это средство зарабатывать деньги. Это бизнес. Мне в жизни повезло, и я могу позволить себе заниматься тем бизнесом, который мне интересен. Сейчас мне интересно писать, и я пишу. Но я живу на деньги от продаж своих книг. У меня, например, в романах часто упоминаются различные бренды. Это product placement – и я этого не скрываю.
Книги хорошо продаются?
Ну конечно, если они являются бестселлерами, если они по году удерживаются в лидерах продаж.
Как вы себе представляете своего читателя: это человек, который будет завидовать, или это тот, кто будет узнавать детали описываемой вами жизни?
Это читатель, который должен думать.
О чем?
О себе, о своем месте в жизни. Просто постоянно думать.
Если обратиться к содержанию ваших книг, то это, на ваш взгляд, слепок эпохи или «история души»? Вы воспринимете своих персонажей как «героев нашего времени»?
Я бы не сказала, что это социальный слепок, я не страдаю гигантоманией и не замахиваюсь на такие серьезные вещи. Не слепок, скорее зарисовка.
Какие книги вы читаете? Что для вас по-настоящему любимое чтение? Из классики, например.
Из русской классики это, конечно, Чехов.
Почему именно Чехов?
Потому что Чехов - это тоже зарисовки, потому что Чехов никому не навязывает своей точки зрения, это взгляд со стороны, в котором всегда есть ирония, но нет авторской оценки.
Но ведь Чехов очень часто описывает тотальную безысходность нашей жизни, ее трагизм. Персонажи Чехова в основном несчастны.
Я не согласна. Я считаю, что люди по сути все одинокие и несчастные. Мы просто так устроены, что можем быстро пережить и забыть то, что с нами происходит. А если взять другого человека, то получится, что каждый, понимаете, каждый переживает огромное количество несчастий.
Хорошо. Какое ваше любимое чеховское произведение?
Нет, у меня нет любимого произведения. Я даже названия вам не назову.
?
Да, у меня дикий склероз. Я читаю, например, сейчас книжку и даже хотела вам рассказать, но не помню ее автора. У меня жуткая память. Я даже купила себе диктофон, чтобы записывать то, что приходит в голову. Я когда пишу книгу, то в конце периодически забываю, как зовут героя. Мне даже редактора говорят: "Оксан, он у вас все-таки Артем или Кирилл?". Или со вторым романом у меня был случай. Мне в издательстве говорят, что им понравилась сцена, где героиня на кладбище, и она говорит, что хочет выйти замуж. Я им отвечаю, что мне тоже нравится этот фрагмент. Тогда мне говорят, что у этого персонажа в начале книги есть муж, и они счастливы в своей семейной жизни. Вот такие нестыковки. В результате мы просто вычеркнули один эпизод.
Вы смотрите фильм «Мастер и Маргарита»?
Нет. Я вообще не смотрю телевизор, хотя «Мастера» я бы хотела посмотреть, потому что часто задают вопросы, спрашивают мое мнение, и нужно быть в курсе. Я вот недавно посмотрела «9 роту».
Ну и как?
Я бы не хотела комментировать.
Тот мир, в которым мы все оказались в последние 15 лет, напрямую связан с сложившейся в стране политической системой. Вы никогда не думаете о том, что ситуация может измениться и здесь уже будет просто нельзя зарабатывать деньги? Чувствуете ли вы необходимость как-то позиционировать ваши политические убеждения?
На выборах я голосовала за СПС. Если человек уважает себя, то он не может заявить, что он аполитичен. Это очень примитивно. Я всегда хожу на выборы. Я бы сама занялась политикой, потому что у меня есть, что предложить людям.
Как вам роль телеведущей?
Я ушла из программы.
А будут еще проекты с телевидением?
Да. Дело в том, что меня переманивают другие издательства, а я из «Росмена» уходить не собираюсь. И чтобы меня заманить, издатели придумывают параллельные проекты. Вот сейчас «Олма-пресс» хочет делать под меня авторскую программу на телевидении, чтобы потом, на основе этой программы, вышла книга. Только это будет уже не художественная литература, а, скорее, психология. У нас есть уже договоренности с конкретным каналом, но этого я пока озвучить не могу.
Фото с сайта www.ozon.ru.