будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Алексей Герман-старший
Июль 8, 2025
Культура
Усыскин Лев

Памяти Алексея Германа

 Умер Алексей Герман. Не Алексей Герман-старший, а просто – Алексей Герман, кинорежиссер Алексей Герман. Другого Алексея Германа, извините, просто нет.

Событие, увы, не слишком неожиданное – уже много лет Алексей Юрьевич и внешне и произносимыми словами производил впечатление человека, чей биологический ресурс на исходе. Даже предположив, что это – в чем-то артистическая поза, стоило относиться к ней с уважением, принимая на веру. Уж слишком значительная артистическая фигура позволяла себе эту позу принять.

Увы, оказалось – это была не вполне поза. Притом, что возраст режиссера – 74 года – вовсе не выглядел по нынешним временам запредельным и для жизни и, главное, для творчества...

Ну, на все воля Божья.

Нам же остается – инвентаризация.

Того, что мы потеряли, и того, что у нас осталось.

Вроде бы – здесь все просто: за четыре с лишним десятилетия творчества в кинематографе Герман как режиссер-постановщик создал четыре фильма: "Проверка на дорогах", "Двадцать дней без войны", "Мой друг Иван Лапшин", "Хрусталев, машину!". Пятый, снятый по мотивам "Трудно быть богом" Стругацких, кажется, успел-таки закончить в последние месяцы – или почти успел. Если не считать нескольких сценариев да совсем уж непринципиальных актерских работ, то все.

Очень немного.

Немного?

Немного: сам Герман не раз в интервью жаловался на киночиновников, "сломавших" ему творческую жизнь. Он вообще не прочь был – жаловаться. И ругаться, публично называя мерзавцев – мерзавцами (малодоступная в России роскошь). Действительно, судьба его работ была непростой – так, "Проверка на дорогах" пролежала "на полке" полтора десятилетия, а несколько замыслов, говорят, было задушено внешними обстоятельствами уже на этапе написания режиссерского сценария.

Но я не об этом.

Сейчас не это важно.

Право, Чаплин тоже снял не так много в полном метре.

Кстати, как и Чаплин, Герман и сам делал свое дело крайне не спеша – помнится, весной 2001 года, в направлявшемся в Прагу самолете я встретил знакомых участников съемочной группы "Трудно быть богом", летящих на натурные съемки в один из словацких замков. Меня тогда еще этот факт весьма удивил – я-то считал, что съемки давно завершены, идет монтаж и озвучка: фильм-то был запущен в производство еще в 1999! Пять лет спустя, оказавшись по какой-то надобности на Ленфильме, я слегка заплутал в коридорах студии – и вдруг оказался в помещении, по периметру которого сидело десятка четыре рыцарей в латах и читало текущую прессу. Павильонные съемки фильма Германа были в самом разгаре...

Он и сам был, кажется, каким-то рыцарем в латах, сидящим на расшатанном офисном стуле и читающим газету...

Кстати, Ленфильм теперь можно безболезненно закрывать – это никакая не студия, а просто механическая совокупность некоторого количества высококлассных профессионалов. Даже не совокупность – а просто картотека. И кое-какая недвижимость...

Но я опять не о том...

А о чем надо?

Как бы сказать... В русском кино было немало талантливых режиссеров и хороших фильмов. Было раньше – и даже есть сейчас. И имеются грамотные кинокритики или даже просто знакомые с методами анализа произведений искусства журналисты – вроде автора этих строк. Эти люди способны довольно легко проанализировать практически любую ленту – показать, как она устроена, проанализировать ее поэтику, насколько удачно в ней то и иное, каков ее кинематографический и внекинематографический контекст – и даже, порой, выйти в этих своих рассуждениях на понимание каких-то действительно серьезных, интересных и важных вещей.

Иначе говоря, человек, понимающий внутреннюю логику и механику кино как жанра, как системы, способен продуктивно анализировать любой наличный киноартефакт.

Но только не работы Алексея Германа.

Применяя к нему стандартные киноаналитические технологии, мы получаем либо чушь, либо звенящую мелочь.

Почему?

Потому, что кино Германа не принадлежит, по большому счету, традиционной логике кинематографического жанра. Или принадлежит – но в каком-то ее, этой логики, очень дальнем развитии, перешагнувшем через несколько ступеней, на которые до сих пор не ступала ничья нога. Последние фильмы режиссера соотносятся с лентами его талантливых коллег примерно так, как их работы – с театральными постановками. Или же – как круглая скульптура с картиной маслом. Другая система условностей, другие законы восприятия.

Понять фабулу "Хрусталев, машину!" с первого просмотра невозможно принципиально – как невозможно понять в этом фильме и целый ряд иных вещей – и при этом мало-мальски развитый зритель выходит из кинозала, неся в душе сильнейшее эстетическое впечатление. Говоря иначе, он воспринял авторскую эстетическую систему, она нашла отклик в зрителе, даже не найдя пока осознания – и это значит, что избранный режиссером путь не есть плод его умозрительных построений, а открытие того, что уже заложено в природе, но до него не затрагивалось никем...

В итоге – мы смотрим кино Германа, как собака глядит на мясо: глаза горят, слюни текут, а сказать ничего не может. Отсюда, кстати, и не слишком удачливая судьба лент мастера на международных фестивалях – члены жюри ведь тоже собаки люди, тоже зрители, тоже кинокритики... Им же надо произнести какие-то связные слова прежде, чем вручить кому-нибудь аляповатую статуэтку...

Это вернейший признак настоящего прорыва вперед – не лидерства, а именно прорыва, отрыва, одновременно – и бесспорного, и ставящего в недоумение. Знак будущего. Как некогда – живопись Рембрандта или Хальса.

Вот, что мы сейчас потеряли.

Ибо, эта новаторская эстетическая система содержалась, до сего дня, лишь в голове самого Германа – не став достоянием талантливых последователей и эпигонов. Красноречивый тому пример: работы сына режиссера, старательно и мастеровито копирующего отцовские приемы и не получающего в итоге ничего. Приемы тут ни при чем. Герман – это не приемы, а что-то большее, иное, расположенное в другом совсем месте.

Впрочем, когда-то давно, в начале 80-х, все-таки имел место замечательный факт, показавший, что было бы, стань кино Германа уже тогда магистральным направлением развития, принятым русским кинематографом. Я имею в виду выход на экраны фильма Семена Арановича "Торпедоносцы", поставленного по сценарию Германа и его жены-соавтора Светланы Кармалиты – по своей эстетике и поэтике находящегося много ближе к "Ивану Лапшину", нежели к другим работам Арановича. Говоря иначе, это был намек на принципиальную отчуждаемость "системы Германа", в чем бы она ни состояла.

Этот пример от обратного – пожалуй, единственное, что внушает надежду в нынешний грустный день.

Усыскин Лев
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).