будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 15, 2025
Культура
Куприянов Алексей

Памяти Клиффорда Гирца

30 октября ушел из жизни Клиффорд Гирц (1926—2006), один из наиболее выдающихся антропологов второй половины XX века.

Клиффорд Гирц родился 23 августа 1926 г. в Сан-Франциско (Калифорния). Уже в школе он проявил склонность к литературному творчеству, редактируя школьную газету и мечтая стать журналистом и писателем. Выросший в годы Великой депрессии в сельской местности, Гирц имел мало шансов на поступление в колледж, но бурная история XX века снова вмешалась в его жизнь. Началась Вторая мировая война. Гирц был призван в армию и отслужил три года (1943—1946) в военно-морском флоте США. Как ветерану ему полагались льготы. Гирц поступил в Антиохийский колледж, в котором он сначала специализировался в области английского языка. Ко времени окончания колледжа Гирц решил заняться антропологией. Он поступил так по совету Георга Гейгера (1903—1998), автора нескольких книг по этике и истории философии и основателя «American Journal of Economics and Sociology», которого Гирц высоко ценил, называя его «величайшим из учителей, которых я знал». Видя интерес Гирца к философии, Гейгер предостерег его от профессионализации в этом направлении.

Поскольку антропологию в колледже не преподавали, Гирц вступил в переписку с антропологом Клайдом Клакхоном и после получения степени бакалавра в 1950 г. перебрался к нему в Гарвард. Клакхон был в это время занят развитием недавно образованного междисциплинарного центра по изучению «Общественных отношений» (Social relations). Одной из задач, которую ставили перед собой организаторы центра, было создание общего для всех социальных наук языка, общего пространства для переговоров и взаимного обогащения знаниями. Там же в Гарварде Гирц получил в 1956 г. свою докторскую степень. За свою жизнь он успел поработать в ведущих университетах США и Великобритании: Масачузеттском технологическом институте, где он получил первый опыт полевой работы, участвуя в экспедициях в Индонезию, в Стенфордском университете, в Беркли, Чикаго и Принстоне, год провел в Оксфорде. С 1970 г. Гирц — профессор Института высших исследований Принстонского университета, в последние годы — Professor Emeritus.

Как полевой антрополог Гирц работал, в основном, в Индонезии: на Яве, Бали, Сулавеси и Суматре. Ряд исследований провел в Морокко. Его интересы лежали в области религии, в особенности, ислама, экономики и политической структуры традиционных обществ.

Клиффорд Гирц скончался 30 октября 2006 г. в возрасте восьмидесяти лет, оставив жену Карен Блу (также профессора антропологии) и двоих детей.

Интерпретация культур и thick description

Из дюжины книг, которые он написал, наибольшей известностью, в том числе и среди не-антропологов, пользуется сборник эссе «Интерпретация культур» (1973), в котором он развил взгляд на культуру как на систему осмысленных знаков, функция которой состоит в проецировании на мир смыслов, позволяющих сделать его доступным пониманию. Роль антрополога, по Гирцу, состоит в интерпретации основных символов исследуемой им культуры.

Его знаменитый афоризм: «Антропологи не исследуют деревни ... они занимаются исследованиями в деревнях» (Anthropologists don't study villages ... they study in villages) на долгие годы стал одним из лозунгов и идентификационных маркеров нового пост-гирцевского сообщества в области культурной антропологии. Безыдейные этнографические описания диковинной жизни аборигенов были не для него. Гирц был одним из первых, кто превратил философию естественных языков и анализ риторики в мощный исследовательский инструмент социальных наук, призвав отказаться от псевдо-объективных формальных описаний человеческого действия к тому, что он, вслед за Гилбертом Рилом, называл thick description, к насыщенному описанию.

Насыщенное описание должно давать читателю возможность интерпретации действий. Рил пояснял это на простом примере. Вы можете необычайно детально описать, как человек, глядя в направлении другого человека, призакрывает один глаз и затем приоткрывает его снова, но это не приблизит вас к пониманию того, что он подмигивает, как и к тому, что именно подмигивание означает в данной ситуации. Гирц распространял этот подход на все человеческие действия. Они становятся осмысленны только в том случае, если мы можем передать читателю «контекст», задействовав, в том числе, и категории, которыми оперируют носители изучаемой культуры.

Как сказал он сам в одной из своих публичных лекций,

Изучение культуры других народов (как и своего собственного, но это отдельный разговор) включает в себя раскрытие того, чем, как они думают, они являются, что, как они думают, они делают, и ради чего, как они думают, они это делают, а это нечто менее прямолинейное, чем то, что подразумевают обычные каноны этнографии-полевых-заметок-и-опросников или глянцевый импрессионизм поп-арта «культуральных исследований».

Раскрыть, чем, как люди думают, они являются, что, как они думают, они делают, и ради чего, как они думают, они это делают, необходимо для того, чтобы познакомиться со смысловыми рамками, в которых они разыгрывают драму своей жизни. Это не подразумевает чувствования чужих чувств или помышления чужих мыслей, что попросту невозможно. Не подразумевает это и того, чтобы самому стать туземцем, неизбежно фальшивым. Это подразумевает научение тому, как, будучи пришельцем извне, со своим собственным жизненным миром, ужиться с ними.

Поиски Гирца важны не только для узкого круга академиков (хотя его труды вдохновляли многих, от самих антропологов, до науковедов). Я даже не имею в виду мечты ЦРУ о том, что можно будет использовать труды пост-гирцевских антропологов для создания разведчиков, способных сойти за своего везде, куда бы не закинули их судьба и командование. Вдумчивый интерпретативный подход к культуре, помогающий понять собеседника, хотя бы на прагматическом уровне, — это то, чего нам так не хватает в нашем сложном, разделенном противоречиями мире.

Ссылки:

О нем

  • Биография Клиффорда Гирца в Википедии
  • Клиффорд Гирц на сайте проекта Big Ideas
  • НЛО No 70 (2004): специальный выпуск, посвященный Клиффорду Гирцу

Избранные работы

  • Идеология как культурная система НЛО No 29 (1997)
  • Глубокая игра: заметки о петушиных боях у балинцев В кн.: Гирц К. Интерпретация культур. М.: РоссПЭН, 2004, с.478-522.
  • A Life of Learning by Clifford Geertz: Charles Homer Haskins Lecture for 1999 и перевод в НЛО No 70 (2004)
Куприянов Алексей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).