будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Культура
Карась Алена

Последний Моцарт

Последний Моцарт
strehler1

Итальянский сезон в России открылся уже давно - выставкой «От Джотто до Малевича». На днях он взял второе дыхание, объявив о ближайших гастролях «Театро Стабиле» из Больоньи, который (ни много, ни мало!) покажет спектакль по роману Бабеля «Конармия». Этот необычный проект обещает необычный монтаж оперы, танца и драмы, а увидеть его можно будет увидеть 8 и 9 июня в Московском ТЮЗе. 12 июня знаменитая труппа «Аттербалетто» под руководством Марио Бигонзетти покажет вечер одноактных балетов. Третий заход итальянского сезона случится осенью, когда в Москве покажут поставленную Франко Дзефирелли оперу «Аида», театр марионеток с тем же вердиевским шедевром, новое итальянское кино и серию художественно-архитектурных выставок.


Но в этом огромном потоке современной и традиционной итальянской культуры не сможет затеряться одно из главных явлений  ХХ века – театр Джорджо Стрелера «Пикколо театро ди Милано». Организаторы сезона привезли в Москву последний спектакль этого выдающегося режиссера, оперу Моцарта «Так поступают все», поставленный им в 1998 году. Этой постановкой завершилась моцартовская одиссея  «Пикколо», начавшаяся «Свадьбой Фигаро» и «Дон-Жуаном». По странному стечению обстоятельств этой же оперой завершилась жизнь самого режиссера. Премьерой Cosi Fan Tutte открылась новая сцена Piccolo, но режиссер этого уже не увидел.

Моцартовский проект «Пикколо» стоит рассматривать именно как завершение огромного жизненного проекта Стрелера. В нем ясно отразилась его концепция театра как художественной, интеллектуально и эмоционально насыщенной культурной институции, предназначенной не для элиты, но для всех. Название его книги «Театр для людей», по сути, отражает этот взгляд. В ней на сегодняшний день слышится идеализм человека, сформированного радостным и демократическим сознанием послевоенной Европы и верящего в то, что по-настоящему художественный театр может быть востребован массовым зрителем. Что кроме изысканности и красоты формы он может быть полон юмора, психологической и игровой тонкости, но, главное – угасшего праздничного, радостного чувства жизни. «Я уверен, - говорил Стрелер в связи с этой работой, - что гении, подобные Моцарту, оставляют в своих произведениях огромный заряд энергии, доброты, счастья, который сквозь века передается людям».


Стрелер, грандиозный знаток театрального аттракциона, выстраивает его нежно и ненавязчиво, создавая простую и аскетичную рамку для зрительского воображения. Постоянный его соавтор, художник Эцио Фриджерио повторил их излюбленный пространственный образ – пустая сцена с дощатым полом светлого дерева, два белых архитектурных портала, обрамляющих ее с двух сторон, полоска моря и итальянское голубое небо на заднике – вот и вся архитектура.


История, сочиненная да Понте, внешне проста, но, по сути, философски насыщена, как большинство текстов века Просвещения. Молодые кавалеры, уверенные в своих возлюбленных, под влиянием мудрого, скептичного Дона Альфонсо (Александра Мальта) затевают эксперимент по проверке женской верности. Шаг за шагом, под видом богатых албанцев или турков, неузнанные девушками, они преодолевают их сопротивление и доводят до мучительного разоблачения. В этой веселой и простой игре для Стрелера заложен неистощимый запас парадоксальности и правдоподобия.


Дыхание южного порта, моря, свободы и радости бытия сбивается, мгновенно и легко опаляя публику скрытой тревогой или пророческим чувством обреченности любви. Стрелер знает как балансировать на этой грани, радуя и дразня парадоксальностью бытия. Так умел все гении – Шекспир, Моцарт, Пушкин.


Перед нами – сначала старинное итальянское кафе, точно такое же, какое можно увидеть сегодня повсюду от Неаполя до Рима. Затем – прелестное жилище барышень, где они нежатся в своих кроватях, затем - волшебный сад, рождаемый на глазах благодаря парчовым тканям и лодочке с шатром и фонариками. Чашечка кофе, две женские туфельки, - и мир приобретает совсем иные очертания. Никто как Стрелер (вслед за ним этим искусством овладел, пожалуй, только наш Анатолий Васильев) не умел создать из нескольких изысканных деталей целый мир – простой и умопомрачительно красивый в своем аскетизме.


В Cosi Fan Tutte естественность и простота (две вещи, которых он добивался с неустанной настойчивостью) жеста, чувства, взгляда и их музыкального воплощения кажется невероятной для оперной сцены. Но ведь дело в том, что «Пикколо» - театр не музыкальный и не драматический, это театр как он есть, как о нем мечтается. Привезенный несколько лет назад на Чеховский фестиваль спектакль «Остров рабов» по Мариво был исполнен той же ясности, простоты и изысканности в выражении чувств и мыслей.


Мы смотрим на хорошеньких барышень, точно сошедших с полотен Тьеполо, способных любить, сострадать и изменять одновременно  (Фьордилиджи – Евгения Брайнова, Дорабелла – Терез Каллен), на их прелестную служанку в простодушном и обаятельном исполнении Джанет Пери, на старого, язвительно-лукавого Альфонсо, на двух кавалеров, один элегантнее другого (Давид Ганьон и Никола Ривенк), - и человеческие отношения в этой простой истории обретают глубину и сложность шекспировского театра (в самом деле, то, как решает оперу Стрелер, вызывает много ассоциаций, в том числе с шекспировским «Сном в летнюю ночь»).
Этот объем преподнесен с таким совершенным изяществом, что вовсе не кажется сложным. В этом, собственно, и заключается классичность Моцарта и наследующего ему Джорджо Стрелера. Под звуки клавесина и маленького оркестрика (дирижер Джузеппе Ла Мальфа) красота этого спектакля навеки вплывает в ваше сознание как образ прекрасного театра ушедшего ХХ века.

Карась Алена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).