будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Культура
Мокроусов Алексей

Памяти изменяющегося сословия

Памяти изменяющегося сословия
mokrousov98

К началу XX века у книги оказалось столько лиц, что вопрос о ее выживании не стоит. Но как изменится форма ее жизни, это любопытно.

Быть может, самая правильная книга – та, которая непрактична. Которую не возьмешь с собою в поездку, не уляжешься с нею на диван, да и в метро открыть ее будет неудобно. Таких книг много показали на выставке «Книжная кунсткамера Эрмитажа», едва ли не лучшей из всей летней программы музея.  Можно сказать, вся выставка в Эрмитаже только из таких «неправильностей» и состояла. Страницы, которых не разглядеть без лупы или которые, напротив, при раскладке достигают четырех метров в длину (географические карты), драгоценные камни в оформлении, имена переплетчиков, сохраняемые с тщательностью имен ренессансных живописцев - все это тихий гимн книжной культуре, не исчезающей, но маргинализирующейся на глазах. Содержание здесь порой важно лишь постольку, поскольку объясняет иной раз необычность формы – книга-крест (для записей) или книга в форме советского паспорта (книга-объект легендарного Михаила Карасика). Книга как вечный арт-объект, серийные издания по 200 долларов – реальность, от которой уже никуда не деться.

За этими книгами встает портрет их читателя  – когда-то модного, бывшего лицом и сердцем общества. Сегодня же – скорее мечтателя, интроверта и аутсайдера. Слышишь «ботаник» или «лузер» – и кого представляешь в первую очередь? Может, и не в треснувших очках, но уж посреди книг точно (хотя бы книги ему остались).

Говорят, в России сейчас вовсе ничего не читают 38 процентов взрослых. Видимо, они все смотрят продукцию г-на Эрнста. Ведь телевидение– единственное, что не в состоянии обмануть доверчивую душу современника. Книга же постоянно притворяется не тем, что она есть. То сундучки-ларцы (в них в середине 1850-х поместили «Таблицы: рисунков мундирам, знаменам и штандартам Императорских Российских войск»), то что-то обшитое тюленьим мехом (питерское издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга» опубликовало в таком виде в 2004-м «Саги об исландцах» с параллельным текстом на русском и исландском языках), то в ящике для картотеки или даже обуви (японское издание «Полного иллюстрированного описания древних монет», 1886). В обложку может быть вмонтирована настоящая медаль, как на томе Александра Лацинского, посвященном 100-летию Библиотеки Генерального штаба, выпущенном в Петербурге предположительно в 1907 году. Интересно, что профиль Николая II изображен здесь рядом с профилем Александра I, а не с более близким ему по духу и общему уровню тезкой Николаем I. Что делать, именно Александр основал библиотеку (давно ли у нас праздновались подобные юбилеи?). Зато Николай был роднее во всем остальном, и его Крымская война по результатам мало чем отличается от войны с Японией.

А уж сколько вещей притворяется книгами! Здесь и картины, и скульптуры-обманки из Голландии, и русские спичечница, и кошелек в виде миниатюрных томиков, и даже поставец для перьев из Северной Италии XVI века – все когда-то стремилось выглядеть как книга, причем не всегда только ради удовольствия.

Самое неправильное, что может быть связано с книгами – это их цена. Как и вся культура, книги должны быть бесплатны. Захотел – взял (украл, одолжил навеки, запамятовал чье). Потому в «Книжной кунсткамере» почти все экспонаты бесценны. Ну или почти бесценны (это «почти» одних лишь оттеняет бесценность других). Отказ от цены лишает книги столь противоестественного статуса товара, возвращая их в пространство романтического, (ир)реального, томительного в своей беспредельности и итоговой беспредметности.

Книга как фантом, призрак opera в латинском его смысле, становится героем интеллектуальных детективов и массовых экранизаций: без чтения «Клуба Дюма» Переса-Реверте ты уже сегодня вроде и не библиофил, по крайней мере начинающий. В XXI веке книга пытается спрягаться, исчезнуть под песком гуманитарного мусора, притвориться сыроежкой, если не поганкой – лишь бы не достаться профану, непосвященному. Будущее уже наступило: метро и троллейбусы полны людей, читающих книги-планшеты. Что у них внутри, понять невозможно. Это раньше по обложке опознавали своих – клуб любителей женских романов соседствовал на таганско-краснопресненской линии с поклонниками детективов, студенты упирались сонным взглядом в учебник, кухонные философы – в Ортегу-и-Гассета. Сегодня различия стерты до полной анонимности, в спор вступают не обложки, но модели самих планшетов. Продвинутые менее и продвинутые очень, навороченные и без прибамбасов… еще немного, и по планшетам, как по марке автомобиля, начнут определять социальный статус владельца.

Так в языке стратификации обложку художника вытесняет отвязность дизайнера. Книга достигнет состояния глубокой анонимности, и следующей Книжной кунсткамерой окажется выставка самих планшетов, соревнование экранов и кожаных обложек. Единственное, что вряд ли окажется доступным электронным книгам – это имитация прежней жизни. На эрмитажной выставке показали каллиграфический шедевр, выполненный известным в свое время французским мастером, каноником церкви Св. Женевьевы Филиппом-Шарлем Галлондом. Сборник молитв для католической мессы выполнен столь искусно, что его не отличишь от напечатанного. Год создания – 1756, то есть уже много лет спустя после Гутенберга каллиграфия стала имитировать печатную книгу вплоть до полного исчезновения визуальных различий. Конечно, в этом ручном труде больше эстетики, чем вызова прогрессу, да и дамы из высшего общества, которым каноник поставлял свои молитвословы, если и мыслили категориями соперничества, то другого сорта. Но примечательно само стремление показать равноправие времен, идентичность форм. Человеческое по-прежнему остается мерилом жизни, и возможности техники не в силах заставить забыть о силе ремесленника.

Сегодня знанию стыдно, что его много, что оно сложное и такое недемократичное по своей природе. Аристократизм его уже невозможно прятать под навозом масскульта. Книге предстоит исчезнуть, чтобы воцариться окончательно, пережить забвение и физическую смерть, прежде чем обернуться фениксом и ванькой-встанькой.

Операция сродни долговременной потере иммунитета: и что случится с теми, кто сидит на чтении как наркотиках, мысля себя без букв словно без воздуха, кто обнаруживает себя в книгах, как слепой обретает с собакой-поводырем свой компас и ЧОП одновременно? Эйфория от самого процесса визуального заглатывания букв, титулов и обложек, не знает перерывов. Это не гурман, способный пресытиться на третий день пира, и не любовник, истощающийся на заре. Вот он, перпетуум мобиле – читатель, неспособный к измене удовольствию, не знающий слово пауза, не ведающий алексии.

Самый прочувствованный гимн - тот, что звучит тихо. Книга, обретшая звук, выглядит как «Ауди»(о), хотя оказывается все более отдаляющимся от основной семьи родственником. Аудиокниг на выставке как раз не было – и это едва ли не единственный удивленный вопрос, который можно адресовать ее кураторам. Зато есть каталог, выполненный в рамках изящного компромисса между хорошим вкусом и ценовой доступностью.

В конце концов, и разговор о высоком в своей печатной версии должен быть массам доступен.

Другие тексты автора:

  • Идеальная выставка и проблемы памяти
  • Кому Дебора, кому Годаром
  • К метафизике героя
  • Октябрь, Франкфурт
Мокроусов Алексей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).