Нынешний фестиваль "Киношок" закончился, официальные результаты известны. Не будем их пересказывать или обсуждать, изложим общие, но субъективные впечатления.
Для начала - поместим сюда несколько духоподъемных портретов на фоне анапского неба.
Это, конечно, Анатолий Васильев, который в этом году возглавлял жюри. За ним - небо над сушей.
Это Ираклий Квирикадзе со своей семьей. За ним - небо над морем.
Это актриса Яна Есипович. Мы у ней спросили для нашего собственного общего развития, каких писателей она любила в детстве, а также и теперь. В детстве она любила Киплинга, а теперь - Сэлинджера. Яна, в частности, играла в фильме Алексея Федорченко "Небесные жены луговых мари", который показывали в конкурсе альманахов Omnibus. Этот фильм мы и раньше премного обожали, увидев его на Римском фестивале в итальянских субтитрах.
Анна Казючиц, несмотря на свой юный возраст, сыграла во множестве фильмов. И мы её тоже опросили относительно бывшей и настоящей литературы. В детстве она предпочитала "Денискины рассказы", Андерсона и Бианки, а теперь любит Акунина и Санаева.
И сейчас мы переходим от, в основном, изобразительной части к части описательной. Но опять же про молодежь, потому что она - сами знаете что.
На мой взгляд, лучшим фильмом фестиваля была короткометражная (получасовая) картина "Кардо" Светланы Сигалаевой. Это псевдодокументальная история о том, как русские эмигранты мыкаются в Швеции. Фильм не был отмечен официальными призами, но на меня произвел такое же впечатление, когда я первый раз услышал AC/DC. Поскольку это уже не первый её фильм, который я видел, хочу заметить, что вот она, Светлана Сигалаева, и есть будущее нашего или шведского или просто общего нашего землянского кино. При этом, совершенно неясно: девушка выглядит будто девятиклассница, а снимает как взрослый, очень редкий мужик. Выражаясь некинокритическим языком, меня от её фильмов штырит, как от раннего Скорсезе. И, по-моему, пока её не очень признают только потому, что она молодежно выглядит. Вот она сама.
Фильм Ирины Волковой «Диалоги» был признан лучшим в конкурсе альманахов. Она сняла за $6500. Но это я, правда, не от неё самой слышал, так что - за что купил. Фильм очень хороший. Замечательно играет Владимир Меньшов, который снимался без денег, как и многие другие известные артисты. Али Хамраев собирался при встрече передать Меньшову, что, похоже, это одна из лучших его ролей. Мы - присоединяемся!
Это Ирина Волкова и есть. А совсем, казалось бы, недавно она приезжала на "Киношок" участвовать в конкурсе короткометражных фильмов вместе с Натальей Меркуловой, которая вместе с Алексеем Чуповым в этом году тоже прославилась фильмом "Интимные места", которым я еще, к сожалению, не насладился.
А это Виктор Тихомиров и Андрей Битов на круглом столе "Не в деньгах счастье". Кажется, тут нечего добавить.
Лидия Маслова, Владимир Фенченко и Лариса Садилова судили короткометражные фильмы.
А Ерболат Тогузаков получил приз за лучшую мужскую роль в фильме "Шал", это по-казахски - старик. Он непрофессиональный актер, снимается всего три года, раньше работал киношным администратором. Но сыграл настолько впечатляюще, что за один вечер стал любимцем всего населения фестиваля. Здесь он держит Гран-при. И сам фильм, кстати сказать, и хороший, и для публики.
Тогузаков - актер такого джекичановского обаяния, никто не может устоять. Вот он танцует между Светланой Сигалаевой и Ольгой Добриной (опять же - одной из марийских жен).
А вот тоже, кстати, хороший портрет Лидии Масловой, которая вдруг очутилась среди коллег, принимающих питание.
Представители Средней Азии торжественным образом нарядили и произвели постоянного отборщика фестиваля Сергея Землянухина в почетные аксакалы за то, что тот так внимательно относится к их картинам. Вот кто трудится за весь наш МИД и международное культурное сотрудничество.
После объявления официальных результатов мы с Наташей Четвериковой и Ариуной Богдан решили добавить во все пределы равновесия и гармонии, премировать персонально восхитившие нас картины. Мы уже так делали в прошлом году, отметили Алексея Федорченко, Илью Леутина и Григория Рябушева. А в этом году премий "Золотая биссектриса" от нас удостоились Дарья Сидорова (режиссер короткометражного "Почему я тут"), Максим Сердюк (продюсер короткометражной "Дороги"), приз "Европов" получила Светлана Сигалаева за "Кардо". Вот они - с призами.
Кроме того, мы наградили дополнительным призом "Фиолетовая корова" Виктора Тихомирова, который за фильм "Чапаев Чапаев" уже отхватил приз "Белый слон" от кинокритиков и киноведов.
Стоит сказать, что у Тихомирова в картине, по-митьковски, сопят и кряхтят только Михаил Шац и Александр Баширов. Но Баширов и сам природно такой, а Шац въехал в поэтику. Хорошо танцуют рокенрольные стандарты Тихомиров с Шинкаревым. Охлобыстин в роли артиста смешно высовывает язык при виде девушки сзади.
Тихомиров говорит, что надо "Чапаева Чапаева" смотреть несколько раз, чтобы получше проникнуться. По-моему, у него даже в названии это и отражено. Кроме того, в фильме Чапай разрубает одного человека на двоих, что, разумеется, более соответствует русским двуглавым стандартам. За сколько он снял фильм, сообщать отказался, чтобы не засмеяли. Рассказал, что, в общем, чувствовал народную поддержку. Одна разбогатевшая одноклассница позвонила в подвыпившем состоянии и сказала – «Витя! Я дам тебе миллион рублей!» Утром, когда пришла в себя – дала двести тысяч, которые, однако, тоже пригодились.
Кроме хороших фильмов, на фестивале были и лирические, поэтические. Вот, например, одного режиссера такого кино спрашивают – правильно ли мы понимаем, что вы запечатлеваете в своей картине жизнь как танец? Да, говорит режиссер, все - так. А правильно ли мы понимаем, что вербально про это не получится? Правильно! А о чем тогда ваш фильм? Вот же ж западня! И режиссер, куда деваться, рассказывает про положительную роль преодоления тяги к гаджетам, возвращения к корням и «традиционной жизни». А должен бы был тогда уж по-честному! как в «Утренней гимнастике»! пересказать танец: главная героиня встала - ноги вместе, руки по швам, после чего подняла руки вверх: раз-два! раз-два! дальше она делает те или иные изысканные движения под музыку эмбиент, как это любят современные поэтические режиссеры.
А все равно приходится конвертировать в слова. И тут всплывает главная идея произведения: «это метафора» или какой-нибудь призыв чего-то сделать, куда-то бежать или наоборот воздерживаться. Конвертировать трудно, а без слов как расскажешь? Лирические, поэтические и метафорические фильмы я не очень, поэтому и советовать что-то из них трудно. Но так-то я не против, пусть будет. Пусть расцветают и флоксы и георгины.
***
Если спереди были портреты, то, напоследок, для феншуя, будут виды. Вот тут очень здорово поженили галеон и Голиафа и шрифт, конечно.
А здесь речка Анапка, которая с прошлого года перестала впадать в Черное море. Это для медитации. Отдыхающие, отдыхайте.