У многих православных к середине второй недели Великого Поста начинаются серьезные искушения, связанные непосредственно с самим предметом этого духовного подвига – постной едой. Во сне и наяву преследует образ колбасы, салата «Оливье», на худой конец, селедки «под шубой». Всего этого, как говорится, «нельзя». А поэтому – очень хочется. Так писал и Апостол Павел. В какой-то момент приходит помысел о нарушении поста, подкрепленный либерально-богословскими аргументами. Но Бог милостив. Он избавляет нас от искушений. Например, посылая соевые продукты.
Соя – источник белка. Что такое белок? Аминокислота. Но аминокислота – это жизнь. Помните, в школьном определении: «Жизнь – это особый способ существования белковых тел». В белке закодирована наша генетическая схема. Это такая маленькая спиралька, которая содержит в себе много информации, как микросхемка. Чем больше в нас белка, тем больше информации поступает через нас от предков к грядущим поколениям. Заметим, что в каждой спирали содержится одинаковый генетический код. Это означает, что количество проходящей через нас информации необходимо строго отличать от качества. Поскольку по качеству вся эта огромная информация одинакова. Это не какие-то «разные информации», а одна и та же – но её очень много.
Существуют правила покупки продуктов, которые нужно неукоснительно соблюдать. Так, например, приобретая соевый продукт, нужно следить, чтобы на упаковке было написано: «Соя генетически немодифицированная». В то же время если «модифицированным» является крахмал, то речь идет не о генетических мутациях, а о каком-то другом процессе, плохо нам известном, но, по интуитивному ощущению, не таком страшном. Если в продукте употреблены «ароматизаторы, идентичные натуральным», то речь идет только о физических свойствах натурального продукта. Так, дух и сила клубники не воспроизводится клубничным ароматизатором.
Впрочем, иногда «ароматизаторами» именуются настоящие клубника или ваниль. Такое определение «по функции» восходит к схоластическо-картезианской школе мышления. Согласно такому подходу, клубника присутствует в чае или йогурте «для аромата», а не в силу потребности клубники в общении с нами и с другими компонентами продукта. Аналогично, соевая колбаса не является «заменителем» колбасы мясной. Она представляет собой феномен, свидетельствующий о том, что мясной компонент не является смыслоопределяющим ни в какой колбасе. Вкус колбасы – это вкус пряностей, крахмала, хлеба и белка, источника жизни. То же самое относится и к вегетарианскому сыру «тофу» – растительному продукту, имеющему форму, цвет и отчасти вкус сыра.
Мы не говорим здесь о соевых и других вегетарианских продуктах, специально ароматизированных мясными или сырными ароматами. Смысл и назначение соевого продукта заключается не в том, чтобы создать у нас иллюзию потребления мяса или молока. В конце концов, чтобы получить такую иллюзию, мы можем поесть настоящих мяса или молока. Соевая колбаса или сыр «тофу» предназначены для того, чтобы передать нам свое особое качество «белковости», в сочетании с признаками, которые имеются у сыра или колбасы вне зависимости от их материального наполнения.
Вспомним к слову, что для Пифагора и некоторых других античных философов бобовые культуры, к числу которых принадлежит соя, скорее примыкали к мясу, чем к пшенице и другим «растительным» продуктам. Тот же запах вареной крови, то есть распавшихся аминокислот, та же тяжесть в желудке, то же возбуждение плоти. Но нам, слава Богу, можно бобы.
А можно ли нам консерванты? Кто сказал, что вещества, созданные в химической лаборатории, являются постными? В пост едят растительную пищу, выросшую на земле. Обычно это не оговаривается, но подразумевается, что природные минералы, например, соль – тоже постные. От употребления консервантов вообще лучше воздерживаться, и не только в пост. Потому что консерванты, так же, как и цифровые идентификаторы, способствуют «застыванию образа себя» и тормозят процесс Боговоплощения, начало которого заключается в преодолении собственной «самости», в признании универсального закона течения и изменения, открытого еще Гераклитом.
Существуют два подхода к употреблению соевых продуктов в пост. Согласно «физиологическому» подходу, такие продукты являются постными, поскольку не содержат в себе «настоящих» мяса и молока. Согласно «психологическому» подходу, они являются «скоромными» для тех христиан, которые получают избыточное удовольствие, недопустимое в пост, именно от тех «формальных», вкусовых, цветовых и осязательных компонентов данных продуктов, которые не связаны с их реальным наполнением.
Иными словами, если считать целью поста воздержание от избыточного удовольствия par excellence, то такая пища является скоромной. Если же целью поста является приобщение к райскому образу жизни посредством общения с растениями через их энергии, о чем мы писали в предыдущей статье – тогда соевая колбаса и сыр «тофу» являются особенно рекомендуемыми в пост продуктами, наряду с хумусом, артишоком, фалафелем, тхиной и шпинатом.
Самое главное в пост – не отказать себе в удовольствиях, а осознать природу своих удовольствий, отследив подлинные механизмы их получения и то, насколько работа этих механизмов связана с причинением ущерба окружающей среде, «environment». Отследив эти механизмы, нужно распознать ту энергию, при помощи которой причиняется ущерб, и обратить её во благо, по типу «мирного атома». Это и называется в восточной христианской традиции «покаянием» или, по-гречески, метанойей, «изменением ума».
Чтобы далеко не ходить за примерами, вернемся к колбасе. Если в пост мы будем наблюдать за собой и в конце концов осознаем, что наша воля к «колбасе» направлена вовсе не на «мясо», а только на «колбасный» вкус, запах и цвет – то мы научимся получать от этих функциональных модулей колбасы ту честную долю удовольствия, в котором уже не будет частицы греха, а будет только радость и благодарность Создателю. Ведь грех – это не что иное, как нарушение гармонии, а в акте покаяния мы её восстанавливаем и возвращаемся в сознание, единое с Богом.
Говорят: «постись не брюхом, а духом». По-видимому, воздерживаться в пост от сыра «тофу», осознав, что для меня он остается «сыром» – намного духовнее, чем страстно запихивать его себе в рот и суетливо наслаждаться чувством набитого пуза, «отговариваясь» тем, что это, мол, постный сыр. Но еще духовнее будет пронаблюдать за собой более внимательно – чтобы понять, «за что я люблю сыр», что движет мной в моих взаимоотношениях с сыром. И тогда уже приступить к «тофу» с полным осознанием того, что это растительный продукт, а я смог «вместить» его и связанную с ним проблематику – и уже тогда «вместил».
Умники скажут: «Вы тут все рассуждаете, чем бы побезгреховнее набить брюхо! А ведь пост изначально был воздержанием от пищи вообще. Такой пост сохранился в иудаизме – на Судный День. Так постился Иисус Христос в пустыне – после Крещения. В конце концов, так, или примерно так, многие православные христиане постятся и теперь в отношении секса. А потом голод сейчас вообще довольно модная тема». Хорошо. Можем поговорить и о голоде.
Библейский «голод» – это материальный образ духовной жажды. Голодает человек не для того, чтобы поменьше потреблять внешний мир, и не для того, чтобы «стать слабым» – а для того, чтобы войти в общение с энергией голода, узнать, что такое голод, чтобы потом это знание экстраполировать на свою духовную жизнь. «Как олень хочет попасть к роднику, чтобы напиться, так наша душа стремится и совершает усилия, чтобы соединиться с источником жизни» – вот примерно такое это ощущение.