Заметка будетморализаторской, да и на самую банальную тему: главное в любом деле – егозадокументировать. Вот, говорят, недавно был Пермский экономический форум...
Не хочу тут сказать ничего плохого;ну, был и был. Потому что, если посмотреть по Яндексу в новостях на"Пермский форум", то больше и не скажешь. Нашлось вот такое:"На прошедшем недавноVII Пермскомэкономическом форуме участники и гости размышляли о том, как не прогадать припродаже центральной власти лояльности российских территорий в целом и ихобитателей в частности. Назвали эту предпродажную подготовку нашей лояльностипоиском формулы нового общественного договора. Мол, прежняя – лояльность вобмен на стабильность – уже устарела".
Еще пермское издание с адекватным названием prm: "Среди разнообразных оценок Пермскогоэкономического форума как-то затерялось краткое, но весьма емкое выступлениеПьера Жана Эверата, экс-губернатора Всемирного экономического форумав Давосе, скептически оценившего упование пермских чиновников на "институты"".
А больше-то иничего. Еще одно пермское издание, уже с несколько двойственным названием newsperm.ruдаже пояснило по этому поводу: "Стоимость проведения трехдневногоVII Пермского экономического форума составила 120 млн рублей. Ровно столько жебудет стоить организация форума на Селигере, который продлится целый месяц. Приравных затратах посещаемость этих двух мероприятий совершенно разная. Так,например, директор рекламного агентства "Леге Артис" Антон Толмачевописывает в своем блоге бытовые будни Пермского форума: "Закончился второй деньфорума, а в Яндекс.Новости — пусто. В пресс-центре — 5 журналистов и я.Пресс-конференции отменяются, так как представители СМИ их игнорируют. Спикеры как правило переливают из пустого в порожнее, говорятоткровенные банальности, прописные истины или, для разнообразия, несутбред"".
Ну, траты - это их пермские интриги, возможно и про журналистов– тоже, но публикация подтверждает указанный факт: мало заметок, мало. Собственно,откуда бы их много, когда вот новости форума на его собственном сайте. И вот тут вдруг красивая публикация, и даже про культуру в целом.
П-ый в П-ми!
Как уж водится,у М.А.Гельмана в ЖЖ рекламная (в хорошем смысле) ссылка на такую статью:"Полина Колозариди: "Мы неуехали, чтобы заниматься устроением внешнего мира внутри России. Экономическийфорум объявил своим идеологом Владимира Паперного и его объяснение русскойкультуры прошлого века как циклической культуры. Революционная культура 1перемежалась консервативной культурой 2. Сейчас, по мнению Паперного, времяновой культуры, синтеза тезиса и антитезиса. И в нём наша надежда - это русскийкосмизм и идея превращения природы из врага в друга. Значит, нужно понять,смогут ли проекты столь положительного толка прорасти на нашей историческойпочве ".
Тут сразу несколькопунктов, на которые немедленно реагирует просвещенное сознание автора уже этойзаметки. Как В.Паперный оказался идеологом экономического форума,когда гуманитарная общественность любит его вовсе не за это? Во-вторых, саматеория двух культур относилась у Паперного к функционированию культуры строго в рамках тоталитарной, конкретно – советскойсистемы. То есть, он продолжает считать эту систему сохранившейся и, соответственно,позволяющей применить к ней его разработанный аппарат? Интересно и существенно.Насчет синтеза тезиса и антитезиса уже просто круто, а добавка космизма вформате "природа - друг человека" откупоривает новые горизонты. Ещемилее выглядит озабоченность на тему "смогутли проекты положительного толка прорасти на нашей исторической почве",но это, кажется, уже не Паперный, а сама Колозариди.
Все это такмило, что хочется узнать больше про автора, который так славно разместил в одномабзаце столько завлекательных messages.
Как делают форумы?
