будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 12, 2025
Культура
Колбовский Александр

Остальное кино

Те, кто любит кино и прожил с этой любовью чуть больше пары десятилетий, наверняка, помнят. Всякий раз, как только открывался очередной московский кинофестиваль, на Пушкинской площади по вечерам собирались толпа. Это было задолго до эпохи митингов, пикетов и демонстраций, превративших «Пушку» в московский Гайд-парк. И милиция никого не гоняла, тем более что возле кинотеатра «Россия» (именно так в те годы назывался нынешний «Пушкинский») собирались абсолютно мирные любители кино. На этой «кинотолкучке» можно было обменяться фестивальными билетами и абонементами, поспорить о фильмах, просто поговорить о кино. В ту далекую уже эпоху московский фестиваль был едва ли не единственным окном в мир, распахивавшимся всего один раз в два года. И в толпе на Пушке преобладали вовсе не знатоки и ценители кинематографа как искусства, а люди, для которых западные фильмы открывали другой мир – загадочный и манящий.
 Другое воспоминание – уже более близкое. Начало девяностых. Сочи. Эстрадный продюсер Марк Рудинштейн проводит в пустынном и заброшеннном курортном городе первый фестиваль «Кинотавр». Стране не до кино – глобальные политические катаклизмы, казалось, навсегда похоронили отечественный кинематограф. Молодых актеров, начинавших сниматься в ту эпоху, назвали потом «потерянным поколением» - страна узнала их имена лишь недавно, когда им всем стукнуло по сорок. Фильмов мало – многолетний отборщик «Кинотавра» Ирина Рубанова с трудом собирала конкурсную программу.
 В те такие недавние и такие уже далекие времена «Кинотавр», а вслед за ним и другие отечественные фестивали (анапский «Киношок», выборгское «Окно в Европу», кочующее по городам актерское «Созвездие») помогли нашему кино «день продержаться, да ночь простоять». Фестивали замещали и функции прокатчика, и обязанности популяризатора, пропагандиста и агитатора. Пусть вяло, негромко, но внятно напоминали: кино есть, оно держится, о нем вспомнят, оно когда-нибудь непременно понадобится вам, уважаемые бывшие кинозрители.
 Понадобилось. Мультиплексы растут как грибы. Блокбастеры собирают миллионные бокс-офисы. Собственно, и слова-то эти заморские  вдруг неожиданно стали родными и, можно сказать, любимыми. Что такое блокбастер, сегодня знает каждый, разве что для кого-то это обозначение жанра, а для кого-то - ругательство. Любой встречный покажет дорогу к ближайшему мультиплексу. Ходить в кино опять стало модно, престижно, в конце концов, просто интересно. И отечественная кинопромышленность ожила, вернувшись к производственным объемам советского периода.
 Зачем нужны фестивали сегодня? Вон их сколько развелось на российских просторах! Конец лета и начало осени – традиционный уже фестивальный бум. Наиболее продвинутая часть кинематографической общественности отправляется в Венецию, где в этом году как никогда много российских фильмов. Причем не только новых: кроме «Эйфории» Ивана Вырыпаева в конкурсе, «Свободного плавания» Бориса Хлебникова в программе «Горизонты» и «Острова» Павла Лунгина, закрывающего «Мостру» этого года, в Венеции покажут 18 старых советских музыкальных комедий – от «Веселых ребят» Григория Александрова и «Кубанских казаков» Ивана Пырьева до «Романса о влюбленных» Андрея Михалкова-Кончаловского. Эта программа будет называться «Тайная история русского кино» - предполагается, что она откроет широко известное у нас, но абсолютно незнакомое миру кино и таким образом привлечет внимание к стране, вносящей все больше полновесных рублей в копилку мировых кинематографических сборов.
 Но кроме Венеции фестивальными столицами становятся в августе и в сентябре Выборг (фестиваль «Окно в Европу»), Пермь и Нижний Новгород (КРОК), Владивосток («Меридианы Тихого»), Москва («Московская премьера»), Астрахань («Улыбнись, Россия»), Благовещенск («Амурская осень»), Анапа («Киношок»). Актеры, режиссеры, кинокритики перемещаются по стране, таская за собой тяжелые металлические банки с кинокопиями. Фестивали конкурируют друг с другом, меряясь бюджетами, амбициями, названиями фильмов, которые удалось заполучить в конкурс, и именами звезд, которых удалось заманить, оторвав на пару дней от съемок и работы в театре.
