будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
джаз
Май 21, 2025
Культура
Ермаков Дмитрий

Осенний джаз не по-нашему

Осенний джаз не по-нашему
german-jazz-01
Немецкий коллектив [em] Trio

Центр мирового джаза давно переехал в Европу и прочно обосновался там. Это для поклонников импровизационной музыки не секрет. Однако, возможно, не всем любителям джаза известно другое: европейские тренды этой музыки задаются не одним лишь спокойным течением популярного в определенных кругах рекорд-лейбла ECM. Да, многие артисты, особенно из скандинавских и прибалтийских стран, пытаются плыть по волнам «исиэмовской» меланхолии и легкой грусти, вальсируя на грани собственно джаза и местных народных традиций. Но при чуть более детальном рассмотрении европейский джаз оказывается совершенно разнородным, хотя и объединенным общей нитью.

Германия в этом плане показательна не больше и не меньше, чем, например, Италия — то есть выглядит вполне репрезентативным срезом матушки-Европы. Что и услышали москвичи, посетившие четыре концерта фестиваля «Джаз осенью», прошедшие в рамках Года Германии в России на сцене московского театра «Школа драматического искусства» (25 и 29 октября, 1 и 3 ноября).

[em] Trio. Фото: Дмитрий Ермаков

 Посетителю фестиваля сложно отделаться от мысли: наш отечественный джаз тоже разный, но при этом какой-то одинаковый. Весьма однороден сегодня и джаз американский, и это говорит об определенном культурном застое по ту сторону Атлантики. В Штатах джаз по большей части вернулся к своей изначально развлекательной миссии, как будто не было изломанного пути 70-х с их непростым творческим поиском. Но Европа сейчас гораздо менее консервативна, чем США. И ее джаз уже давно превратился из развлекательной музыки в явление сонористическое, в совершенно отличный от негритянского блюза принцип выражения эмоций посредством музыкальных инструментов.

Секрет этого принципа лежит, по-видимому, не в джазовом и классическом наследии, а, как ни странно, в электронной музыке. Кстати, здесь вспоминается, что немецкая школа этой самой электронной (или, как она называлась отцами-основателями, «космической») музыки на первых порах была направлена вовсе не на разогрев молодых тел на танцплощадках, а на поиск новых форм. Не композиционных и даже не звуковых — в первую очередь, настроенческих. Бессменный лидер легендарного берлинского коллектива Tangerine Dream Эдгар Фрёзе заявлял в этой связи, что синтезаторы позволяют ему передавать чувства, которые невозможно выразить средствами рока и блюза.

Музыкальная «электроника», как известно, на массовую сцену вошла другим путем, танецевальным. Конечно, это тоже акт медитации и связи с духовным миром — но уже в другой форме. Немцы, кстати, преуспели и в ней, но не забыли при этом про интеллектуальные поиски. В конце концов, жители Германии всегда были верны традициям: если уж за что-то берутся, то остановить их бывает сложно.

[em] Trio . Фото: Дмитрий Ермаков

Немцы — очень романтичный народ. Примеры на поверхности: Бах и Бетховен, Ницше и Шопенгауэр, режиссер Вим Вендерс. Даже Гитлер, мечтавший об изменении мироустройства, когда-то был всего лишь непризнанным австрийским художником (к слову, неплохим, пока не сменил тряпичный холст на ткань реального мира). Формальная и техническая сторона вопроса для немцев очень важны, это факт, но упреки в сухой расчетливости и бюргерском мещанстве исходят от людей, плохо знакомых с этой культурой. Достаточно посмотреть, как немцы себя ведут на многочисленных курортах. Очень непосредственные и по-хорошему диковатые в манерах.

Кристина Туоми . Фото: Дмитрий Ермаков

Возвращаясь же к формальности и технике: актуальность любого проекта для немца всегда была во главе угла. Вот в этом-то и проявляется немецкий перфекционизм: идея должна работать. В отношении музыки это означает, что если ретроградство и допустимо, то лишь в той степени, которая потенциально интересна сегодняшним слушателям. Иными словами, мы живем в XXI веке с его новой музыкой, а традиционный джаз — это круто, но откуда-то из архива, с виниловой пластинки в пыльном конверте.

А вот преемственность представленного на московской сцене немецкого джаза по отношению к ранне электронным симфониям очевидна. При этом, правда, собственно электронных инструментов на фестивале не было вообще — хотя в джазе они прижились уже давно и в разных формах. Возможно, такова была воля организаторов, решивших, что синтезаторов достаточно на других концертах, проводимых в рамках Года Германии в России. Но скорее всего, причина в другом: выбор инструментария отражает усталость современных музыкантов, в том числе и джазовых, от насыщенно синтетического звучания 90-х, из которого растут корни и нынешней эстрады. Тоска по живому звуку — сродни и таким модным трендам, как повальное увлечение йогой, крестьянскими традициями и идеями «зеленых». Это усталость современного человека от гремящего мегаполиса, от виртуального мира, от корпоративно-офисного театра. От елозящего по ушам индустриального рыка.

