будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино Киношок 2008
Июнь 25, 2025
Культура

Оскал феминизма. На фестивале «Киношок»

Наташа Четверикова. Фото Олега Попова

Вообще пересказывать фильмы глупо. Но для того, чтобы раскрыть тему – здесь это необходимо, вот что.

«Опасная связь» (Реж. Марина Любакова, конкурс телефильмов) Хорошая девушка Мария (Регина Мянник здорово её играет) замужем за предпринимателем Аркадием. Она ему отдала лучшие годы и вообще -  всё, а он ей  - ничего. Она ему говорит – садись обедать, а он говорит - я с партнерами поел. Ночью тоже ничего – она к нему в пеньюаре – а он уже храпит, дебил. Она дома сидит. И не может родить к тому же. А за ней приглядывает водитель - шестерка мужа – по кличке Крысеныш. Ей говорит подружка – да ты сама научись водить, жизнь будет интересней. Подруга дает наводку на молодого инструктора по вождению Пашу. Там у них с инструктором начинается симпатия. Муж говорит по секрету Паше, полюби мою жену под видеозапись, хочу с ней развестись без последствий в виде потери активов. Паше, конечно, неприятно такие предложения принимать, но деньги тоже очень нужны. И он, к тому же, не успел её полюбить, как следует. Все проходит по плану мужа, он сразу приезжает и жене - предъяву. Говорит ей– налицо есть запись измены, и заодно, дурак, колется, что у него есть другая баба, которая ему может родить может. Он и про роль Паши мог ляпнуть, но не успел, потому что расстроенная таким поворотом дел супруга по-женски неловко кинула в него пепельницу, и на этом месте он на правах мертвого тела эту историю покидает. До свидания, мужик, нам будет тебя не хватать! Паша начинает паниковать, он на такие дела не подписывался, в общем, показывает себя с неприглядной стороны, влюбленная Маша вынуждена даже спрятать компромат на него в надежном месте, чтобы он вел себя прилично. Она, хотела, кроме того, таким оригинальным образом все-таки его, труса, к себе привязать. Потом они инсценируют, будто муж умер самостоятельно. Её, конечно, некоторое время подозревают, в том числе, благодаря длинному языку Крысеныша, но потом дело закрывают. Маша увольняет Крысеныша, немного пережидает и начинает любовно преследовать Пашу с целью организации совместной жизни. Тот, некоторое время, малодушно уколняется, но потом как-то привыкает и вроде даже тоже, наконец, влюбляется в неё. А бизнес мужа, который она унаследовала, потихоньку рушится, потому что вдова им не занимается, а только за деньгами приходит, когда ей надо. И тут обнаруживается, что в этом бизнесе работает как раз та противная баба, на которую покойный муж имел виды. И эта профура, пользуясь низменными мужскими инстинктами, развращает свиданиями всех деловых партнеров компании. План у гадюки такой - прибрать все же бизнес. А вдове и дела нет, она скачет и порхает. Тогда уже сам Паша въезжает в расклады и спасает компанию. После чего он становится в её главе, поднимается, и тут же начинает себя вести как покойный муж, а не как живой любовник. Она ему говорит – садись обедать, а он говорит - я с партнерами поел. Ночью тоже ничего – она к нему в пеньюаре – а он уже храпит, дебил. Она дома сидит. А за ней приглядывает  Крысеныш, которого Паша опять на работу взял.

Кроме Маши симпатичных героев в фильме нет. Все остальные - гады. Почему же она страдает? Не дает, как говорится, фильм ответа. И правильно, что не дает. Может, потому что осталась она в мире одна-одинешенька такая хорошая, а может за то, что мужа убила. Телезрительницы, конечно, думают, что они – это она, такая хорошая и несчастная. Хны.

Есть интересная игра – брать какое-то драматургическое произведение – и двигать в нем центр тяжести. Например, представить, что в «Гамлете» главным героем был бы не он, а его мать (история, кстати, немного напоминала бы на «Опасную связь» - она страдает, а остальные  - гады), или, к примеру, главным героем был бы Полоний (опять бы напоминало «Опасную связь») - страстей было бы не меньше. Но в каждом случае – это была бы немного другая история, правильней сказать, это была бы история о другом.

Если поиграть в эту игру с «Опасной связью», то чисто теоретически там могло бы быть три главных героя. Жена, Паша и Крысеныш. Что интересно – если б главным героем был Паша или Крысеныш (Полоний) – это были бы «истории с хорошим концом». Про Пашу – «история о пути к успеху и счастливой женитьбе» (с его т.зр.), а про Крысеныша – «история о верности и справедливости» (он верно служил хозяину, которого сгубила злодейка-жена, и несправедливо выгнала верного слугу, но новый хозяин восстановил справедливость и взял его на работу назло злодейке).

