1 июня в российский прокат выйдет экшн-триллер Гая Ричи «Переводчик» (в оригинале — The Covenant). Про неожиданную дружбу американского сержанта и афганского переводчика во время военного конфликта между Америкой и «Талибаном» (признан в РФ террористической организацией, деятельность на территории РФ запрещена). Кинообозреватель Полит.ру Кирилл Сафронов почти без спойлеров рассказывает о том, почему на этот фильм идти надо.
Помните жуткие кадры: люди цепляются за шасси и крылья взлетающего американского самолета и падают вниз? Кабул, 16 августа 2021 года. За день до этого «Талибан»* сообщил, что взял Афганистан под полный контроль. Сложно представить степень отчаяния человека, решившегося на такой поступок. Но можно допустить, что жизнь в Афганистане после 16 августа пугала его больше, чем такая смерть. «Переводчик» — фильм не документальный, игровой, поэтому позволю себе допущение. Возможно, он про одного из тех людей. Точнее — про взаимоотношения «коллаборациониста» (кавычки — потому что, может, и наоборот) с американским военным. А еще точнее — про взаимоотношения всех афганцев, поверивших американцам и помогавших им, с американской бюрократией.
Вступительные титры рассказывают о том, что вскоре после 11 сентября американские войска вошли в Афганистан. Им понадобились переводчики, которых за 20 лет пребывания американской армии в стране набралось пять тысяч человек. Взамен им обещали помощь с оформлением виз — часто они были искренне недовольны талибами и мечтали об иной жизни. Но что-то пошло не так.
2018 год, командир отряда спецназа Джон Кинли (Джейк Джилленхол — «Пленницы», «Зодиак», «Стрингер») ищет нового переводчика (старого-то убили). Ему советуют Ахмеда (Дар Салим). Правда, говорят, парень смышленый, но своенравный. Они сходятся на любви к машинам. Ахмед до войны был автомехаником, у Джона на родине — небольшая автомастерская. Несколько раз они сталкиваются из-за дерзости переводчика — скажем, во время переговоров с предполагаемым осведомителем, Ахмед ослушивается приказа Джона и дает осведомителю дополнительные деньги, которые, впрочем, делают свое дело. Вскоре Джон вместе со своей командой (около 10 человек, среди которых, естественно, и Ахмед) едут на двух «Хаммерсах» в горы, обыскивать предполагаемую базу талибов. Тут-то всё и меняется.
Все-таки «Переводчик» — совсем неточное название, оно будто смещает главного героя. The Covenant — это «обещание, клятва, обязательство, договоренность». Я бы даже сказал — доблесть. Но не в вульгарном смысле этого слова. Когда человек говорит: «Вот это входит в мой функционал, я и делаю» или «Я сделал всё, что мог» (хотя не сделал) — это не доблесть, доблесть — это когда человек делает больше, чем должен, больше, чем может. Фильм вот про это чувство. Или про состояние. Даже, наверное, про действие человека, находящегося внутри этого состояния.
Дальше совсем без спойлеров не получится, но, если вы уже читали аннотацию к фильму (или смотрели трейлер), считайте, что это не спойлер. Если нет, то пролистните этот абзац. Ахмед спасает жизнь Джону. Тот возвращается домой и пытается помочь Ахмеду с визой. Но даже у него — героя, с медалями, всеми делами — не получается одолеть американскую бюрократию, которая предлагает «подождать», «уточнить» и «не вешать трубку». Джон не выдерживает и отправляется обратно в Афганистан. На помощь действующей армии ему рассчитывать не приходится — она, по его собственным ощущениям и разговорам с друзьями и начальством, занимается непонятно чем. Поэтому Джон нанимает ЧВК. Каково, да? И бюрократия у них там, в Америке, есть. И ЧВК. Может, они все-таки тоже люди, как и мы? Но это я отвлекся, конечно, извините. Джон отправляется в Афганистан — жена, друг и начальник смотрят на него как на сумасшедшего.
Этим фильмом Гай Ричи будто бы проделывает то, что не сделала Америка. Это сразу и про то, что в кино всё может быть правильнее, чем в жизни, и про какое-то покаяние, что ли. Про то, что если кто-то ради тебя сделал невозможное, спас тебя, то ты не можешь дальше жить так, как будто всё так и должно было быть. Ты в ответ тоже должен сделать невозможное. Такой «ресентимент» наоборот, в общем. Не до конца понятно? Сходите посмотрите. Круто снято! Например, на базе талибов американцы устанавливают таймер на бомбе — три минуты. И потом начинается перестрелка. И много-много людей умирает. Умирают и умирают люди. А три минуты не кончаются никак и не кончаются. И ты такой думаешь: «Как же так, неужели три минуты еще не кончились?» И в этот момент — взрыв. Очень там всё хорошо и киношно сделано, правда.
* Признан в РФ террористической организацией, деятельность на территории РФ запрещена