будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 15, 2025
Культура
Конрадова Наталья

«От одного начала к другому концу»

«От одного начала к другому концу»
98_10a

Рассудив, вероятно, что рок-музыка переживает стагнацию, или что-то в этом роде, Украинско-Российский Альянс («Ура! Культура») решил взяться за создание нового формата и организовал Неделю театрализованной музыки в Москве. Каждый день на протяжении недели, с 27 апреля по 2 мая, в клубе «Апельсин» на Малой Грузинской выступают аукцыоны, юты, ножи для фрау Мюллер, псои короленко, хоронько оркестры, вопли видоплясова, дети пикассо, кабаре деневы, тайм-ауты и сургановы – в общем, от родителей перестройки до внуков андеграунда. Но не просто выступают, а показывают «театрализованную музыку», прерывая песни «элементами антрепризы», ставя мини-спектакли и супер-перформансы. Главный слоган мероприятия – «Музыка в новом формате».

Каждый участник Недели искал свой собственный хитрый ход. «Аукцыон» и «Юта» выступали в разные дни, но, как ни странно, в одном жанре: их старые песни перемежались новыми стихами. У одних – про Весну, у других – про Любовь. Псой Короленко и «Хоронько Оркестр» не изменили себе нисколько, потому что их выступления театрализовать больше уже просто невозможно, разве что обнаружился их чудесный дуэт (для чего, впрочем, и Неделя была не обязательна).

Резко изменил жанр «Нож для Фрау Мюллер», представив публике длинный перформанс про бытовой абсурд, где кидались мешками с бумажным мусором, разворачивали километры туалетной бумаги и зачитывали куски странных текстов. Однако музыканты присутствовали на сцене только как актеры и авторы фонограммы, а всю постановку взял на себя инженерный театр «Axe», для которого «абсурдные» перформансы – профессия. И поэтому выступление это я бы зачислила на счет театра, а не группы.

Пока никому из выступавших нового, задуманного свыше формата создать не удалось. Одним – потому что они давно пребывают в таком формате, другим – потому что они давно пребывают в другом, и менять его на самом деле странно (учитывая сложные отношения формы и содержания и формата и содержата соотвественно). А потому возникает вопрос, возможен ли новый формат вообще, не как продюсерская приманка для зрителей или спонсоров, а как кусок творения.

«Новый формат» - это, наверное, когда приевшийся продукт подают в новой упаковке. Продукт при этом либо перестает быть собой, либо в упаковку не влезает, потому что отдельно друг от друга они не существуют. Серьезное изменение – это хоть и рождение нового, но непременно тут же и смерть старого. Скажем, если «Аукцыон» по примеру «Ножа для Фрау Мюллер» начнет вместо своих классических (даже иногда усталых, но крутых) выступлений кидаться бумагой, то он останется «Аукцыоном» только для афиши, и жалко будет столпов отечественного рока, не доживших до своей мумификации.

Акцент на новый формат парадоксальным образом привел к тому, что такой «нюанс» культурных мероприятий, как публика, в «Апельсине» практически отсутствовал. Во всяком случае, я никогда не думала, что на концерты вышеперечисленных товарищей приходит всего от двух до пяти десятков человек. В свете обещанной организаторами новизны интерпретировать это можно и как провал любой новой идеи, и как провал именно этой новой идеи, и, наконец, как нормальное явление для новой идеи вообще – я затрудняюсь с выбором.

Однако мне понятно, что свои культуртрегерские функции продюсеры вынуждены выполнять на малом количестве «материала», из-за чего вся затея с форматами и театрализацией остается большей частью бумажной. И «бумажность» - это совсем не плохо, если вспомнить, что «бумажная архитектура» стала самостоятельным видом искусства, презрев все традиционные установки на пользу, функциональность и удобство, оставив за собой только красоту, в том числе – красоту мысли. И это прекрасно: у нас появился новый вид концептуального искусства, давайте же им наслаждаться.

Продюсерские претензии на создание чего-то принципиально нового в масштабе культуры понятны. «Культура» давно и с паталогической серьезностью оприходована официальными институциями, и известная слабость к этому слову вдохновителя и «отца» Недели Марата Гельмана означает прямую с ними конкуренцию, чего он, собственно, и не скрывает.

Донор новых смыслов для старых слов и вещей, крупнейший культурный деятель современности организовывает «Информагентство «Культура» с оцифрованной «Джокондой» на логотипе, затем продюсерский альянс «Ура! Культура» на домене su, скрещивает искусство с политикой, отжимает власть и прививает новое понимание сути предмета – вот логичный ряд.

Вы нам «Лебединое озеро» - мы вам «ЗАиБИ», вы нам Зураба Церетели – мы вам Олега Кулика, вы нам Василия Нестеренко – мы вам Авдея Тер-Оганьяна.

Но ведь хочется, правда, иногда увидеть нечто совсем не спродюсированное и непредсказуемое, нефильтрованное и непосредственное. Но это маловероятно до тех пор, пока для массовой коммуникации требуются средства, для игры - правила, а для рынка культуры – продавец. И он будет запихивать товар в нужные упаковки, порождать новые концепции и продвигать свое бумажное искусство. 

И все же есть области, куда не добралась пока натренированная рука продюсера и где рождаются провокации (вовсе не там, где их ждут). Вот девочка Юта со своими «недетскими» любовными историями поразила воображение таким количеством стилистических и грамматических ляпов, что мне начало казаться, что она это делает специально.

Особенно запомнилось про путь «от одного начала к другому концу», очень это было символично, к тому же сильно смахивало на девичьи рассказы из школьных альбомов про то, как «их похоронили в одной могиле». Вот где разгуляться любителю словесности, поддаться на провокацию, добавить от себя, подняться на сцену, поучаствовать. Публика, будь ее чуть больше, будь она чуть самостоятельней, таит неразработанные пока запасы и возможности, только предложите ей что-нибудь совсем не форматное, а потом не забудьте дать слово.

Конрадова Наталья
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).