Наташа Четверикова. Фото Олега Попова
Вообще пересказывать фильмы глупо. Но для того, чтобы раскрыть тему – здесь это необходимо, вот что.
«Опасная связь» (Реж. Марина Любакова, конкурс телефильмов) Хорошая девушка Мария (Регина Мянник здорово её играет) замужем за предпринимателем Аркадием. Она ему отдала лучшие годы и вообще - всё, а он ей - ничего. Она ему говорит – садись обедать, а он говорит - я с партнерами поел. Ночью тоже ничего – она к нему в пеньюаре – а он уже храпит, дебил. Она дома сидит. И не может родить к тому же. А за ней приглядывает водитель - шестерка мужа – по кличке Крысеныш. Ей говорит подружка – да ты сама научись водить, жизнь будет интересней. Подруга дает наводку на молодого инструктора по вождению Пашу. Там у них с инструктором начинается симпатия. Муж говорит по секрету Паше, полюби мою жену под видеозапись, хочу с ней развестись без последствий в виде потери активов. Паше, конечно, неприятно такие предложения принимать, но деньги тоже очень нужны. И он, к тому же, не успел её полюбить, как следует. Все проходит по плану мужа, он сразу приезжает и жене - предъяву. Говорит ей– налицо есть запись измены, и заодно, дурак, колется, что у него есть другая баба, которая ему может родить может. Он и про роль Паши мог ляпнуть, но не успел, потому что расстроенная таким поворотом дел супруга по-женски неловко кинула в него пепельницу, и на этом месте он на правах мертвого тела эту историю покидает. До свидания, мужик, нам будет тебя не хватать! Паша начинает паниковать, он на такие дела не подписывался, в общем, показывает себя с неприглядной стороны, влюбленная Маша вынуждена даже спрятать компромат на него в надежном месте, чтобы он вел себя прилично. Она, хотела, кроме того, таким оригинальным образом все-таки его, труса, к себе привязать. Потом они инсценируют, будто муж умер самостоятельно. Её, конечно, некоторое время подозревают, в том числе, благодаря длинному языку Крысеныша, но потом дело закрывают. Маша увольняет Крысеныша, немного пережидает и начинает любовно преследовать Пашу с целью организации совместной жизни. Тот, некоторое время, малодушно уколняется, но потом как-то привыкает и вроде даже тоже, наконец, влюбляется в неё. А бизнес мужа, который она унаследовала, потихоньку рушится, потому что вдова им не занимается, а только за деньгами приходит, когда ей надо. И тут обнаруживается, что в этом бизнесе работает как раз та противная баба, на которую покойный муж имел виды. И эта профура, пользуясь низменными мужскими инстинктами, развращает свиданиями всех деловых партнеров компании. План у гадюки такой - прибрать все же бизнес. А вдове и дела нет, она скачет и порхает. Тогда уже сам Паша въезжает в расклады и спасает компанию. После чего он становится в её главе, поднимается, и тут же начинает себя вести как покойный муж, а не как живой любовник. Она ему говорит – садись обедать, а он говорит - я с партнерами поел. Ночью тоже ничего – она к нему в пеньюаре – а он уже храпит, дебил. Она дома сидит. А за ней приглядывает Крысеныш, которого Паша опять на работу взял.
Кроме Маши симпатичных героев в фильме нет. Все остальные - гады. Почему же она страдает? Не дает, как говорится, фильм ответа. И правильно, что не дает. Может, потому что осталась она в мире одна-одинешенька такая хорошая, а может за то, что мужа убила. Телезрительницы, конечно, думают, что они – это она, такая хорошая и несчастная. Хны.
Есть интересная игра – брать какое-то драматургическое произведение – и двигать в нем центр тяжести. Например, представить, что в «Гамлете» главным героем был бы не он, а его мать (история, кстати, немного напоминала бы на «Опасную связь» - она страдает, а остальные - гады), или, к примеру, главным героем был бы Полоний (опять бы напоминало «Опасную связь») - страстей было бы не меньше. Но в каждом случае – это была бы немного другая история, правильней сказать, это была бы история о другом.
Если поиграть в эту игру с «Опасной связью», то чисто теоретически там могло бы быть три главных героя. Жена, Паша и Крысеныш. Что интересно – если б главным героем был Паша или Крысеныш (Полоний) – это были бы «истории с хорошим концом». Про Пашу – «история о пути к успеху и счастливой женитьбе» (с его т.зр.), а про Крысеныша – «история о верности и справедливости» (он верно служил хозяину, которого сгубила злодейка-жена, и несправедливо выгнала верного слугу, но новый хозяин восстановил справедливость и взял его на работу назло злодейке).