Сначала следует немного,но конкретно подумать, как именно проходят такие мероприятия. Ну, сначала решают– вот Пермский форум, надо бы его провести. Значит, не обойтись без планерного заседания. Темабудет… вот, Общественный договор. Она, кажется, немного культурная, поэтому надопозвать культурного человека, чтобы как то сделал обозрение темы с точки зренияисторического материализма (условно говоря). И это правильный ход мысли.
Затем, тоже правильно,приглашается Паперный и другие докладчики (в статье П.К. упомянуты Я.Кузьминов, А.Любимов, Г.Павловский, а вообще их было много). Всех доставляют в Пермь, где и происходит пленарное заседание. Но это же надо донести это до общества. А журналисты- см. выше или, чтобы не смотреть выше, еще раз: "Закончился второй деньфорума, а в Яндекс.Новости — пусто. В пресс-центре — 5 журналистов и я.Пресс-конференции отменяются, так как представители СМИ их игнорируют ".
И вот тут все налаживается, поскольку П.Колозариди взяла на себя труд перевести перфоманс в слова (акция – ничто,документация - все! - это еще А.Монастырский понимал; да, я огрубляю). Все, вродев порядке. Однако, за первым абзацем (про Паперного и космизм) следует второй.Даже не так, это М.Гельман в ЖЖ процитировалсразу второй абзац, потому что первый, надеюсь, напугал даже его. Вот: "Пермский форум - собрание тех, кто неэмигрировал. Тему неэмиграции все собравшиеся переживают очень болезненно.Когда открывавший встречу культуролог Владимир Паперный рассказал о том, чтоэмигрировал в США, зал заполнился редкими, но громкими аплодисментами. Самопространство форума показывало, что мы не уехали для того, чтобы заниматьсяустроением внешнего мира внутри России. Осталось только понять, как егосогласовать - это внутреннее и внешнее ".
Ну так и как согласовать?
Непонятно.Паперный когда-то уехал, а сейчас он вПерми, где собрались те, кто не уехал. Но они почему-то ему аплодируют ему послеслов о том, что он эмигрировал в США – хотя сейчас он здесь. Конечно, фраза "Само пространство форума показывало, что мы не уехали для того, чтобызаниматься устроением внешнего мира внутри России" однозначногениальна, но без описания "пространства форума" ею нельзявосхититься окончательно. Кроме того, "внешний мир внутри России"устраивается, вроде бы, самым прекрасным образом - посмотреть только на типыавтомашин на российских улицах, на одежду, которую носят российские граждане ит.п. И, опятьже, причем тут космизм? Все это будоражит, толкая читать дальше.
Читаем: "Эрнандо Де Сото, глава Института либерализмаи демократии Перу, объявил, что мы спасёмся с помощью новой метафизики дляэкономистов, которая представлена открытостью и стандартизацией, а невидимаярука рынка станет для нас совсем даже не невидимой. И заметил, что историяотныне представлена в виде коллективной памяти, помещённой в опознаваемуюформу. Мне так кажется, что это он говорил про интернеты. Всё это нашло ответ ваудитории молодых и действующих. Что лишний раз доказывает, что покорить её нетак уж сложно. Молодым и действующим нужно сказать, что они хорошие. В рамкахтой модели, которая известна великим представителям великой идеологии, и в техже рамках могут стать ещё круче. Так сделал Путин, так делают скауты, такработают корпорации, так было всегда. Просто мы об этом забыли".
Хорошая автор!
Конечно, тутинтерес к персоне автора усиливается еще более и хочется узнать, откуда она.Чтобы, например, сообщить ей, что она тоже хорошая. Автор оказалась редактороминформационных программ телеканала Russia.ru – это сообщено в ее параметрах натом сайте, где и размещено цитируемое сообщение. Но это вовсе не раша.ру, а – таки, ой! – сайт "Трибуна общественнойпалаты". Да, можно было предположить, что у Общественной палаты есть сайт,ну так вот он! Таким образом, в лице материала П.Колозариди мы имеем отчет о работе, проделанной форумом, каковойотчет удостоверила сама Общественная палата путем размещения оного на своем сайте.А Общественная палата, говорят, играет какую-то важную роль в организации, вчастности, культурных процессов в Отечестве. Таким образом, данный материалможно считать отражающим суть и смысл мероприятия, ура. Это и есть конечный пунктдлинной цепочки от замысла форума через его организацию и проведение к документации.Это она и есть.
