В апреле в Ростовском областном музее изобразительных искусств при содействии галереи ZHDANOV прошла выставка, посвященная выдающемуся донскому художнику-нонконформисту Александру Павловичу Жданову (1938–2006). Кирилл Сафронов поговорил с организаторами и гостями выставки об Александре Жданове и об актуальности его работ сегодня.
«Детская коляска», А. Жданов, 1964
Жданов родился в станице Вешенская Ростовской области, учился в Ростовском художественном училище в 60-е. С середины 70-х жил в Москве, работал в окрестностях Звенигорода, в конце 80-х перебрался в США. Его работы находятся в коллекциях многих музеев мира: от Государственной Третьяковской галереи до Музея Рутгерского университета (США, собрание Нортона Доджа) и при этом они практически неизвестны российскому зрителю.
Жданов — это художник невероятного таланта и абсолютно бешеного темперамента. Человек-реактор с запредельной творческой энергетикой... Сейчас специалисты начинают его относить к первым в России, наиважнейшим, фигурам того, что теперь называют contemporary art (современное искусство. — Полит.ру). Находясь корнями в живописной традиции (а у него хорошая академическая школа — Грековское художественное училище), он интуитивно нащупал множественные ходы, которые буйствовали в Америке и Европе, но к которым из СССР не было абсолютно никакого доступа.
Его первая и самая знаменитая работа — «Детская коляска», она сейчас находится в Третьяковской галерее. Нашел в Ростове, на мусорке, сплющенную коляску. Усмотрел в ней некоторую красоту. Добавил резиновую перчаточку. И объявил, что это — произведение искусства. И это 1964 год! И это в Ростове-на-Дону! Где совдепия махровейшая, цензура безумная совершенно. Но он на это высказывание решился! Еще будучи студентом Грековского училища, из которого его дважды исключали.
«Русское Поле. Пан», А. Жданов, 1984
Начиная с 80-х годов главным персонажем в работах Жданова стал Пан, мифологическое существо, царь живой природы. Образ Пана поселился в его сердце, слился с натурой своего создателя, в дальнейшем следуя за ним по дорогам странствий, пересекая географические широты, страны и континенты: подмосковные леса и озера, болота и солончаки Прованса («Чудище из Ваккареса» Жозефа д’Арбо), дикие леса Аппалачей.
Александр Жданов не ощущал себя частью официального художественного сообщества, был художником-одиночкой и по сути бродягой. Как у китайского поэта Ли Бо: «Не желая служить — заблудился в цветах». Для него эти строчки — не просто красивое сочетание слов, а девиз жизни и творчества. Он никому не желал служить: ни государству, предлагавшему взамен статус и относительное благополучие, ни заказчикам, которые часто отпугивали его своим невежеством.
В этом году Жданову 85 лет. Собрать его работы было непросто, в России их почти не осталось. Но нам удалось найти часть произведений по частным собраниям, а репродукции ряда работ предоставила нам семья художника.
«Пан летящий». А. Жданов, 1982
В творчестве Александра Жданова парадоксально сочетаются традиции русской пейзажной живописи и радикальные тенденции мирового искусства ХХ столетия. Можно сказать, что для художника не существовало границы между традицией и новаторством. После отъезда Жданова из СССР в 1987 году судьба полутора тысяч его холстов, графических работ, ассамбляжей, скульптурных объектов, коллажей, оставшихся на родине, остается неизвестной.
Художники того поколения находились в культурном вакууме. Историю современного искусства они изучали не в музеях, а проходили собственными руками. Они совершали открытия, которые, к сожалению, уже кто-то до них открыл. Но это всё равно открытия! Не вина художника, что он случайно, не по своей воле, вдруг оказался «маугли» — вышел из леса, когда кругом уже стояли небоскребы.
Как смотреть работы Жданова? Художнику нужен отход. Он же важен и для зрителя. Ты что-то делаешь — отошел. И теперь правый угол становится активнее. Сейчас, отойдя, ты не видишь на этой картине конкретных еловых иголок — вдруг проступает лес. Еще чуть-чуть отходим — у героя на крыльях какие-то красные подбои. Точно ли это так? Подходим, присматриваемся. Тут какая-то палка, тут что-то облезло, пришло из той жизни. И — если работа тебя притянула — ты всё время задаешь себе вопрос: «Это действительно так или я себе фантазирую?» Подходи-отходи, интересуйся собственным сердечным пульсом.
«Автопортрет». А. Жданов, 1994
В состав экспозиции были включены и работы друзей Жданова, его учеников, соратников по неофициальному искусству 70–90-х годов. Это Леонид Стуканов, Юрий Шабельников, Леонид Кабарухин, Михаил Басов-старший, Валерий Кульченко, Вера Колганова, Юрий Фесенко.
Жданов — это космос. Космос, в котором есть черные дыры, притягивающие к себе всех зрителей, всех учеников. Это свет, излучаемый из тьмы. Такое чувство, что он находился в каком-то пограничном состоянии ощущения мира. Небезызвестный Василий Блаженный в пост бегал голым с колбасой в руках и ел ее. Вот это — Жданов. Черная дыра, которая осветила очень многое. Художники Юрий Шабельников, Леонид Стуканов, Леонид Кабарухин выросли из Жданова, человека более старшего, который сформировался спонтанно, стихийно, мощно.
Работа Жданова, выбранная для постера выставки, — «Автопортрет». Это же просто изображение Христа! Но не во славе, а в жестоких страданиях. У него и нимб есть, есть маска. Этот автопортрет — как и всё творчество Жданова — попытка возопить к небесам в период самой темной безнадеги.
Открытие выставки «Александр Жданов. Последний пан», Ростов-на-Дону, апрель 2023
Галерея ZHDANOV сейчас собирает материалы для книги о жизни и творчестве Александра Павловича Жданова. Если вы хотите помочь (личной историей, а может, к вам попала одна из «утерянных» картин Жданова) — пишите на e-mail галереи yarus@mail.ru.