будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Культура
Мокроусов Алексей

Политик vs коллекционер

Политики думают, что после них в истории остаются их деяния. На самом деле благодарность приносят лишь собранные ими художественные коллекции. Вероятно, это все, что по-настоящему интересно в прошлом потомкам.

Карлу Смелому (1433 – 1477) впору было называться Карлом Безрассудным. Его военная тактика, не говоря уже о манере управлять, заслуживает изучения – не столько на предмет побед, сколько как пример негибкого поведения в политике.

А ведь начиналось все так хорошо.

Именно при Карле герцогство Бургундское достигло расцвета. На выставке в венском Музее истории искусства показывают карту, где видно, как распространялась Бургундия с 1363 года. Поначалу она занимала в Европе совсем немного места. Но постепенно наращивала объемы, стремясь к величию подлинной империи, пока в итоге при Карле не раскинулась от Дижона и Безансона до самого синего моря. Даже Антверпен принадлежал к владениям бургундского герцогства, не говоря уже о Нанси, Люксембурге и Льеже. Конечно, приобреталось все это благодаря усилиям нескольких поколений, но именно Карлу Смелому принадлежит финальная точка в истории герцогства. Он добавил сюда последние земли, он же и потерял все.

Прямолинейный, не знающий компромиссов, жестокий по отношению к пленным, он верил, что политика вершится на поле боя. Разбив Людовика XI-го, Карл не предполагал, что побежденный вступит в секретные переговоры с англичанами и тем самым спасет Францию. Неуступчивыми оказались и швейцарцы, с которыми Карл долго сражался. Он трижды упорно терпел от них поражение (вместо того, чтобы вовремя пойти на мировую). Так конфликт человека нового времени и старых представлений о политике, личности редких масштабов и слепых амбиций, привел к краху.

Герцог был убит во время битвы при Нанси, а его замечательные художественные сокровища достались в сражениях при Грансоне и Муртене бернцам. До противостояния с Карлом их считали немцами, но после побед над бургундцами начался генезис немецко-швейцарского сознания. Более того, богатства Карла - серебро, вооружение, доспехи и ткани – позволили бернцам укрепиться и финансово. Не случайно эти трофеи принадлежат к самым дорогим в европейской истории.

Многие из богатств той поры хранятся сегодня в Историческом музее Берна, в том числе великолепные гобелены, включая ковры с сюжетом из жизни Юлия Цезаря (герои – в костюмах XV века) или знаменитый ковер «миль-флер» (от франц. millefleurs — тысяча цветов), старейшая из шпалер с таким рисунком. Гобелены стали одним из главных украшений венской выставки.

Бывшая коллекция бургундского двора впервые за последние 500 лет покинула Швейцарию. Она «держит» выставку в Вене, городе, которому в свое время досталась другая часть бургундских сокровищ. Незадолго до гибели Карл успел обручить свою дочь с эрцгерцогом Максимилианом Габсбургским – так Габсбурги заполучили и земли, и золото, что во многом определило величие Карла V, правнука бургундского герцога. Ему удалось реализовать заветную мечту своего прадеда, стать императором Священной Римской империи, где никогда не заходит солнце.

Досталось Габсургам и главенство в ордене Золотого Руна, учрежденного бургундскими герцогами в 1430 году. Орден стал на долгое время важнейшей наградой христианского мира. Сам Карл получил его вскоре после рождения; звание Великого Магистра ордена существует до сих пор. Истории и церемониалу ордена посвящен особый раздел выставки, один из самых эффектных, если говорить о подборе экспонатов.

В XV веке художественная коллекция Карла Смелого считалась едва ли не самой роскошной на континенте. Искусству он уделял внимания не меньше, чем войнам. Это была традиция бургундских правителей. Достаточно вспомнить о монастыре Шанмоль, заложенном в 1385 году Филиппом Храбрым. Руководителем работ стал четыре года спустя скульптор Клаус Слютер, оказавший в итоге важнейшее влияние на развитие французского искусства. Сам Карл тоже был щедрым заказчиком – благо, что для современников могущество проявлялось и в убранстве парадных залов. Заполучив мануфактуры Фландрии, Карл мог позволить себе не скромничать с заказами. Кажется удивительным, что к его художественным собраниям долгое время относились не так внимательно, как они того заслуживали. Зато сейчас былой прагматизм по отношению к ним сменился восторженными интонациями.

Прежде выставку показывали в Историческом музее Берна и музее Гронинген в Брюгге. В Вене она заметно расширилась, здесь появились новые разделы. Часть экспонатов даже показывают вне стен музея, в Сокровищнице Хофбурга (шесть минут пешком), где хранятся, в частности, перевезенные во времена наполеоновских войн из Брюсселя собственность и архивы ордена Золотого Руна. При ближайшем рассмотрении выясняется: вторая часть выставки - это хорошо известные экспонаты из постоянной коллекции Хофбурга. Но взглянуть красоте в глаза лишний раз никогда не помешает. Тем более что это то немногое в наследии безудержного политика, что по-прежнему выглядит ценным в глазах его потомков.

История Карла Смелого напоминает о сложном феномене homo politicus. Люди при власти как правило, так горды своими деяниями, что верят в бессмертие собственного политического имени. Ореол у такого имени действительно есть, но чаще всего не с тем отблеском, о котором мечтает его обладатель. История Нефертити, оказавшейся более знаменитой, чем ее царственный супруг, мало кого чему научила. В итоге и Медичи, и Гонзаго больше ценятся благодаря художественным заказам, чем ядовитости своих деяний.

Современные государственные мужи мало отличаются от своих предшественников. Прошли времена, когда папа Юлий II открывал для всеобщего обозрения скульптурную группу «Лаокоон» и устанавливал в Бельведерском дворце античные статуи, тем самым меняя «направление стилистических поисков в искусстве» (так пишет в своей работе о Рафаэле доктор Флорентийского университета Бруно Санти).

Да, современными российскими политиками тоже вроде бы овладел пассеизм. Но статус государственных галерей в Москве присваивается авторам, о которых через полвека вряд ли вспомнят энциклопедии. Упорство, с которым в устаревшие формы искусства вкладываются деньги нынешними российскими властями, заставляет задуматься о подсознательном страхе, который ими движет. Кажется, будто все в их жизни удалось – и принимаемые решения, и управляемая демократия, и воспитуемые избиратели. Разве что искусство выглядит тем минным полем, где с точки зрения исторической перспективы можно совершать ошибки, отдавая дань несовершенству собственного вкуса.

И все равно абсолютность его для тех, кто распоряжается общественными деньгами, выглядит отлитой в граните. Жаль, что вопрос об осмысленности хотя бы одного пространства, политического или художественного, останется у нас без внятного ответа при любом развитии событий. В одном можно быть уверенным наверняка. Среди политиков XXI века число потенциальных претендентов на то, чтобы составить компанию Карлу Смелому и получить столетия спустя в свою честь арт-выставку в крупнейшем художественном музее Европы, стремится к нулю. В России таких просто нет.

Другие тексты автора:

  • По ту сторону Мунка
  • Реэмиграция как исторический прием
  • Революция, мытарное дело
  • Выставка и ее невозможность
Мокроусов Алексей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).