будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 17, 2025
Культура

От репрессированных до Кенни - никто не забыт

От  репрессированных до Кенни - никто не забыт
Goszakaz_Main
Группа "МишМаш". "Пока не скажут "Стоп" - скульптура. которую можно надуть и спустить. 2013

Кураторы выставки, художник Роман Сакин и галерист Марина Печерская, решили, что настала пора выяснить: кто заказчик искусства в общественном пространстве? Слово «госзаказ» с советских времен предполагает некий негатив – навязанную сверху идеологическую пропаганду: власть заказывает, художник исполняет, горожане терпят. Та идеология ушла, но в решениях о выборе темы и места установки памятника есть некая инерция прошлого – отсутствие коммуникации между горожанами, чиновниками и творцами. Выставка «Госзаказ» – попытка предложить позитивную систему взаимодействия, где заказчиком оказалось бы общество, а художники могли бы представить новые формы работы в городе, которые вызывали бы интерес и которые городские власти могли бы осуществить.

По традиции монумент должен напоминать нам о герое или важном историческом событии, но бронзовые скульптуры уже не выполняют эту функцию. Привычная форма вызывает равнодушие, и памятник парадоксальным образом становится невидимым. Пожалуй, только один монумент последних лет стал действительно заметным и популярным, но не благодаря качествам художественного произведения. Это – памятник на Чистых прудах, который некоторые поначалу называли «памятник непонятному казаху». После лагеря «Оккупай» все узнали, что этот казах – Абай Кунанбаев – замечательный поэт, борец за свободу и просвещение. И вновь изданные его книги оказались сейчас очень кстати.

Объект Бродского - лирический образ парадоксального здания, снаружи мы можем видеть, что под ним ничего нет, но заглянув во двор, увидим бездонную пустоту черной воды. Фото: Сергей Калинин

 

 

 

 

Андрей Красулин, "Памятник" (Античный супрематизм в контуре), 2013 - "Через сращенное живое и искусственное, человека и колесницу, - показать цивилизацию". Фото: Сергей Калинин

Какая память нам действительно важна и как ее может отразить художник, чтобы актуализировать? Жертвы сталинских репрессий, личная трагедия множества семей в стране: Хаим Сокол предлагает увековечить ее, повесив на дома, где жили эти люди, почтовые ящики с их именами. Обыкновенная доска с надписью нема и холодна, а в таком художественном жесте - просьба об отклике, весточке, которую мы пошлем в прошлое погибшим. На доске имена перечислены через запятую, формально и компактно, а каждый почтовый ящик несет в себе реальную массу объекта, будто пытаясь наглядно выразить размеры катастрофы.

Хаим Сокол, "До востребования", 2013. Фото: Юлия Лебедева

 

 

Может ли памятник, повествующий о настоящем времени и повседневной жизни, при этом говорить о чести, совести, героизме? Кириллу Ассу и Анне Ратафьевой удается сочетать имперский размах и напоминание о том, что необходимо для сильного государства – честность и ответственность каждого гражданина во всем, вплоть до мелочей. Их каменная плита с мерными выемками для определения соответствия стандартам размеров пучков разных видов зелени могла бы быть установлена на стене рыночного зала. В то же время в их проекте есть предостережение для империи – напоминание о фашизме, измерявшем по стандарту «чистоты крови» людей и уничтожавшем тех, кто ему не соответствовал.

Кирилл Асс, Анна Ратафьева, "Минимальный размер пучков зелени", 2013. Фото: Юлия Лебедева

 

 

С повседневностью вступает в диалог и Дмитрий Каварга, выбирая острую тему – бездомные животные. Традиционные для него биоморфные скульптуры могут быть установлены в городе как приюты для бездомных животных: их органические, будто произвольно растущие живые очертания, контрастируя с геометрией и рациональностью архитектуры, будут напоминать о природе. Мы тоскуем по ней, заводя кошек и собак, прикармливая воробьев и синиц, и в то же время возмущаемся обилием бездомных животных, в крайней форме доходя до отстрела и отравления. Люди создали цивилизацию, они заботятся о чистоте фасадов домов, газонов, отмывают бронзовых истуканов – но люди также приучили животных жить рядом с собой, о чем сейчас забывают. Братья меньшие спасали нас от мышей и охотились рядом с нами – мы навеки у них в долгу.

Эскиз Дмитрия Каварги к голубятне на крыше "Винзавода" - она не была осуществлена. Бездомных животных нигде не приветствуют - и на выставке в тенте-укрытии бездомная собака представлена в виде меховой скульптуры

 

 

Проект «Госзаказ» предполагают сделать регулярным. Его задача – показывать новые идеи в области городской скульптуры, привлекать к обсуждению публику, анализировать ситуацию и вступать в коммуникацию с городскими властями, рассказывая о мнениях и предложениях, возможных для реализации.