Но от выбора главного героя зависит зрительский успех. А кто у нас зрители телемувиков? Домохозяйки. Им слаще всего отождествлять себя с главной героиней.
«Кипяток» (режиссер Татьяна Фирсова). Семья – свекровь, сын, его жена, двое детей. Муж тоже ночью спит, вместо того, чтобы уделять внимание жене. Ну и дождался, конечно, сволочь! Пока он был неизвестно чем занят, жена пожалела студента-ботаника, который давно хотел, да не мог расстаться с девственностью. Жена так влюбилась в студента, что про все остальное забыла. Он и из семьи был не бедной, но привыкал жить широко. А она работала в супермаркете кассиром, и от беззаветной любви к нему придумала, что он будет через её кассу проходить и не все оплачивать. Сделала ему такой зеленый коридор, он пользовался, пользовался, а потом сдуру попался охране, и написал в милиции бумагу, где подробно доложил, как все было, в том числе, про их любовную связь, сволочь. Начальник-то кассиров, когда об этом узнал, пошел на принцип, чтобы довести дело до суда. Конечно, ему было обидно, он ведь тоже её домогался, сволочь, но нарвался на сопротивление. Доходит до повестки в суд. Тут подключается мама ботаника, которая была категорически против того, чтоб её сыну портили жизнь. Но влюбленная в этого паршивца женщина в суде берет все на себя, заодно признается (при живом муже в зале суда) в любовной связи, и садится в тюрьму. Тут её муж, догадался, наконец, сволочь, что это ж его вина, он не стал устраивать разборок и дождался её из тюрьмы. Но она так влюбилась в этого ботаника, что не давала ему никакого проходу. Тогда мама ботаника, сволочь, настучала мужу главной героини, что та продолжает ему изменять как до, так и после тюрьмы. Тут муж уже, конечно, не стерпел. И осталась она без мужа, детей и дома. Но от ботаника своего не отстала. Тогда до папы-ботаника, который был не такой сволочь, как все остальные, дошло, что это же не женщина, а клад, у неё же талант к любви! И тоже её, казалось бы, полюбил. И только тогда она от сына отвяла. А тут сын-ботаник, когда она вдруг пропала с горизонта, тоже чего-то почувствовал к ней. А мама ботаника стала папу ботаника подозревать и попросила ботаника проследить за папой. Тот застал своего папу и бывшую возлюбленную за этим самым, вскипятил электрочайник и вылил на них кипяток. Лежит женщина в больнице, и не думает даже о том, что её обварили, а думает только о любви своей и сразу к ней бежит, как только возникает такая возможность. А там её ждет облом, потому что папа-ботаник тоже оказался малодушная сволочь! И вот, в конце фильма, стоит она у пешеходного перекрестка и зрительницы думают, и куда ж ты теперь, болезная, пойдешь, к кому головку прислонишь, коли кругом-то одна сволочь!
Это были фильмы из программы основного конкурса и конкурса телефильмов.
Возьмем программу короткого метра.
Три матери и хор (реж. Наталья Першина-Якиманская «Глюкля» и Ольге Егорова «Цапля»). Фильм делали очень талантливые люди. Действие состоит из трех монологов молодых мам и комментариев хора, в древнегреческом смысле. Наконец, кто-то стал пользоваться наработками древних греков – у них же, если разобраться – самый был авангардный театр, именно вот хор этот, «бог на машине», гекзаметры разные, сапоги-чулки. Звучат самые типичные жалобы молодых мам и самые типичные комментарии «общественности». И тексты отличные, и интонации. На музыку и на голоса это еще разложить – с ума сойти! Клад, а не авторы фильма. Но на пресс-конференции как затянула одна из авторов фильма, про «как мало уделяет внимание общество проблемам молодых матерей», что аж тошно. Ну, дали денег на кино какие-то специализированные фонды, но вроде сказала всем спасибо и ладно. Нет – про общество говорим несправедливое, потому что оно фаллоцентрическое. Вот так бывает, автор талантливый, а стенает про «мы и общество», как будто – общество – это не мы, а мы – это не общество. Но я тут как раз понял фишку, которая этот круг стенаний разрывает. Надо «общество» понимать не как абстрактную кучность, проживающую компактно, а как некий клуб людей, которые решают вопросы. Тогда логика восстанавливается. И тогда слово «общество» звучит не как оплывшая лепешка пластилина, а означает некий круг, сама принадлежность к которому вызывает уважение у тех, кто из «общества» и тех, кто не из. Тогда да – мы, друзья, фаллоцентристы и это прекрасно. Вернемся к этой теме через абзац.
