будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Культура
Фрумкина Ревекка

Похвала плохой погоде

Похвала плохой погоде
frumkina_photo.288x216_q85_1311877229.288x216_q85
Ревекка Фрумкина

Под плохой летней погодой в наших широтах традиционно подразумевают дождь. Однако жара за тридцать куда хуже – ведь мы, горожане, не овсами озабочены…

В такую жару в Москве нельзя делать решительно ничего. Впрочем, на моей старой деревянной даче, можно, например, работать: встать в 6 утра, а в 9 все окна и двери закрыть, задернуть шторы в Москве – и часов до пяти вечера трудиться в атмосфере относительного комфорта. Потом, увы, дом все-таки начнет накаляться – и тут уже непонятно, чем заняться и как можно отдыхать, когда дышать нечем...

Читать для отвлечения и развлечения я не умею. Поэтому я смотрю кино – всякий раз затрачивая немало времени в надежде найти в Сети что-то по душе. Этим летом мне повезло: я открыла для себя современное испанское кино: Хосе Герина и Виктора Эрисе. Задним числом выяснилось, что я даже интервью этих мастеров читала. И отрывки какие-то видела – но все было мимо, пока не посмотрела полностью их фильмы.

Началось с Герина. Его далеко не новый фильм «Поезд призраков» (1997 г.), о котором много писали, я обнаружила на YouTube в «разрезанном» на много фрагментов виде – правда, весь без изъятий. Зато нашумевший на недавних фестивалях его же фильм «В городе Сильвии» нашелся сразу, так что его я и посмотрела первым.

Сюжет фильма незатейлив: в старый европейский город средней величины (потом я узнала, что это Страсбург) приезжает очень молодой человек, который ищет (или ждет?) кого-то – видимо, девушку. Потом он случайно издали видит некую «девушку в красном» – мы догадываемся, что это Она (в фильме у героев нет собственных имен). Она довольно быстро идет куда-то, а Он, не решаясь ее окликнуть, следует за ней на протяжении почти всего фильма, хотя Она явно хотела бы, чтобы ее оставили в покое.

Наконец, Он входит вслед за Ней в трамвай – теперь ей некуда деться. Он пытается объясниться: когда-то, несколько лет назад, Он видел ее в кафе и с тех пор не может ее забыть, приехал в этот город и вот теперь…

Она явно огорчена и даже раздражена тем, что вынуждена терпеть это преследование – в кафе этом она вообще не была, однако ей жаль юношу, который совершенно убит таким поворотом дела. Она сожалеет – и тут же сходит на своей остановке.

Итак, единственный диалог – да и тот почти не слышен; я разобрала лишь название кафе (в фильме это кафе ранее показали) и слова извинения…

Впрочем, и Он, и Она совершенно обворожительны; юноша – в особенности; девушка мне показалась более стандартной (позже я выяснила, что Она – это испанская кинозвезда Пилар Лопес де Айала, да и Он – Ксавье Лафитт – тоже не новичок). Присутствие в кадре двух прелестных лиц и уютных улиц и дворов, даже вдобавок к некоторому suspense (состоится ли встреча? Кто Она?), могло бы показаться недостаточным для полнометражного фильма. И все же это кино без слов и почти без сюжета «не отпускает» зрителя – лишь потом я задумалась о том, в чем его прелесть.

Конечно, особый ритм – он задается самой структурой движения: юноши – в надежде на встречу, девушки - в надежде уйти от «преследования». Мостовые и проходные дворы, какие бывают только в старых городах. Лица…Город… «Город Сильвии»… Не знаю. Волшебство какое-то.

В «Поезде призраков» того же режиссера нет не только сюжета, но в строгом смысле нет и фабулы. А фабула – необходимый инструмент организации наших впечатлений.

Представьте, что вы пришли в дом-музей какого-нибудь известного лица – допустим, композитора. Как правило, экспозиция имеет сценарий, побуждающий вас к выбору маршрута осмотра: вот здесь герой гулял, там – играл в шахматы, читал вслух своим детям. Вот его рояль, а здесь нотная библиотека. Жена композитора любила старинные канделябры, а он – часы с боем; он даже их коллекционировал…вот они на каминной полке. И т.д.

Даже в статике экспозиции подразумевается динамика – порядок осмотра, то есть сюжет; а фабулой служит жизнь – родился, учился, сочинял, женился, путешествовал… владел домом… принимал гостей…покупал часы…Вот и в фильме Герина реализовано нечто подобное. Хотя профессионалы считают, что это фильм о кино, но мне показалось, что это, прежде всего, фильм об ушедшей жизни, о которой мы смогли узнать благодаря этим порыжевшим кускам пленки.

Композиционно «Поезд призраков» складывается из трех частей. Первая – черно-белая; она имитирует реконструкцию жизни семьи главного героя – успешного адвоката и кинолюбителя. Он якобы погиб при неясных обстоятельствах; остались только совсем старые и поврежденные его любительские кинопленки: он сам… родители… жена и дочь… служанки…семейные праздники. Парк, особняк, пруд, дети, собаки, громоздкое авто…

Вторая часть – в цвете. Нас вводят в «дом без хозяина» – заброшенный старинный трехэтажный особняк в Нормандии; стильные плесневеющие обои, треснувшая штукатурка; несказанной красоты часы, ткани, занавеси; пустые шкафы с ненужными вешалками для платья. Ржавеет кованая ограда и раковины фонтанов, осыпается мрамор, а традиционные узоры на занавесях (кажется, с лилиями) продолжают пламенеть…Все тот же парк, который мы видели на порыжевшей и исцарапанной пленке; осень, ветер, рдеют старые могучие деревья; пруд, луна, пустая лодка качается на воде у берега...

