Уже Олимпийские игры в Древней Греции (напомним, они проводились с 776 г. до н. э. по 393 г. н. э.) были не свободны от коммерции. Олимпия представляла собой крупнейший общественно-религиозный центр, и ценные дары в ее многочисленные храмы приносили и участники религиозных церемоний, и атлеты, просящие богов о помощи. Древние олимпийские празднества сопровождались пирами и ярмарками. На Игры съезжалось множество торговцев, которые делились прибылью со жрецами – их главными хозяевами. А участников Олимпиад уже тогда нельзя было назвать любителями. Они серьезно готовились к состязаниям, а победив, получали большие призы, не только денежные.
Современные Олимпийские игры – уже серьезное коммерческое предприятие. Они приносят огромные доходы, которые распределяются между Международным олимпийским комитетом (МОК) и организаторами Олимпиад. Не зря борьба городов за право проведения Игр становится все более ожесточенной. Существует многолетняя практика воздействия на членов МОК, инспектирующих города-кандидаты, – в ход идут ценные подарки, взятки, специальные «программы пребывания». Есть предположение, что строительство Олимпийского музея в Лозанне японскими архитекторами напрямую связано с проведением Олимпиады Нагано-1988.
Крупный скандал перед Солт-Лейк-Сити-2002 признан самым серьезным за всю историю Игр. Его вызвало получение комиссией МОК огромной взятки от представителей города-хозяина Олимпиады. В результате процедуру выбора изменили, и членам МОК запретили лично посещать города-кандидаты.
Расходы на строительство олимпийских сооружений и проведение состязаний с лихвой покрываются доходами. Их приносит продажа билетов на соревнования, многочисленных сувениров и олимпийской атрибутики. Значительные суммы поступают от продажи прав на телевизионную трансляцию. Еще один источник – крупные международные и национальные корпорации, покупающие право на олимпийскую символику в своей продукции, право на обслуживание спортсменов и рекламу во время Игр.
Олимпийские игры - это бизнес с огромным денежным оборотом. На одной только продаже прав на их телетрансляцию в период с 2000 по 2008 годы МОК заработал 8 миллиардов долларов. А ожидаемые доходы Пекина от проведения Олимпиады-2008 составят более 3 миллиардов, и это станет абсолютным рекордом за всю историю.
Уже в 1896 году первая современная Олимпиада не смогла бы обойтись без спонсоров. Деньги поступали не только от жителей Греции, но также из Лондона, Марселя, Константинополя и других городов, где существовали богатые греческие общины. На средства греческого бизнесмена Георга Авероффа из Александрии был восстановлен древний олимпийский стадион. Одним из спонсоров этой Олимпиады была фирма «Кодак» – под таким названием она существует с 1888 года.
Около десятка шведских компаний купили права на участие в подготовке Игр в Стокгольме-1912. В Антверпене-1920 было столько рекламы, что почти не осталось места для самих Олимпийских игр. А в 1928-м спонсором Игр стала крупнейшая международная компания «Кока-Кола».
Первые Игры, которые принесли доход, состоялись в Лос-Анджелесе-1932. В Хельсинки-1952, где состоялся дебют советских спортсменов, в Оргкомитете существовал специальный коммерческий отдел, который привлек спонсоров из 11 стран. Затем от Олимпиады к Олимпиаде их число постоянно увеличивалось: в Риме-1960 - 46 компаний, в Токио-1964 - 250, в Монреале-1976 - 628 фирм-спонсоров и поставщиков. Тем не менее, Игры долгое время считались малодоходным мероприятием, а некоторые из них даже оказывались убыточными. Хуже всего пришлось Монреалю-1976 – из-за проблем со строительством олимпийских сооружений убыток достиг миллиарда долларов.
Впервые телекомпаниям пришлось платить за трансляцию Игр в Лондоне-1948. А начиная с Токио-1964, когда появилась спутниковая связь, доходы от продажи прав на трансляцию Игр стали основным источником их проведения. И они постоянно растут: например, телекомпания NBC за право трансляции пяти Летних и Зимних Игр – с 2000 по 2008 годы - уже заплатила $3,55 миллиарда долларов. Разумеется, телекомпании не остаются в убытке, в свою очередь выгодно продавая время для рекламы в олимпийских репортажах.