Посетители выставки общаются с охранником ТЦ "Цветной" через портал Максима Ксуты - только благодаря особым ухищрениям люди начинают замечать друг друга. "Синкретическая избушка" Ирины Кориной - памятник 90-м: на улицах еще выбивают ковры и висит советская пропаганда, но уже заряжает воду Кашпировский и стоят ларьки. Фото: Сергей Калинин

 

 

На первых этапах этого пути стоит понять, что мы имеем сейчас, и обозначить пути развития. С критикой происходящего в  городской «монументалке» выступает Иван Горшков: в его намеренно нелепом изваянии – резюме всех недостатков. Фигура из металла с лицом из бетона, на низком постаменте, протягивающая вперед руки, как слепой, описывает растерянность перед современностью – общую черту большинства бронзовых изделий на улицах наших городов. Отсутствие постамента можно расценить как попытку  «обновить» форму, быть демократичней. Но из-за этого монумент как память о важном и великом теряет смысл и превращается в анекдот: теперь с этим памятником можно запанибратски сфотографироваться в обнимку. «Прилепленное» лицо не то чтобы намекает на конкретные случаи универсальных высказываний в бронзе, но говорит о том, что есть штампы, которыми можно изобразить любого персонажа, и потому они никого не впечатляют. И о безразличии художника к выбору материала как важной части настроения памятника: «хотите, будет в бронзе, хотите – в гипсе».

Иван Горшков, "Я помню, я горжусь", 2013. Фото: Сергей Калинин

 

 

Универсальный подход как безответственность к итогу недопустим. Но в то же время универсальность в лучшем смысле необходима для памятника, ведь он обращается ко многим людям и должен объединять. Роман Сакин в своей осуществленной в Парке Горького огромной кинетической скульптуре предлагал форму монументального календаря с ручным управлением, который привлекал бы к общественным праздникам каждого. Похожая на загадочную метеорологическую станцию башня состояла из металлических штанг с белоснежными шарами на них. Изучив схему расположения шаров и пользуясь рукоятками на постаменте, зритель мог их поднять и опустить, подав знак всем – сегодня новый праздник.

Проекты "информационных башен" Романа Сакина - "по действию как деревья или облака, по функции как колокольни, тренажер для общественной самоорганизации". Фото: Сергей Калинин

 

 

В работе к нынешнему проекту Сакин продолжает эту тему соотношения общего и частного, обозначая типологию необходимых памятников. Источником вдохновения для него служили альбомы, изданные в СССР после Второй Мировой – с рекомендациями тематики, героев и форм, которые можно использовать в честь победы. Триколор настройка. Из прошлого можно извлечь не только подавление официозом, но и опыт народного единения. Сейчас государство «сверху» ищет общее понимание истории – на чем оно может базироваться, из каких кирпичиков эта история состоит? Роман Сакин находит их в «подъездных знаках» на шоссе при въезде в города и регионы – внимание к их выразительности как гордость за  свое родное место. Надгробные памятники – память о предках, но мы обычно оставляем решение об этом на волю стандартизированной службы при кладбище. Не стоит ли придумать новые стандарты, которые могли бы рассказать о том, каким был человек при жизни? Также Сакин призывает подумать о городской и парковой скульптурах, и придумывает новые типы – например, «информационная башня», которая выделялась бы среди рекламы продуктов потребления оригинальной формой и держала бы горожан в курсе событий. А еще – тип «печи-фонтаны», которые зимой обогревали бы прохожих, а летом переключались бы на распространение прохлады. Эта идея напоминает нам об известных случаях несоответствия бедствующего настоящего великому прошлому: когда в мороз у «вечного огня» греются и готовят еду, а в жару пьют из фонтана и моются в нем те, кто остался без дома.

Хочется вспомнить рассказ Александра Куприна «Суламифь»: царь Соломон оставил на съедение собакам тело умершего отца, а потом и любимой девушки, чтобы не осквернить праздник, но «сердце его сжалось от печали и страха».  Создавая истинные памятники, всегда придется решать, что важнее – живая собака или мертвый лев. 

 

Выставка открыта на Винзаводе в зале "Цех Красного" с 11 апреля по 12 мая 2013.
Ростан Тавасиев, "Авторитарности", 2013. Фото: Ирина Корина. Группа Recycle (Андрей Блохин, Георгий Кузнецов), "Они убили Кенни", 2012. Фото: Сергей Калинин
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).