будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Культура
Осипова Ирина

Полтора века истории в одних руках

Полтора века истории в одних руках
Handsmall

Как ни избалована Москва постоянными проектами дома фотографии, ретроспективами Родченко и Брассая, и прочими изысками, выставка «Разговор руками», проходящая в Музее современного искусства, безусловно, стала событием. Во-первых, она юбилейная – Музей современного искусства отмечает ее открытием 7 лет своего существования. Во-вторых, это беспрецедентный случай включения российских музеев в мировое художественное турне – стартовав в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, проект был показан затем в музее Гуггенхайма в Бильбао, музее Фолькванга в Эссене, Русском музее в Санкт-Петербурге, и, наконец, в Москве. В-третьих, это уникальная возможность в довольно большом объеме увидеть экспонаты из коллекции Генри Буля.

Идея его собрания проста и гениальна – через один мотив показать всю историю фотографии. Волей случая мотивом этим стало изображение рук. Бодрый, жизнерадостный и улыбчивый, как все пожилые американцы, Генри Буль, приезжавший в Москву на открытие выставки, еще и необычайно скромен и прост в общении. Дотошные журналисты все пытались вытянуть из него какие-нибудь пафосные слова о доставшихся ему шедеврах, ждали громких речей о целях и задачах собрания, но он был спокоен, слегка удивленно пожимал плечами и тихим голосом рассказывал о себе и о коллекции.

Когда-то он был коммерческим фотографом, как говорит сам, работал «на заказ, а не для искусства». Фотографировал свадьбы, их на его счету 261 по всему миру. Сейчас он коллекционер, филантроп и общественный деятель, живет в Нью-Йорке, организовал фонд помощи бездомным, помогающий им адаптироваться к жизни и найти работу. Собирать фотографии начал, когда сам еще работал фотографом, но тогда в его коллекции не было значительных работ. Все изменилось 6 октября 1993 года, когда один его знакомый привел его к даме, секретарю знаменитого Альфреда Стиглица, которая хотела продать принадлежащий ей снимок своего бывшего патрона. На фото – тонкие и изящные руки жены Стиглица Джорджии О’Кифф. Это был единственный существующий серебряножелатиновый отпечаток этого снимка, другие 8 были выполнены на палладиуме, причем 7 из них находились в различных музеях, а восьмой два дня спустя должен был продаваться на аукционе Кристис. Его эстимейт (предположительная цена продажи) составлял 100-150 тысяч долларов. Секретарь Стиглица непременно хотела продать свой отпечаток до торгов, оценивая его в 75 тысяч. Генри Буль купил фотографию, и так «Руки с наперстком» Альфреда Стиглица положили начало одной из лучших на сегодняшний день фотоколлекций. А спустя два дня на торгах Кристис их отпечаток вырос в цене до 398 тысяч долларов. Автоматически подорожало и приобретение Буля. Он смеется – это была самая удачная финансовая операция за всю его жизнь – его капитал никогда не увеличивался столь стремительно. Его величество Случай. Спустя какое-то время к фотографии Стиглица присоединились работы Ричарда Аведона, Роберта Мэпплторпа и других знаменитостей. Собирательство затянуло его и превратилось в страсть, и вот теперь в коллекции Генри Буля свыше 1000 снимков, и 171 из них гостят в Москве. Сейчас тема рук в фотографии закрыта, и последние 2 года Генри Буль собирает «руки» в скульптуре.

Руки танцовщицы и шахматиста, горшечника и музыканта, старика и младенца, монашки и кардинала, матери Терезы и Далай-ламы. Есть даже рука самого Генри Буля. Все возможные жесты и максимум известных имен. Самый ранний экспонат коллекции – автограф лорда Байрона, фотогенный негатив листа со строфой из «Оды к Наполеону», выполненный Уильямом Генри Тальботом не позднее 1840 года. От тех же времен – дагеротипы, и дальше шаг за шагом, эпоха за эпохой, от небольших фотокарточек позапрошлого века до масштабных фотопанно современных художников. Всего 145 имен, в числе которых – Эль Лисицкий, Александр Родченко, Мэн Рей, Надар, Брассай, Анри Картье-Брессон, Роберт Раушенберг, Энди Уорхол, Джоэль-Питер Уиткин, Нан Голдин, Синди Шерман, Сэм Тэйлор-Вуд. Замыкает список последнее приобретение – фото Олега Кулика, единственного из современных российских художников, попавших в эту коллекцию.

Некоторые фотографии забавным образом перекликаются друг с другом. Вот работа Робера Дуано «Хлеба Пикассо» - забавный портрет одного из величайших живописцев прошлого века. Живые глаза, внимательный взгляд. О его необычайной мужской притягательности вспоминали все современники. В соседнем зале – портрет Нуш Элюар, второй жены известного поэта, ставшей любовницей Пикассо, как говорили, с согласия мужа. Красивая женщина, печально-обреченный взгляд, тонкие, изящные пальцы… Автор ее портрета – Дора Маар, великолепная Дора, бывшая музой Пикассо на протяжении 7 лет, ставшая соавтором одного из самых известных его полотен – посвященной ужасам войны «Гернике», а еще символом женщины, жизнь которой разбита любовью к жестокому гению.

Лишь на двух фото из коллекции нет рук. Одна из них представлена в Москве – Жиль Перез во французском госпитале в Сараево снял маленького сербского мальчика, оставшегося без рук, жертву жестокой и бессмысленной войны.

Рука как символ, рука как знак, как отражение возраста, образа жизни и мысли, красноречивее слов, выразительней взгляда. И как квинтэссенция смыслов – рука Энди Уорхолла с названием «Автопортрет». В Москве выставка «Разговор руками» проходит при содействии Фонда Соломона Р.Гуггенхайма и Proactive PR.

Осипова Ирина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).