Но от выбора главного героя зависит зрительский успех. А кто у нас зрители телемувиков? Домохозяйки. Им слаще всего отождествлять себя с главной героиней.

«Кипяток» (режиссер Татьяна Фирсова). Семья – свекровь, сын, его жена, двое детей. Муж тоже ночью спит, вместо того, чтобы уделять внимание жене. Ну и дождался, конечно, сволочь! Пока он был неизвестно чем занят, жена пожалела студента-ботаника, который давно хотел, да не мог расстаться с девственностью. Жена так влюбилась в студента, что про все остальное забыла. Он и из семьи был не бедной, но привыкал жить широко. А она работала в супермаркете кассиром, и от беззаветной любви к нему придумала, что он будет через её кассу проходить и не все оплачивать. Сделала ему такой зеленый коридор, он пользовался, пользовался, а потом сдуру попался охране, и написал в милиции бумагу, где подробно доложил, как все было, в том числе, про их любовную связь, сволочь. Начальник-то кассиров, когда об этом узнал, пошел на принцип, чтобы довести дело до суда. Конечно, ему было обидно, он ведь тоже её домогался, сволочь, но нарвался на сопротивление. Доходит до повестки в суд. Тут подключается мама ботаника, которая была категорически против того, чтоб её сыну портили жизнь. Но влюбленная в этого паршивца женщина в суде берет все на себя, заодно признается (при живом муже в зале суда) в любовной связи, и садится в тюрьму. Тут её муж, догадался, наконец, сволочь, что это ж его вина, он не стал устраивать разборок и дождался её из тюрьмы. Но она так влюбилась в этого ботаника, что не давала ему никакого проходу. Тогда мама ботаника, сволочь, настучала мужу главной героини, что та продолжает ему изменять как до, так и после тюрьмы. Тут муж уже, конечно, не стерпел. И осталась она без мужа, детей и дома. Но от ботаника своего не отстала. Тогда до папы-ботаника, который был не такой сволочь, как все остальные, дошло, что это же не женщина, а клад, у неё же талант к любви! И тоже её, казалось бы, полюбил. И только тогда она от сына отвяла. А тут сын-ботаник, когда она вдруг пропала с горизонта, тоже чего-то почувствовал к ней. А мама ботаника стала папу ботаника подозревать и попросила ботаника проследить за папой. Тот застал своего папу и бывшую возлюбленную за этим самым, вскипятил электрочайник и вылил на них кипяток. Лежит женщина в больнице, и не думает даже о том, что её обварили, а думает только о любви своей и сразу к ней бежит, как только возникает такая возможность. А там её ждет облом, потому что папа-ботаник тоже оказался малодушная сволочь! И вот, в конце фильма, стоит она у пешеходного перекрестка и зрительницы думают, и куда ж ты теперь, болезная, пойдешь, к кому головку прислонишь, коли кругом-то одна сволочь!

Это были фильмы из программы основного конкурса и конкурса телефильмов.

Возьмем программу короткого метра.

Три матери и хор (реж. Наталья Першина-Якиманская «Глюкля» и Ольге Егорова «Цапля»). Фильм делали очень талантливые люди. Действие состоит из трех монологов молодых мам и комментариев хора, в древнегреческом смысле. Наконец, кто-то стал пользоваться наработками древних греков – у них же, если разобраться – самый был авангардный театр, именно вот хор этот, «бог на машине», гекзаметры разные, сапоги-чулки. Звучат самые типичные жалобы молодых мам и самые типичные комментарии «общественности». И тексты отличные, и интонации. На музыку и на голоса это еще разложить – с ума сойти! Клад, а не авторы фильма. Но на пресс-конференции как затянула одна из авторов фильма, про «как мало уделяет внимание общество проблемам молодых матерей», что аж тошно. Ну, дали денег на кино какие-то специализированные фонды, но вроде сказала всем спасибо и ладно. Нет – про общество говорим несправедливое, потому что оно фаллоцентрическое. Вот так бывает, автор талантливый, а стенает про «мы и общество», как будто – общество – это не мы, а мы – это не общество.  Но я тут как раз понял фишку, которая этот круг стенаний разрывает. Надо «общество» понимать не как абстрактную кучность, проживающую компактно, а как некий клуб людей, которые решают вопросы. Тогда логика восстанавливается. И тогда слово «общество» звучит не как оплывшая лепешка пластилина, а означает некий круг, сама принадлежность к которому вызывает уважение у тех, кто из «общества» и тех, кто не из. Тогда да – мы, друзья, фаллоцентристы и это прекрасно. Вернемся к этой теме через абзац.

