будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 14, 2025
Культура
Борисова Марина

Планета Майя

Планета Майя
maya.gif

Без преувеличения: фестиваль в честь Майи Плисецкой потряс наш культурный мир и напомнил о том, что искусство может быть фактом общественной жизни. Отметить свой юбилей в Кремле, да еще в форме своего коронного балета «Дон Кихот» – такое может только Плисецкая. В ней сочетание, рождающее взрыв: легенда из прошлого и действующее лицо современности, памятник и вечная молодость. Майя Плисецкая – символ. Не только искусства балета, не только советского балета, но ХХ века. Века, в одно мгновение ставшего прошлым. 
Майя Плисецкая означает другую эпоху, от которой нас отделяет не какое-то количество лет, а пропасть, куда рухнули идеалы и формы бытия. Сегодня мы вылеплены из другого теста: изменились не только мысли и чувства, изменилась фактура жизни. Как же можно в этот новый космос вводить как ни в чем не бывало знак исчезнувшей цивилизации, зачем ломать ход времени? Второе: к чему это самой героине?  Какой смысл в публичном утверждении своего былого статуса? Наконец, зачем все это Большому театру, отягощенному реконструкцией и отсутствием новых креативных идей?

Однако по мере продвижения бренда Майи Плисецкой произошло смешение акцентов. Медиа-образ говорил об обратном: Майя Плисецкая -- не запоздалая гостья, она напоминает о системе ценностей, казавшейся некогда незыблемой и единственно правильной. Не она является к нам, а мы, замерев как вкопанные, заглядываем в ее эпоху, куда она милостиво позволила приоткрыть занавес. Эпоху большого стиля, где единицей измерения были не выдающиеся балерины, а выдающиеся  личности и их великие романы со своим временем. Королева выходит из своих покоев не затем, чтобы узнать о жизни подданных, а затем, чтобы продемонстрировать им свою недосягаемость.

Программа фестиваля была короткой и отражающей вклад юбиляра в искусство. «Лебединое озеро» в редакции Григоровича и «Дон Кихот» в редакции Фадеечева – в этих балетах Плисецкая сделала свои главные классические роли и стала витриной режима. Возобновленная «Кармен-сюита» (1967) напомнила о перевороте, произведенном юбиляром в искусстве балета и сознании эпохи. Балет Стравинского «Игра в карты» (премьера) утверждал креативный образ героини, ее удивительную способность обновляться и смотреть вперед. Наконец, юбилейный подарок планетарного масштаба – гала «Дон Кихот» -- собрал в Кремлевском Дворце балетную элиту мира: Николай Цискаридзе (Большой театр) и Диана Вишнева (Мариинский театр), Алина Кожокару и Йохан Кобборг (Королевский балет, Лондон), Лоран Илер, Аньес Летестю и Жан-Гийом Бар (Опера де Пари), Полина Семионова и Артем Шпилевский (Государственный балет, Берлин). Кроме того: Хоакин Кортес с фламенко, брэйк-данс, настоящие шаолиньские монахи, Ансамбль песни и пляски им. Александрова и даже театральные контролерши с корзинами цветов в исполнении Хора ветеранов Большого театра (режиссеры Алексей Ратманский, Дмитрий Черняков).

В ходе фестиваля  открылось еще одно подтверждение того, что время можно повернуть вспять: ажиотаж. Оказалось, бренд МП жизненно необходим, как когда-то, всем возрастам и сословиям: не только ровесникам балерины, но и юношам, обдумывающим житье, не только бедным балетоманам, но и преуспевающим представителям бизнес-класса. На вечере, когда давали «Игру в карты» и «Кармен-сюиту», Большой брали штурмом, как когда-то на балете «Анна Каренина» в далеком 1972-м. В пробке, возникшей у врат в новый храм искусства (узкий дверной проем, через который надо почти боком протискиваться на Новую сцену Большого), в сквозняке и мраке сгрудились народные артисты России, на глазах терявшие достоинство и свежий вид. Словом, все осталось по-прежнему: как не был человек мерой всех вещей при старом режиме, так и не стал мерой при сегодняшнем.

Наконец, Плисецкая – это то, что, как и в старые времена, делает кассу и питает черный рынок. На заключительном вечере в кассах Кремлевского Дворца висела заветная надпись: «Все билеты проданы», а рядом под наблюдением охраны с пачками билетов в руках клубились те самые, кто делает из мифа бизнес: на улице бренд шел по 1500, внутри по 1000 р.

Уроки, которые дал фестиваль, осмыслять можно долго и тщательно, с пользой для всех. Первое: миф был, есть и будет жить, сколько ему хочется. Всякая жизнь имеет начало и конец, в том числе и наша быстротекущая. Но боги живут по другим законам: они не стареют, кроме того, имеют способность мгновенной материализации в любое время. Они обладают  гипнотической силой воздействия: даже если простым смертным что-то не по душе, самое разумное -- играть по предложенным правилам. А правила в отношении Плисецкая – Россия установлены раз и навсегда: королева – подданные, богиня – поклонники, звезда – апологеты, воля – покорность.

Второе: предъявить нам в плане хореографических идей пока нечего. Вернее, то, что есть сегодня, рождается как сиюминутное, специальное, внутриутробное. На вечере, где встретились прошлое («Кармен-сюита» Альберто Алонсо) и настоящее («Игра в карты» Алексея Ратманского) балетного искусства, было ясно: при всей архаике, вампуке и невозможной сегодня патетике прошлое харизматично и обладает креативной волей. Достаточно розы в волосах, мини-юбки, выставленного вперед бедра и упертой в бедро руки (легендарная поза, почти икона) – и этого достаточно, чтобы войти в историю искусства. В настоящем есть многое: культура, выучка, минимализм, абстрактное мышление – все, что положено, чтобы называться современным искусством. В итоге – культурная ординарность, эстетизированная пустота. И даже никаких претензий на любовь и память потомков.

Третье. Мифом является личность, а не балерина. Старые записи, которые в эти ноябрьские дни стали достоянием общественности, явили один хореографический феномен: руки Лебедя в миниатюре Фокина на музыку Сен-Санса. В остальном доминирует не танец, который остался в своем времени, а свойства личности: воля к жизни, жажда успеха, самоутверждение экстраверта, выходящего только побеждать и даже не сомневающегося, что весь мир крутится вокруг него.

Плисецкая не вмещается в понятие «балерина». Балерины --  это Анна Павлова, это Ульяна Лопаткина, появление которой на сцене не выходит за границы танца, но при том настолько самодостаточно, что ничего больше не нужно: ее танец – целый мир, а мир вокруг нее словно перестает существовать. Танец Лопаткиной – способ самоизоляции интроверта в эпоху аутизма, это медитация, уход в себя, умирание своей воли каждую секунду, в каждом движении. Дитя тоталитарной эпохи, Плисецкая сразу вышла за границы танца, чтобы утвердить себя. Она артистка, которая с помощью танца несет сексуальность, борьбу, вызов: «Смотрите, какая я! Я ничего не боюсь!» Танец Плисецкой означал свободу. Он -- форма борьбы с режимом, с временем, с собой. Пример личной воли в эпоху коллективизма.

На фото - Майя Плисецкая и Михаил Барышников  с выставки (Нью-Йорк, 1988 г.).

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).