Кому все это сегодня нужно? Вроде бы с кино и так все в порядке. Ему больше не надо выживать – оно живет и чувствует себя, кажется, совсем неплохо.
 Но вот еще одно наблюдение. За последний год мне пришлось побывать по крайней мере в десяти областных центрах России. Всегда смотрел на афиши городских кинотеатров. И на Дальнем Востоке, и в ближних к Москве городах Золотого кольца, на Урале и в Поволжье – похожая картина. Оказывается, выстроенная у нас система кинопроката пока эффективно работает лишь с дорогостоящими блокбастерами. Ничего не придумано, чтобы показать провинциальному зрителю все остальное кино. Речь не только и не столько об авторских фильмах и не только об авангарде – именно о потоке нормального среднего кино, составляющего самую суть кинопроцесса. О тихих мелодрамах. О комедиях – не молодежноприкольных, а просто комедиях. О социальном кинематографе. О кино, построенном на документе, равно как и о документальном кино. О фильмах, покоривших подобно «Возвращению», «Первым на Луне», «Гарпастуму», «Настройщику» мировые фестивали, но до отечественного экрана так и не дошедших. Такие ленты, как правило, печатаются небольшим количеством копий и дальше городов с миллионным населением пока не доходят. Знакомить нормальных людей (которых в провинции большинство) с нормальным кино - первая благородная обязанность, которая сохранилась за кинофестивалями.
 Вторая функция, скорее, так сказать, цеховая, но не менее важная. Работники кинематографической отрасли – люди творческого труда. И это означает, что время от времени им нужно общаться друг с другом. Видеть то, что сняли коллеги, видеть самих коллег. В дни сочинского «Кинотавра» в районе гостиницы «Жемчужина», битком набитой режиссерами, актерами, драматургами, критиками образуется своеобразный интеллектуальный бульон» - из этого «бульона», из этого круглосуточного общения возникали многие кинематографические проекты. Что-то вроде ресторана «Славянский базар» - как известно, именно после затянувшегося ужина Станиславского и Немировича-Данченко в этом, безусловно, тусовочном месте родился Московский Художественный театр.
 Фестивали «цементируют» кинематографический процесс. Они становятся своеобразным пунктиром, насквозь «прошивающим» кинематографическую историю. И дело даже не в наградах и призах, навсегда остающихся в летописях кино рядом с названиями картин и с именами их создателей. Дело, скорее, в самой этой цикличности, в субъективном, но точном ощущении постоянства, с которым неминуемо наступают весна, лето, осень, зима и каждый из нескольких тысяч кинофестивалей, обозначенных в мировом кинокалендаре.
 И еще одно соображение, крайне важное, хотя и чрезвычайно субьективное. Сейчас очень много разговоров о подъеме российского кинематографа, о небывалом прежде кинобуме. Для таких утверждений, безусловно, есть основания, но все-таки больше всего об успехах отрасли говорят сами представители этой отрасли. Любит, например, говорить об этом руководитель Союза кинематографистов Никита Михалков. Иногда им вторят средства массовой информации. Иногда с ними соглашаются зрители. Причем, как правило, зрители в возрастном диапазоне от 16 до 25 лет, живущие в крупнейших городах России. Так вот по-настоящему о подъме можно будет говорить тогда и только тогда, когда возрастной и географический сегменты нашей нынешней киноаудитории расширятся. Когда поход в кино станет повседневным и нормальным событием не только для московских и питерских подростков, но и для людей постарше, проживающих подальше от столиц. Когда стоимость билета в кино не будет равняться четверти их зарплаты.
 Хотя, думаю, и тогда фестивали останутся. В конце концов, они будут напоминать, что кино – это все-таки не только повседневное развлечение, но и праздник.

Колбовский Александр
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).