Третья часть – короткая; она раскрывает авторский замысел: персонажи первой части оказываются актерами, автор фильма берет в руки старинную камеру главного героя…

«Поезд призраков» получил много премий и, соответственно, имел немалую прессу; поминали братьев Люмьер и видели в фильме hommage старому кино. Наверное… Однако на мой взгляд, не это важно: если там есть hommage, то скорее прошлому и непрерывности жизни. «Бог сохраняет все»...

Другого испанского режиссера – Виктора Эрисе – я открыла для себя совсем уж случайно, посмотрев целиком на YouTube некий полнометражный испанский фильм, обозначенный как ES.(Я когда-то хорошо знала испанский; оказалось, что хоть и забыла, но не все).

Фильм мне показался значительным, расшифровку названия (El Sur – «Юг», 1982) я нашла довольно быстро, нашла и имя режиссера, да только оно мне ничего не говорило. Такое испанское кино мне было неизвестно.

До «Юга» Эрисе снял фильм «Дух улья» (1973) – фильм грустный и отчасти загадочный. Действие в нем происходит в 1940 году, это конец гражданской войны в Испании. Главную героиню – девочку Ану – играет тогда шестилетняя Ана Торрент – собственно, ее существование в фильме и задает его трагическую тональность.

При том, что девочка Ана живет во внешне нормальной семье, и у нее есть сестра-погодок, она глубоко одинока. Отец занят своими пчелами и книгами, мать пишет письма неизвестному возлюбленному, сестра умеет искусно притворяться и приспосабливается к взрослому миру. Ана ей не очень интересна.

Случайно Ана застает в пустом сарае скрывающегося раненого солдата, – очевидно, республиканца. Она жалеет его и сначала дает ему яблоко, а потом приносит вещи своего отца. Ночью полиция обнаружила и застрелила беглеца. Для девочки это тяжелая травма, окончательно делающая внешний мир непонятным и враждебным…

Здесь, откровенно говоря, мне следовало бы поставить что-то вроде « и т.д.». Ибо о «Духе улья», который был извлечен из социального небытия спустя тридцать лет после его выхода на испанский экран, много писали и пишут. Кинокритики стараются интерпретировать, в частности, включение в фильм Эрисе фрагмента из классического фильма «Франкенштейн», сформулировать словами ускользающее богатство смыслов. Как мне показалось, это мало кому удается.

Что безусловно: все фильмы Эрисе – это именно кино, не литература и не театр. Кадры освещены как полотна старых мастеров; отбор предметов весьма строгий и исключающий роскошь как таковую: одно дело – гармоничная ваза с цветами и совсем иное – роскошные цветы в вазе. В изобразительных решениях, очень важных для его эстетики, Эрисе наследует, как мне кажется, дух испанских bodegones–насыщенных цветом и светом «кухонных» натюрмортов.

Стиль Эрисе ближе всего той линии нашего кино, которую воплотил Тарковский – прежде всего, в «Зеркале». Впрочем, об этом размышляешь потом. А когда смотришь – просто смотришь.

Эрисе снимает полнометражный художественный фильм примерно раз в десять лет; в остальное время он занимается документалистикой, кинокритикой, преподает, делает commercials и т.п.

Последний по времени фильм Эрисе «El sol del membrillo» (я бы перевела это «Айва в солнечном свете») я начала смотреть, будучи готова увидеть нечто сугубо экспериментальное. К моему большому удивлению, я так увлеклась, что не заметила, как прошло два часа.

Фильм посвящен художнику Антонио Лопесу Гарсии, который рисует айвовое дерево, выращенное им во дворике его мастерской. Работа начинается осенью – мольберт стоит во дворе; деревце нагружено тяжелыми плодами. Мастер, видимо, пишет каждый день. Поэтому над деревом сооружается переносной полупрозрачный купол, под которым укрывается и художник.

Приходят люди посмотреть картину – какая-то японка (кореянка?) с переводчиком, – видимо, тоже художница; старый друг и соученик мастера – они вместе вспоминают годы учения; жена Лопеса Мари за своим рабочим столом рисует что-то иглой (в технике офорта, если я правильно поняла). В мастерской польские рабочие делают ремонт; в гости приходят дочери; еще какие-то знакомые смотрят очередной эскиз, стоящий на мольберте.

Идет время, начинается дождь, холодает, под ногами у мастера – слякоть… Близится зима, идет мокрый снег, зябнущий мастер делает все новые пробы – наконец, декабрь, плоды уже нельзя оставлять на дереве…

Тут у меня «завис» Wi-Fi, я остановила фильм и решила узнать, кто такой Антонио Лопес Гарсия.

Признаюсь, что я устыдилась: это крупнейший современный испанский художник и скульптор, чьи работы есть в лучших музеях мира – кстати, в Интернете его картины и рисунки хорошо представлены. В октябре в Бильбао будет персональная выставка, организованная совместно с Мадридским музеем Тиссен-Борнемицца.

Лопес считается реалистом и даже гиперреалистом. Есть и совсем недавнее интервью с ним; теперь он совсем пожилой человек – он родился в 1936 году, фильм про айвовое дерево был сделан в 1992 году – почти двадцать лет прошло... Кстати, у Лопеса есть законченный натюрморт с айвой – плоды в густой листве дерева.

Я долго пыталась вспомнить, где я видела такую – или похожую? – девочку с глазами (очами) в поллица. Нет, мне не почудилось: единственный испанский фильм, который меня когда-то по-настоящему поразил, – это фильм Карлоса Сауры «Cria los cuervos» (« Выкорми ворона»); там главную роль сыграла Ана Торрент …

Посмотрите испанское кино – не пожалеете. Право же, его как раз и надо смотреть наедине с экраном.

Фрумкина Ревекка
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).