будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
культура
Май 14, 2025
Культура

Пан или пропал (о выставке «Александр Жданов. Последний пан»)

Пан или пропал (о выставке «Александр Жданов. Последний пан»)
Жданов_со_своим_рат-объектом_Ростов_1960-е
А. Жданов со своим арт-объектом. Ростов-на-Дону. 1960-е

В апреле в Ростовском областном музее изобразительных искусств при содействии галереи ZHDANOV прошла выставка, посвященная выдающемуся донскому художнику-нонконформисту Александру Павловичу Жданову (1938–2006). Кирилл Сафронов поговорил с организаторами и гостями выставки об Александре Жданове и об актуальности его работ сегодня.


«Детская коляска», А. Жданов, 1964

Жданов родился в станице Вешенская Ростовской области, учился в Ростовском художественном училище в 60-е. С середины 70-х жил в Москве, работал в окрестностях Звенигорода, в конце 80-х перебрался в США. Его работы находятся в коллекциях многих музеев мира: от Государственной Третьяковской галереи до Музея Рутгерского университета (США, собрание Нортона Доджа) и при этом они практически неизвестны российскому зрителю. 

Наталья Дурицкая (художница, одна из основателей галереи ZHDANOV):

Жданов — это художник невероятного таланта и абсолютно бешеного темперамента. Человек-реактор с запредельной творческой энергетикой... Сейчас  специалисты начинают его относить к первым в России, наиважнейшим, фигурам того, что теперь называют contemporary art (современное искусство. — Полит.ру). Находясь корнями в живописной традиции (а у него хорошая академическая школа — Грековское художественное училище), он интуитивно нащупал множественные ходы, которые буйствовали в Америке и Европе, но к которым из СССР не было абсолютно никакого доступа.

Его первая и самая знаменитая работа — «Детская коляска», она сейчас находится в Третьяковской галерее. Нашел в Ростове, на мусорке, сплющенную коляску. Усмотрел в ней некоторую красоту. Добавил резиновую перчаточку. И объявил, что это — произведение искусства. И это 1964 год! И это в Ростове-на-Дону! Где совдепия махровейшая, цензура безумная совершенно. Но он на это высказывание  решился! Еще будучи студентом Грековского училища, из которого его дважды исключали.


«Русское Поле. Пан», А. Жданов, 1984

Начиная с 80-х годов главным персонажем в работах Жданова стал Пан, мифологическое существо, царь живой природы. Образ Пана поселился в его сердце, слился с натурой своего создателя, в дальнейшем следуя за ним по дорогам странствий, пересекая географические широты, страны и континенты: подмосковные леса и озера, болота и солончаки Прованса («Чудище из Ваккареса» Жозефа д’Арбо), дикие леса Аппалачей.

Юрий Фесенко (художник, куратор выставки):  

Александр Жданов не ощущал себя частью официального художественного сообщества, был художником-одиночкой и по сути бродягой. Как у китайского поэта Ли Бо: «Не желая служить — заблудился в цветах». Для него эти строчки — не просто красивое сочетание слов, а девиз жизни и творчества. Он никому не желал служить: ни государству, предлагавшему взамен статус и относительное благополучие, ни заказчикам, которые часто отпугивали его своим невежеством. 

В этом году Жданову 85 лет. Собрать его работы было непросто, в России их почти не осталось. Но нам удалось найти часть произведений по частным собраниям, а репродукции ряда работ предоставила нам семья художника. 


«Пан летящий». А. Жданов, 1982

В творчестве Александра Жданова парадоксально сочетаются традиции русской пейзажной живописи и радикальные тенденции мирового искусства ХХ столетия. Можно сказать, что для художника не существовало границы между традицией и новаторством. После отъезда Жданова из СССР в 1987 году судьба полутора тысяч его холстов, графических работ, ассамбляжей, скульптурных объектов, коллажей, оставшихся на родине, остается неизвестной.

Александр Кисляков (художник, один из основателей галереи ZHDANOV): 

Художники того поколения находились в культурном вакууме. Историю современного искусства они изучали не в музеях, а проходили собственными руками. Они совершали открытия, которые, к сожалению, уже кто-то до них открыл. Но это всё равно открытия! Не вина художника, что он случайно, не по своей воле, вдруг оказался «маугли» — вышел из леса, когда кругом уже стояли небоскребы.  

Как смотреть работы Жданова? Художнику нужен отход. Он же важен и для зрителя. Ты что-то делаешь — отошел. И теперь правый угол становится активнее. Сейчас, отойдя, ты не видишь на этой картине конкретных еловых иголок — вдруг проступает лес. Еще чуть-чуть отходим — у героя на крыльях какие-то красные подбои. Точно ли это так? Подходим, присматриваемся. Тут какая-то палка, тут что-то облезло, пришло из той жизни. И — если работа тебя притянула — ты всё время задаешь себе вопрос: «Это действительно так или я себе фантазирую?» Подходи-отходи, интересуйся собственным сердечным пульсом. 


«Автопортрет». А. Жданов, 1994

В состав экспозиции были включены и работы друзей Жданова, его учеников, соратников по неофициальному искусству 70–90-х годов. Это Леонид Стуканов, Юрий Шабельников, Леонид Кабарухин, Михаил Басов-старший, Валерий Кульченко, Вера Колганова, Юрий Фесенко.

Ирина Гуржиева (искусствовед):

Жданов — это космос. Космос, в котором есть черные дыры, притягивающие к себе всех зрителей, всех учеников. Это свет, излучаемый из тьмы. Такое чувство, что он находился в каком-то пограничном состоянии ощущения мира. Небезызвестный Василий Блаженный в пост бегал голым с колбасой в руках и ел ее. Вот это — Жданов. Черная дыра, которая осветила очень многое. Художники Юрий Шабельников, Леонид Стуканов, Леонид Кабарухин выросли из Жданова, человека более старшего, который сформировался спонтанно, стихийно, мощно.

Работа Жданова, выбранная для постера выставки, — «Автопортрет». Это же просто изображение Христа! Но не во славе, а в жестоких страданиях. У него и нимб есть, есть маска. Этот автопортрет — как и всё творчество Жданова — попытка возопить к небесам в период самой темной безнадеги.


Открытие выставки «Александр Жданов. Последний пан», Ростов-на-Дону, апрель 2023

Галерея ZHDANOV сейчас собирает материалы для книги о жизни и творчестве Александра Павловича Жданова. Если вы хотите помочь (личной историей, а может, к вам попала одна из «утерянных» картин Жданова) — пишите на e-mail галереи yarus@mail.ru.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).