Теперь возьмем зарубежный фильм. «Светлая прохлада» (Кыргызстан- Казахстан, режиссер Эрнест Абдыжапаров). Городская девушка поехала в гости к своему парню в деревню, а там её по ошибке украли, чтобы отдать в жены другому, который не как тот, который почти уже горожанин и понимает что к чему, а, наоборот, пасет овец в горах. Сначала девушка руками и ногами отбрыкивается от этого неравного брака, а потом уже ей самой так в горах понравилась, так понравилось, что она там осталась и даже стала испытывать чувства к ранее незнакомому пастуху. Фильм в Киргизии прошел с большим успехом, именем главной героини называют каждую вторую новорожденную.
Вернемся к нашей теме: раньше мы думали, будто в Азии мужики командуют женщинами – в фильме ничего подобного, киргизские женщины мужиков ни во что не ставят, и словами их все время жалят и даже бьют почем зря, таскают прямо за волосы, мордой в землю тычут! Оказывается режиссер, по словам тех, кто его знает – некоторое время назад решил, что его задача - пасти народы. И он, будучи, сам мужчина, полагает, что мужики – это конченые деятели в масштабе исторических преобразований и делает ставку на женщин. Вот те нате! И в фильме «Опасная связь» - сценарий тоже мужик написал!
Вот же какой ужасный коллаборационизм! Смотрите - в нашем российском случае, например, сценарист-мужчина («Опасная связь») встроен в продюсерский телевизионный проект. Т.е. там думают о рейтингах. Это значит - надо угодить зрительницам – домохозяйкам. И вот, пожалуйста, сами пацаны в России промышленным образом производят звериный оскал феминизма. Понимают, что это востребовано. И транслируют это дело через ТВ. А там же и фидбэк, обратная связь моментально работает. Спрос и предложение. Значит, в нашей стране мужчины, в погоне за наживой, сами отдают завоевания нашего фаллоцентрического общества. Позор! А в Киргизии мужчина поднимает знамя феминизма уже просто от идейности. И до чего же мы дойдем-то так?
Это только самые яркие примеры женской агрессии в программе одного отдельно взятого фестиваля «Киношок».
Есть ли какой-то адекватный ответ со стороны нашего фаллоцентрического общества СНГ? Один-одинешенький антибабский фильм «Черный Петер» (Эстония, реж Приит Паасуке). Там чувак, похожий на Билла из «Убить Билла» с женой и друзьями сидит в ресторане. Жена, как хочет, издевается над ним. Он терпит. Она его зовет пройти в туалет, чтобы вступить там с интимную близость – он у ней спрашивает – а ты дверь-то закрыла – она говорит – да, а он говорит - что–то я щелчка не слышал. Начинают это самое, тут дверь открывается, на пороге стоит какой-то их приятель. Муж говорит жене, что ж ты творишь, а она ему говорит – а меня не заводит это самое с тобой в туалете с закрытой дверью. И опять по всякому над ним издеваются. Дома, говорит, мне это самое с тобой тоже неинтересно. Он ей говорит - а чего бы ты хотела вообще? Она говорит, хочу, чтоб меня это самое негр. Он спрашивает – это все, что ты хочешь? Она говорит – да. И засыпает пьяная. Он едет в общагу, договаривается за кровные деньги с временно ничем ночью незанятым негром. Возвращаются домой. Разбуженная жена отвергает этого негра, правду сказать, довольно невзрачного. А негр to и читает нотацию главному герою про – «преодолей сам свои комплексы и все такое». А то в Эстонии психоаналитиков мало. Уходит этот шибко умный негр. Муж говорит – ну что, на знаю, надо что ли обои переклеить. Жена говорит – ага, в цветочек надо. Он говорит - никаких цветочков. А она ему - хочу в цветочек!
Ну и до чего же, в конце концов, мы доиграемся, братцы?
"Опасная связь". Марина Любакова и Регина Мянник. Фото Наташи Четвериковой