будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Премия «Оскар»
Июнь 19, 2025
Культура
Карпюк Илья

«Оскар» без «Левиафана»

«Оскар» без «Левиафана»
2015-02-23_095823
Кадр из фильма "Ида"

В Лос-Анджелесе прошла 87-я церемония вручения кинопремии «Оскар». По мнению американских киноакадемиков лучшим режиссером 2014 года стал мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту, который снял лучший же фильм — «Бердмэн». В этой картине рассказывается о бывшей кинозвезде, голливудском актере, который пытается вернуть былую славу.

Актриса Джулианна Мур получила «Оскара» за лучшую женскую роль в фильме «Все еще Элис», а Эдди Редмэйн стал победителем в номинации «Лучшая мужская роль» за свою работу в картине «Вселенная Стивена Хокинга».

Внимание же российской общественности было приковано к номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Среди пяти претендентов была вызвавшая активное обсуждение картина российского режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан».

«Левиафан» — фильм о противостоянии человека и государства с отсылками к библейской истории об Иове, снятая в ставшем знаменитым селе Териберке на фоне красивых пейзажей побережья Баренцева моря. Сюжет стал поводом для официозных критиков говорить о том, что цель фильма — очернить Россию, так как главный герой так и не находит справедливости, мэрия отнимает у него землю с домом, а его самого сажают в тюрьму.

Многие считают, что министр культуры Владимир Мединский имел в виду именно «Левиафан», когда говорил о том, что его ведомство не будет выделять деньги на кино снятое по принципу «Рашка-говняшка».

«Левиафан» получил «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. Эту награду вручает Голливудская ассоциация иностранной прессы чуть более чем за месяц до «Оскара» и считается чуть ли не второй по влиятельности премией в мире киноискусства. Сценарий фильма победил на Каннском кинофестивале. «Левиафан» получил приз за лучший фильм на Лондонского кинофестиваля и лучшим иностранным фильмом на Мюнхенском. Фильм получил профессиональное признание и в России — премию в ключевых номинациях Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон», а также «Золотой орел» в ряде номинаций.

Но «Оскар» Звягинцева все-таки не достался. Американские киноакадемики назвали лучшим фильмом картину польского режиссера Павла Павликовского «Ида». Действие этой ленты, снятой на черно-белую пленку, происходит в Польше 1960-х годов. Молодая послушница Анна, которая выросла в монастыре, перед тем как принять обет монашества, по совету настоятельницы, едет к своей тете, которая оказывается бывшим прокурором, расцвет ее карьеры пришелся на времена репрессий 1940-50-х годов. От тети главная героиня узнает, что ее настоящее имя — Ида Лебенштейн, а ее родители-евреи были убиты во время Холокоста.

Многие кинокритики прогнозировали, что основная схватка в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» развернется именно между «Идой» и «Левиафаном». Если «Левиафан» получил «Золотой глобус», то «Ида» получила премию BAFTA, приз Европейской киноакадемии, а также главный приз Лондонского кинофестиваля.

Если следовать иногда звучащим обвинениям, что «Оскар» за лучший иностранный фильм вручается по политическим соображениям, то академики вместо киноленты про «плохую» Россию выбрали фильм про историю Холокоста, а также восприятие его в Польше.

Между тем, еще один фильм, который был номинирован на «Оскар», но не получил его, может быть тематически близок российской аудитории. Лента «Мандарины» рассказывает о грузино-абхазской войне 1992-93 годов с достаточно необычной точки зрения эстонских крестьян, которые жили в тех краях с середины XIX века.

Действие разворачивается в одной из эстонских деревень, которую покинули все жители кроме двух человек — доктора и крестьянина, который хочет все-таки собрать урожай мандаринов. Война затрагивает и это поселение — рядом происходит настоящий бой, после которого остаются двое выживших, хоть и тяжело раненных бойца — чеченец Ахмед и грузин Нико. Постепенно отходящие от ран враги начинают понимать друг друга, а в какой-то момент Нико даже защищает Ахмеда от российских офицеров, которые его, однако, убивают.

Интерес американской киноакадемии к Восточной Европе — от Польши до Южного Кавказа — впечатляет, в последнее время хорошо если один фильм в год попадал в «пятерку лучших». Этот интерес, конечно, ничего не гарантирует, но если в ближайшем будущем в России снимут еще одну ленту уровня «Левиафана», может быть, она и получит заветную статуэтку.

Карпюк Илья
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).