Теперь возьмем зарубежный фильм. «Светлая прохлада» (Кыргызстан- Казахстан, режиссер Эрнест Абдыжапаров). Городская девушка поехала в гости к своему парню в деревню, а там её по ошибке украли, чтобы отдать в жены другому, который не как тот, который почти уже горожанин и понимает что к чему, а, наоборот, пасет овец в горах. Сначала девушка руками и ногами отбрыкивается от этого неравного брака, а потом уже ей самой так в горах понравилась, так понравилось, что она там осталась и даже стала испытывать чувства к ранее незнакомому пастуху. Фильм в Киргизии прошел с большим успехом, именем главной героини называют каждую вторую новорожденную.

Вернемся к нашей теме: раньше мы думали, будто в Азии мужики командуют женщинами – в фильме ничего подобного, киргизские женщины мужиков ни во что не ставят, и словами их все время жалят и даже бьют почем зря, таскают прямо за волосы, мордой в землю тычут! Оказывается режиссер, по словам тех, кто его знает – некоторое время назад решил, что его задача - пасти народы.  И он, будучи, сам мужчина, полагает, что мужики – это конченые деятели в масштабе исторических преобразований и делает ставку на женщин. Вот те нате! И в фильме «Опасная связь» - сценарий тоже мужик написал!

Вот же какой ужасный коллаборационизм! Смотрите - в нашем российском случае, например, сценарист-мужчина («Опасная связь») встроен в продюсерский телевизионный проект. Т.е. там думают о рейтингах. Это значит - надо угодить зрительницам – домохозяйкам. И вот, пожалуйста, сами пацаны в России промышленным образом производят звериный оскал феминизма. Понимают, что это востребовано. И транслируют это дело через ТВ. А там же и фидбэк, обратная связь моментально работает. Спрос и предложение. Значит, в нашей стране мужчины, в погоне за наживой, сами отдают завоевания нашего фаллоцентрического общества. Позор! А в Киргизии мужчина поднимает знамя феминизма уже просто от идейности. И до чего же мы дойдем-то так?

Это только самые яркие примеры женской агрессии в программе одного отдельно взятого фестиваля «Киношок».

Есть ли какой-то адекватный ответ со стороны нашего фаллоцентрического общества СНГ? Один-одинешенький антибабский фильм «Черный Петер» (Эстония, реж Приит Паасуке). Там чувак, похожий на Билла из «Убить Билла» с женой и друзьями сидит в ресторане. Жена, как хочет, издевается над ним. Он терпит. Она его зовет пройти в туалет, чтобы вступить там с интимную близость – он у ней спрашивает – а ты дверь-то закрыла – она говорит – да, а он говорит - что–то я щелчка не слышал. Начинают это самое, тут дверь открывается, на пороге стоит какой-то их приятель. Муж говорит жене, что ж ты творишь, а она ему говорит – а меня не заводит это самое с тобой в туалете с закрытой дверью. И опять по всякому над ним издеваются. Дома, говорит, мне это самое с тобой тоже неинтересно. Он ей говорит - а чего бы ты хотела вообще? Она говорит, хочу, чтоб меня это самое негр. Он спрашивает – это все, что ты хочешь? Она говорит – да. И засыпает пьяная. Он едет в общагу, договаривается за кровные деньги с временно ничем ночью незанятым негром. Возвращаются домой. Разбуженная жена отвергает этого негра, правду сказать, довольно невзрачного. А негр to и читает нотацию главному герою про – «преодолей сам свои комплексы и все такое». А то в Эстонии психоаналитиков мало. Уходит этот шибко умный негр. Муж говорит – ну что, на знаю, надо что ли обои переклеить. Жена говорит – ага, в цветочек надо. Он говорит - никаких цветочков. А она ему - хочу в цветочек!

Ну и до чего же, в конце концов, мы доиграемся, братцы?

"Опасная связь". Марина Любакова и Регина Мянник. Фото Наташи Четвериковой


Еще про "КИНОШОК"

  • Как становятся киномучениками? Новости «Киношока» 
  • Нежданное счастье на "Киношоке". Чудаки против проектов  
  • Идеология "Киношока" сработала
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).