С 1984 года спонсоры делятся на три категории: официальный спонсор, официальный поставщик и обладатель лицензии. Категория зависит от объема вложенных средств и четко определяет права: например, только официальным спонсорам разрешается изображать олимпийскую символику на этикетках своей продукции. А в 1985-м появилась олимпийская программа ТОП, привлекающая в число спонсоров крупные международные компании. TOП-спонсоры имеют право использовать олимпийский логотип (олимпийские кольца) на этикетках своей продукции и право привлекать спортсменов-участников Игр для рекламы товаров. Они предоставляют услуги и товары для организаторов Игр, спортсменов и обслуживающего персонала: «Кока-кола» обеспечивает напитками, «Кодак» печатает плакаты, бейджики и фотографии и т. д.
Спонсоры помогают и Национальным олимпийским комитетам (НОК). В число спонсоров НОК России перед Олимпийскими играми в Греции входили компании «Самсунг электроникс», Сбербанк России, «Боско Спорт», Газпром, Аэрофлот.
Конечно, МОК всячески защищает интересы спонсоров. Существуют даже указания о запрете появляться болельщикам на трибунах олимпийских стадионов в одежде или с вещами, на которых изображена торговая марка фирм, не входящих в число спонсоров, особенно если эти фирмы - явные конкуренты спонсорских (например, «Пепси-кола» - конкурент «Кока-колы» или «Ростикс» - конкурент «Макдональдса»). Впрочем, не известно ни одного случая, чтобы кто-то из любителей спорта был не допущен на стадион или удален с соревнований по этой нелепой причине.
Сейчас уже никого не удивляют и официальные денежные премии спортсменам – победителям Игр. Например, после Олимпиады в Афинах-2004 российские олимпийские чемпионы получили премии из госбюджета на сумму более миллиона долларов. Однако не обходится без скандалов и здесь. После Сиднея-2000 обиженными оказались российские гандболисты – олимпийские чемпионы: на всю команду им дали премию как за одну медаль. А на Украине в связи с выплатой премий олимпийским чемпионам возник политический скандал с обвинениями в адрес Януковича – в результате был объявлен сбор средств для возвращения государству потраченной суммы.
Поскольку коммерческая деятельность противоречит философии Олимпизма, основатель современных Игр Пьер Кубертен был противником профессионального спорта, полагая, что все участники должны иметь статус любителей. Однако это требование всегда старались обойти. Спортсменам выплачивались премии, выделялись средства на подготовку к Олимпиадам, у многих были личные спонсоры. Особенно здесь преуспели спортсмены СССР и социалистических стран: существовала целая система фиктивного любительства, когда «любитель» числился на работе, но ходил туда только за зарплатой.
В прошлом веке произошла целая серия скандалов поистине олимпийского масштаба. Первой жертвой стал герой Олимпиады 1912 года легкоатлет Джим Торп из США. Он был лишен золотых медалей в пятиборье и десятиборье за то, что когда-то играл в полупрофессиональной бейсбольной команде. По происхождению Торп был индейцем, и здесь явно не обошлось без вмешательства американских расистов. Кстати, серебряные призеры отказались от медалей, принадлежащих ему по праву. До 1928 года он продолжал играть в бейсбольных и футбольных клубах, но в конце концов спился. Только в 1973-м, спустя шестьдесят лет после дисквалификации, справедливость восторжествовала - Джиму Торпу было посмертно возвращено звание олимпийского чемпиона.
А в 1932-м в нарушении статуса любительства был обвинен великий бегун Пааво Нурми – национальный герой Финляндии. Профессионалом его объявили после поездки в США, где он участвовал в коммерческих забегах, - из 55 выиграл 53. Но судьба Нурми, в отличие от Торпа, сложилась успешно. Финская федерация легкой атлетики не согласилась с решением МОК и объявила Нурми «национальным любителем», он продолжал выступать еще несколько лет. В Хельсинки-1952 именно Нурми зажег олимпийский огонь.
Прошли годы, и МОК сумел увязать олимпийскую хартию и коммерцию. Огромную роль в этом сыграл Хуан Антонио Самаранч, занимавший пост президента МОК самый длительный период - с 1980-го по 2001-й. Его называют реформатором Олимпизма: Самаранч не только положил начало эпохе больших прибылей, но и в 1992 году официально разрешил спортсменам-профессионалам участвовать в Играх. А в 1995-м из олимпийской хартии вообще было исключено понятие любительского и профессионального спорта.
Участие в Олимпиадах величайших мастеров баскетбола, тенниса, хоккея, легкой атлетики, фигурного катания значительно повысило их уровень и общественный интерес. Впрочем, в ряде видов спорта, входящих в олимпийскую программу, спортсмены до сих пор делятся на любителей, участвующих в Олимпиадах, и профессионалов, которые проводят свои отдельные турниры. Сюда относятся футбол, бокс, бейсбол.