будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ММКФ кино
Май 20, 2025
Культура
Биргер Лиза

Перспективы наивности

Перспективы наивности
franz

Раз уж Московский кинофестиваль проходит одновременно с чемпионатом мира по футболу и тоже представляет собой редкостное явление дружбы народов, а к тому же является праздником почти спортивным, поскольку беготня из кинотеатра в кинотеатр и умение выдержать светский градус со всеми, кого ты встретишь по пути и в зале – несомненно, спорт, - так вот, раз уж кино и спорт шагают рука об руку, то рассказывая о кинофестивале хочется использовать лексику спортивного комментатора. «Отстрелялся». «Вышел в плей-офф». Или «хороший пас подает Ханеке Жулавскому». Следуя той же логике будем болеть за своих – ведь 6% россиян до начала игр верили, что команда России победит в чемпионате мира, несмотря на то, что нашей сборной в этом году в Германии не наблюдается. Так вот – в конкурсе Московского кинофестиваля сборная России почти отстрелялась. Во всяком случае, если «Червю» Алексей Мурадова еще предстоит выступить в основном конкурсе, то две российские картины конкурса «Перспективы» жюри под предводительством Петра Зеленки досмотрит уже сегодня. Это «Маяк» Марии Саакян и «Franz+Polina» Михила Сегала.

Забавно, что обе картины, оказавшиеся в «Перспективах» выстроены и сняты весьма традиционно.  О новаторстве здесь и речи быть не может. «Маяк» – сделанная в лучших традициях кавказского кино картина о войне, точнее о выживании во время войны, не примечательная ничем, кроме доброго ученического стиля и великой грузинской актрисы Софико Чиаурели. Когда под протяжную многоголосицу над крышами маленького армянского городка встает утренний туман, с этим фильмом все становится понятно на ближайшие 90 минут вперед.

«Franz+Polina» Михаила Сегала – история гораздо более интересная. Чудовищно в нем только название, абсолютно не обязательная дань современной культуре, превращающая военный фильм в ролик MTV. Между тем, Сегал действительно известен как режиссер-клипмейкер, при этом выбравший для своего дебюта  сценарий классика отечественного кино Алеся Адамовича. Последнее делает ему честь – пока режиссеры гонятся за современной темой, Сегал пытается подобрать адекватную современную форму для классики. Фильм о любви немца и белорусской девушки в 1943 году, в разгар войны, с немцами с одной стороны, партизанами с другой, не претендует ни на что, кроме как быть фильмом про войну. Тут нет аллегорий, прямых и косвенных цитат и даже никакой философии, кроме философии картинки. Режиссеру удается абстрагироваться от бедствий войны, показывать не ужас, а жизнь за этим ужасом, быть документалистом, полностью остранившись от любой возможной оценки. Война изображена с точки зрения ее участников – как закон. Когда часовые расстреливают старика со внуком – по военным правилам это закон, а не преступление. Удивительно, что Сегалу удалось показать это, практически не прибегая к средствам кинематографической выразительности, а быть может, как раз потому, что – не прибегал.

В фильме есть два момента очень сильных именно режиссерски. Это – сцена «первого секса» в осаждаемой волками землянке – именно то выживание на пределе смерти, которое показывает Сегал, ни на что другое не претендуя. Другой – вереница беженцев-старух, стариков, женщин и детей, идущих из ниоткуда в никуда с остатками скарба по белорусским лесам. Эти молчаливые фигуры почему-то напоминают героев американских ужастиков и фильмов про зомби, но голливудские раскраски кажутся по сравнению с этой сценой, сделанной на последнем пределе искренности, настоящей блевотой. И в смысле искренности фильм Сегала является настоящей удачей, и к тому же самой выразительной пока что картиной конкурса «Перспективы».

Искренность – или скорее, наивность –  фирменный стиль фестиваля этого года. Это касается не только конкурсных программ, в которых всегда была эта детская скоморошья придурковатость. В этом году придурковатость проникла во все программы фестиваля, даже в «Вокруг света», «Восемь с половиной» и «Гала-премьеры», всегда считавшиеся программами для критиков - скорее артхаусными, чем массовыми. Это, несомненно, не разовое впечатление, а результат смены программной политики фестиваля. И в итоге действительно оказывается, что самой интересной программой оказывается не конкурс, не «перспективы» и не сомнительный артхаус, а программа документального кино «Свободная мысль», фильмы которой являются настоящими художественными шедеврами, как, к примеру, открывающая программу картина «Дело только в ритме». Так что свободная мысль из художественного кино переходит в документальное, а нам остается только вглядываться в перспективы и возвращаться в семидесятые, что и предлагает зрителю Московский кинофестиваль этого года.

Биргер Лиза
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).