будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 17, 2025
Культура
Саркисян Оксана

От герметичности к доступности

Выставка Андрея Монастырского в ММСИ стала последней в уходящем и первой в новом году. В 2010 году Монастырский получил премию "Инновация" в области арт-критики, а в грядущем 2011-ом он представит Россию на Венецианской биеннале уже в качестве художника. 

Несмотря на всеобщее и безоговорочное признание автора одним из столпов отечественного искусства, это его первая музейная выставка в Москве. Надо признать,  Андрей Монастырский вообще не часто балует публику, считающую, что искусство располагается в стерильных выставочных залах, предпочитая вести летопись акций группы «Коллективные действия» на сайте музыканта Летова (которого никак не назовешь авторитетной художественной институцией) и вывешивать на youtube короткие видеоролики под псевдонимом Подъячев.  

Выставка в ММСИ официально имеет статус ретроспективной, то есть должна представить нам творческий путь художника и продемонстрировать основные его этапы. Но на  деле Монастырский создал из архивов КД, своих «акционных объектов» и инсталляций разных лет еще одну  новую инсталляцию. Рефлектируя место, где проходит выставка  - классицистский особняк 19 века - он действует в логике сайт специфик арта. Реакцией на классический стиль здания становится линия романтизма. Она начинается прямо на парадной лестнице работой «Гете» (обычный звонок, звук которого, как обещает инструкция, раздается где-то в залах) и заканчивается в  правом крыле особняка документацией акции КД «Rope», также посвященной немецким романтикам.  Следуя  композиционной  симметрии планировки особняка, Монастырский  разворачивает в левом крыле новую инсталляцию, включающую два последовательных помещения. Первое – продолговатый зал с плазмами, на которых представлены видео документации акций КД.  Второе - маленькая звуконепроницаемая комната, погруженная в полумрак. Тусклый свет падает на стены изнутри расставленных по периметру подиумов, на которых стоят обычные звуковые колонки. Каждая колонка подключена к одной из плазм, и в этом странном алтаре все они звучат вместе неразличимо, но возвышенно.

"Ветка", фотография - Влад Чиженков. 

Объект «Ветка», наоборот, о тишине, он как бы длит паузу в этом сложном музыкальном произведении и симметричен «Пушке», интерактивному объекту, издающему при выполнении зрителем инструкции некоторый шум. Другая интрига выставки – белые следы зрителей, их на полу во всех залах музея огромное число. Это мука, которую разносят те из посетителей, которые вошли в вывернутый наизнанку фонтан «Дружбы народов» на ВДНХ (инсталляция «Фонтан»).

"Фонтан", фотография - Влад Чиженков. 

Таким образом, также как и в акциях КД,  экзистенциональные практики автора оказываются заразительны для зрителя, а «истинными персонажами» (как пишет в одном из своих текстов АМ) становятся время (в данном раскладе, возможно, это звук) и пространство (здесь оно заполняется следами зрителей). Проникновение зрителя внутрь произведения, а именно это происходит в инсталляции «Фонтан», не единственный подобный случай на выставке. Одна из самых ранних работ Монастырского «Палец» выражает эту авторскую идею в более строгой метафизической форме.   

"Палец"

Работы Андрея Монастырского не предполагают однозначных интерпретаций и порой  возникающее ощущение кристальной ясности замысла и воплощения вероятнее всего обманчиво.  Описать произведения Монастырского не так уж просто: требуются подробнейшие расшифровки всех элементов. Задача это практически невыполнимая в формате небольшой заметки. Но все же несколько смущает тот имидж художника, который формируется в прессе. Вокруг фигуры Монастырского последнее время все сгущалась аура загадочности, его имя становилось легендой, а деятельность КД приобретала мифически размытые черты. Так на сайте Look at me этот миф выстраивается уже силами молодых художников, которых посредством анкетирования воссоединяются с традицией Коллективных действий или включают КД в поле действия арт индустрии. С описания феномена сумрачной непонятности гения Монастырского, «повернувшегося «не то чтобы спиной, но каким то боком» к российской арт-жизни и остающегося вещью в себе для   среднестатистического потребителя искусства, начинается, в частности, статья Игоря Гулина в "Комерсанте".  Но, как представляется, этот эффект романтического героя сформировался по вполне понятным причинам.

"Коридор", фотография - Влад Чиженков. 

С полной ответственностью могу утверждать, что Монастырский – самый независимый от галерей и вообще от арт-индустрии художник, сумевший избежать коммерческой, массмедийной, институциональной и всех прочих видов конъюнктуры. В наше время это действительно чудо. Стратегии «ускользания» и «невлипания», ориентация на экзистенцию, создают особого рода искусство. Его адресатом является сам автор и узкий круг друзей и знакомых. Так сформировалось дискурсивное поле круга московского концептуализма в неофициальный период. В современных реалиях  его можно определить как автономию в автономии искусства и подивится ее жизнеспособности и устойчивости традиций.  Когда в 90е на смену высокому эстетическому и интеллектуальному уровню художественного дискурса, взращенного в парниковых условиях нонконформистского сообщества, приходит широкая зрительская аудитория и рынок, язык отечественного искусства кардинальным образом меняется, упрощаясь до предела. Монастырский в 90-е практически исчезает со сцены художественной жизни, хотя именно его отрицает новый герой Анатолий Осмоловский, утверждая новые стратегии акционизма.

Современная пресса пока лишь готовит широкую аудиторию к пониманию языка работ Андрея Монастырского. Она утверждает их абсурдистскую эстетику, спекулятивность и спектакулярность (хотя последнее немного слишком). Но ситуация кажется все же меняется. В последние пару лет благодаря поддержке коллекционера и мецената Германа Титова (кажется, он не имеет никакого отношения ко второму российскому космонавту),  началось издательство архивов московского концептуализма. В серии «Библиотека московского концептуализма», в частности, вышли вторая книга «Поездки за город» 6-11 тома, «Эстетические исследования» Андрея Монастырского (за которые он и получил премию «Инновация») и «Сборники МАНИ» (московского архива нового искусства).  

Сам же коллекционер Герман Титов под влиянием Андрея Монастырского и всего круга концептуалистов стал художником. На днях в галерее ЕКбюро открылось две выставки: Андрея Монастырского (коллажи, к которым автор относится несерьезно, скорее как к новогодним открыткам) и Германа Титова, которого так и подбивает назвать вторым русским космонавтом (первый, понятное дело -  Монастырский). Сюжетом выставки Титова стала его же акция-выставка в руине (а проще говоря, в каком-то заброшенном доме где-то в Вологде), которая подверглась вандалистским действиям и была почти полностью утеряна. Пара испорченных работ, документация и воспроизведение фрагментов исчезнувших холстов были экспонированы в галерее. Титов  развивает язык КД в данной работе, апеллируя такими понятиями, как сакральное и возвышенное. Метафизические афоризмы приобретают на его картинах форму инструкций, так любимых московскими концептуалистами. Рассказы участников (часть художественного тела акций КД) в проекте Титова трансформируется в отчет нанятого частного детектива. Экзистенциональный опыт оказывается сопоставим с вполне народным и широко популярным жанром детектива. Факт этот кажется любопытнейшим и даже уникальным примером перехода от частного к общему, от непреодолимости авторской экзистенции к публичности. 

Московский музей современного искусства (Гоголевский бульвар,10). До 27 января 2011.

Саркисян Оксана
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).