На этом фоне сочетание живого звука с современными музыкальными идеями дает слушателю отрезвляющий глоток свежести. Даже откровенно странный проект Кристины Туоми, вызвавший легкое изумление публики тем, что у вокалистки лучше получается говорить между песнями, чем собственно петь, — и тот звучал на современной и актуальной волне. Джаз Европы - и Германии в том числе - демонстрирует полную противоположность тому, чем является в сознании российских масс — играемый нашими музыкантами преимущественно в кабаках, он воспринимается как фон под водку или абсент. «Джаз осенью» совершенно другой: в нем подчеркнуты отказ от показной театральности, полный уход от гершвиновских традиций, игра на эмоциональных волнах, имитирующих пропущенные сквозь восприятие музыкантов звуки города, ветра, океана... Это музыкальная обнаженность, воспринимаемая у нас не всеми, потому что представлена она не в привычной форме. Наверное, поэтому концерты и проходили на небольшой площадке театра, а не в клубе или концертном зале.

Кристина Туоми . Фото: Дмитрий Ермаков 

И еще одно наблюдение, подтверждающее актуальность и даже некую мейнстримность нового европейского джаза: на фестивале в «Школе драматического искусства» молодые музыканты звучали более свежо и новаторски, нежели старшие коллеги. Даже заслуженный маэстро Йоаким Кюн — и то на фоне группы [em] Trio показался весьма старомодным, играя в проторенном русле академического авангарда XX века (что, конечно не умаляет глубины его игры, обусловленной недюжинным талантом и многолетним опытом). Молодые же удивили заразительной легкостью настроения даже при порой сложных формах композиции. Уже упомянутые [em] Trio, например, заявляют, что хотят слышать в джазе панк — и это получается, хотя по форме никакого панка там и нет. А аккомпанирующий себе соло на рояле певец Йенс Томас порадовал публику диапазоном вокальной игры в духе если не Бобби МакФеррина, то как минимум своего соотечественника Питера Фесслера, выступавшего в Москве в 2008 году. Кстати, Йенс тоже ищет в джазе бунтарства — но не панка, а рока: он цитирует в своих песнях AC/DC и даже исполняет кавер-версии их композиций.

Йенс Томас . Фото: Дмитрий Ермаков

Казалось бы, в России для джазовой сонористики тоже есть все условия: и мегаполисы, и природа, и унылые обезлюдевшие города, и непростые условия жизни. Тут, кстати, и панк стоит рядом: некоторые отечественные джазовые коллективы признаются в любви к этому стилю. Но получается совсем другое, не как у немцев.

Жить в Германии и заниматься там творчеством, наверное, легче, чем у нас — не приходится думать о дорожных пробках, бандитах и просто выживании. Но делать хорошую музыку мешает нам не тяжелая жизнь. Дело и не в мнимой русской тяге к мелодизму. Если джаз и авангард у нас играют, то потребность в них есть, и это в прах разбивает все аргументы защитников «песенного менталитета». Был же у нас Стравинский, в конце концов, пусть и уехал в эмиграцию.

Йенс Томас . Фото: Дмитрий Ермаков

 Очень неплохой саксофонист Алексей Круглов, явный приверженец школы Колтрейна, на заключительном концерте «Джаза осенью» вышел на сцену с Йоакимом Кюном — и прозвучал на фоне маэстро... не то чтобы плохо. Чужеродно. Алексей ставил на технику игры, псевдославянские инструментальные фразы и псевдорусский наряд. А Кюн – на эмоции. Как и Йенс Томас, как и [em] Trio, он вышел на сцену как на свободу, как на отдых. И я не услышал от них пресловутой немецкой выверенности. Но услышал дикую и дико филигранную игру, которая нашим джазменам (при всем уважении ко многим из них) пока не снилось.

Ведь в чем отличие российской музыки от европейской, при явном их родстве? И не только музыки — в этом уклад всей жизни: наши, увлекаясь концепцией, ставят выше всего именно ее. А европейцы — они просто играют, просто делают свое дело хорошо и с любовью. Концепция же попутно приходит сама, от нее все равно никуда не деться. Только вот для такого понимания и жизни, и искусства нам нужно хотя бы лет сорок, как народу Моисея в пустыне, пожить свободными. А учиться в итоге все равно будем у европейцев — об этом говорит вся наша история.

Ермаков Дмитрий
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).