Нет, тут никакоене обращение в контролирующие органы, а просто надо же соотносить, что и как происходитна свете. А то все Общественная палата, Общественная палата, а никто конкретно не знает, что это такое. Да, П.Колозариди не является тут случайным пермскимволонтером ОП, она постоянный автор ее сайта. И о культуре она тоже уже писала там:"Путин, играющий на рояле, сталсимволом нового разделения в нашей стране. Страна, увидевшая поющего ииграющего Путина, разделилась по эстетическому принципу. По обе стороныбаррикад закипели эмоции".
Дочитываем
Судя подальнейшему отчету, эмоции немного вскипели и в Перми: "Марат Гельманобъяснил, что его проект в Завидово будет успешнее "Сколково", потомучто второй Гарри Поттер нужнее второго айпада, а делать деньги на творческойэнергии намного выгоднее, чем добывать их из микросхем. С Гельманом не спорилникто, кроме журнала "Форбс", где с весны этого года публикуютпо 200 самых богатых людей России. Впрочем, этот список вежливо дискутирует исо "Сколково"".
А вот и общественныйдоговор, по поводу коего в начале цитировалась Газета.ру. Тут оценка другая,положительного толка: "От дискуссийперешли к составлению общественного договора. Составляли его на многочисленныхсекциях второго дня. В результате было постановлено, что регионы хотят большейавтономии, медиа просят государство уйти с рынка, а урбанисты видят главнуюзадачу в превращении помоек в пространства, пригодные для жизни. На других круглыхстолах обсуждались тоже вполне себе важные вопросы, утвердили, что иблаготворительность, и политика в Интернете, и федеральные программы должныбыть, и быть лучше, чем сейчас. Что и требовалось доказать".
Mustbe, однозначно. Но так и осталась нераскрытой рольВ.Паперного, а тема космизма вовсе стушевалась. Ну, это искренняя претензия: следовало,все же, четко сказать, что данныйдоговор и является синтезом тезиса и антитезиса, в результате чего природа станетдругом.
Пришли греки с этрусками
Зато последнийабзац объясняет почти все: " Этрускиделали с вазами примерно то же самое, что греки. Непрофессионал вряд ли отличитгреческую вазу от этрусской. Считается, что этрусские намного грубее. Крометого, они полностью копируют греческие образцы. И это при том, что искусствоэтрусков было достаточно интересным и самостоятельным. Они делали гигантскиеурны и скульптурные портреты. Но соединять греческое и своё ремесло не стали. Витоге греческие вазы стали историческим символом, а этрусков завоевали римлянеи полностью ассимилировали за несколько веков". Точка.
Вот только он необъясняет, что же именно выбрать - все ж такое вкусное. И историческим символом стать неплохо, иоказаться ассимилированным за несколько веков римлянами тоже, вроде, ничего.
Анонс
Все это написано,разумеется, затем, чтобы процитировать: потому что все это очень мило. Кроме того,есть и интрига. Вот анонс: "С 29 апреля по 1 мая пройдет первый форум "Верь в Тверь". Егозадача — раскрыть творческий потенциал жителей Твери и Тверской области, датьвозможность заявить о себе молодым художникам, артистам и музыкантам".
Интрига, конечноже, состоит в том, кто именно задокументирует это мероприятие. Хотелось бы, чтобыснова П.Колозариди. Потому что она умеет про этрусков, а "КП" что, всего лишь: "В Твери появиласьальтернатива пиву, шашлыку и телику".
P.S.У истории обнаружился Частично Счастливый Конец: Форум стал быть освещен целевымобразом, в специальном пятничном приложении "Коммерсанта" (в натуре оно глянцевое, вкладывается) и теперьвсе-все недоразумения разрешились!