В субботу утром на 72-м году жизни ушел из жизни Валерий Золотухин. Актер уже несколько месяцев не работал, в начале марта официально покинул пост руководителя Театра на Таганке и почти весь месяц провел в Российском центре рентгенорадиологии.
Валерий Золотухин родился в семье председателя колхоза в июне 1941 года в деревне Быстрый Исток Алтайского края. Он с детства хотел стать актером и не собирался отказываться от мечты даже несмотря на то, что в семь лет упал из окна и из-за этого долгое время мог ходить только с костылями.
После школы Золотухин отправился в Москву, где в 1963 году окончил отделение музыкальной комедии ГИТИСа. Сразу после учебы актер пошел в Театр Моссовета, однако уже через год по приглашению Юрия Любимова перешел в Театр на Таганке, который вскорости стал театральным сердцем столицы.
Валерий Золотухин вместе с Владимиром Высоцким, Леонидом Филатовым, Аллой Демидовой, Вениамином Смеховым составили костяк труппы, которая стала визитной карточкой Таганки в 1970-х годах.
Золотухин в своих ролях блестяще умел совмещать комические и драматические черты. Первая его роль на Таганке — Водонос в «Добром человеке из Сезуана», позже он сыграл Грушницкого в «Герое нашего времени», Маленького монаха в «Жизни Галилея», Андрея Находку в «Матери», Гришку Отрепьева в «Годунове» и многих других.
На всю страну Валерий Золотухин прославился благодаря своим ролям в кино. «Интервенция» 1968 года — одна из первых картин с Золотухиным — пролежала на полке несколько десятков лет. В ней он сыграл не слишком приятного молодого богатого гимназиста, который во время революции и Гражданской войны оказывается брошен абсолютно всеми.
Всесоюзную славу Золотухину принесла главная роль в филме «Бумбараш». Рядовой Бумбараш, имя которого так ни разу и не произносится, возвращается после Первой мировой войны из австрийского плена в родную деревню, однако узнает, что все его считали погибшим. Бумбараш пытается выжить в хаосе гражданской войны и вернуть себе любимую девушку. В этом же фильме раскрывается музыкальный талант Золотухина — он исполняет песни Юлия Кима.
Позже Золотухин иногда пел за других актеров: например «Где среди пампасов...» за Арчила Гомиашвили в гайдаевских «12 стульях» или песню «Разговор со счастьем» в картине «Иван Васильевич меняет профессию».
В конце 1970-х выходят «Маленькие трагедии», где Золотухин блестяще играет со Смоктуновским двух антагонистов — Моцарта и Сальери.
Если в 1990-х годах Золотухин реже играет в кино, то в 2000-е он возвращается на большой экран. В «Дозорах», которые Тимур Бекмамбетов снял по книгам Лукьяненко, Золотухин сыграл вампира-вегетарианца. В 2009, также у Бекмамбетова, сыграл изобретателя Перепелкина в фильме «Черная молния».
Несмотря на множество ролей в кино, Золотухин всегда оставался в Театре на Таганке, в том числе и в сложные времена. После того, как актеры поссорились в Любимовым, Золотухин принял непростое решение возглавить театр и оставался на этом посту, пока ему позволяло здоровье.
Ведущий актер Театра на Таганке Сергей Трифонов рассказал «Полит.ру», что Золотухин был не только прекрасным актером, но и замечательным другом. «Что тут еще можно добавить? Какой он был актер — знают все, каким он был другом — знают в театре, и те многие люди, которые сталкивались с ним», — сказал он.
Писатель Виктор Ерофеев назвал Золотухина актером от Бога. «Он был совершенно замечательный актер, просто гений преображения, в каждой роли он был другой, чего нельзя сказать про многих иных актеров», — сказал Ерофеев.
«Я не знал, наверное, более живого человека. Живого во всех отношениях — и на сцене, и на экране, и в музыке, и в литературе, жизни, и в дружбе. Когда он появлялся — будто включался свет, все становилось ярче, талантливее», — написал актер Александр Филиппенко.
«Он и был тем самым простым русским человеком, благодаря которым выигрывались войны, — такой шукшинский герой. Кроме того в нем было рыцарское благородство — никогда не предаст, не обидит, — последний его отчаянный поступок похож на безумие — возглавить театр после ухода великого Любимова — это как лечь на амбразуру…», — считает он.
Поэтесса Нина Краснова рассказала «Полит.ру», что Валерий Золотухин был, есть и будет кумиром миллионов людей. «И моим кумиром, как гениальный актер и писатель, летописец своего времени, и как человек с чистой, доброй душой», — сказала она. «Кончина Валерия Золотухина — это и всенародное, и мое личное горе, или — это и мое личное горе, и всенародное, — подчеркнула Краснова. — И утешиться в этом горе можно, наверное, только мыслью о том, что "мы (его современники) жили в одно время с ним и его знали" (если говорить перефразированными словами Доктора Живаго, которого Валерий Золотухин играл на Таганке и которому я вышивала для этого спектакля платки, в которые он плакал на сцене). И еще — мыслью о том, что он воплотил себя в искусстве и в литературе и поэтому он бессмертен и останется жить и в веках, и в своих книгах, и в своих фильмах и спектаклях, и всегда будет с нами».
Золотухин за свою жизнь сыграл более 100 ролей в театре, кино и телесериалах. Несмотря на то, что практически всю свою жизнь он провел в Москве, он никогда не терял связи со своей малой родиной, благодаря чему, вероятно, у него и сложился образ человека из народа. В 2003 году Золотухин стал художественным руководителем Государственного молодежного театра Алтая и постоянно ставил там новые спектакли. Прощание с актером пройдет 2 апреля в Театре на Таганке, 4 апреля — в Молодежным театре Барнаула, а похоронен он будет, согласно завещанию, на территории построенного им Храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Быстрый Исток на Алтае, где он 71 год назад родился.