будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 14, 2025
Культура
Щербина Татьяна

Правая и левая Швейцария

Правая и левая Швейцария
schzag.gif
Фото А.Тягны-Рядно

Первое, что я увидела в Лозанне, приехав из Цюриха, это футболку "I love palestiniens" на молодом человеке арабской наружности, в глаза бросилась интернациональная пестрота толпы и само пространство – как бы более просторное, размашистое. Ну да, озеро Леман значительно больше Цюрихского, но дело не в том: и там, и там горы, холмы, панорамы, перспективы, но в немецкоязычной Швейцарии всё компактно, аккуратно, скромно, а тут – что цветы, что трава, что рестораны – всё с дизайнерской «атмосферой», и люди, сидящие на террасах, идущие по улице в обнимку, и дети, уплетающие мороженое, кажутся свободнее, улыбчивее, беззаботнее, чем их немецкоязычные соотечественники.

Тут я и задумалась над понятиями «правый» и «левый»: со всей очевидностью немецкоязычная Швейцария в целом – правая, а франкоязычная – левая. Термины эти бессмысленны вне контекста, у нас левыми звались антикоммунисты, а теперь наоборот. Во Франции ушел контекст, разделявший страну на антифашистов и коллаборантов, сторонников 68-ого года и истэблишмент, правый и левый берега Сены уже не заселены, как прежде, согласно политическим взглядам. В Швейцарии же левое и правое – как две руки.

Правизна швицев (для краткости обозначим так немецкоязычных швейцарцев), с которых конфедерация начиналась – в неизменном приоритете «своего». Не зависеть от Австрийской империи, самим возделывать свой садик, потому цунфты – профессиональные гильдии – стали основой государственности. Строители консолидированно строят, ткачи ткут, каждый занят строго своим делом, все вместе умножают ВВП. Первоначальный капитал скопили «таможней» - все эти земли были либо лесом, либо Римом – перекрестком римских дорог, потом швицы леса повырубали, проложили дороги и мосты и начали собирать дань с купцов, провозивших соль – главную средневековую валюту. На эти деньги понастроили очаровательных маленьких городков, рыцари облюбовывали себе место и строили наверху крепостной замок, без них было не прожить – надо, чтоб кто-то охранял простой люд от посягателей. За это приходилось платить свободой («свобода или безопасность»). В Штайн ам Райне аристократы, заседавшие в замке наверху, однажды разорились, и жители решили купить у них свою свободу.

Аристократы диктовали кодекс поведения: стены домов сохранили фрески, где неграмотным «низам» (буквально - жителям нижней части города) объяснялось, что такое хорошо и что такое плохо. Свобода гражданам Штайна на Рейне не понравилась: только и делай, что отбивайся от набегов свободных людей - разбойников. У разбойника нет профессии, ремесла, потому он промышляет воровством и рейдерством, никто ему не указ, так что граждане Штайна попросились под крыло других аристократов, из соседнего Шаффхаузена (и по-прежнему состоят в этом кантоне), снова продав свою свободу – надо платить налоги, заниматься тем, что востребовано, а не тем, что хочется или к чему привык, блюсти христианскую мораль и всякое такое. Швицы всему знают цену - испробовали разные возможности организации жизни и с течением веков выработали модус вивенди, который сегодня зовется «швейцарским качеством».

Нельзя сказать, что швицы не открыты миру. Скажем, русские социалисты, анархисты и революционеры гнездились и в Цюрихе, и в Женеве, но если франкофонов они увлекали, и те готовы были сами меняться вместе с миром, то швицы вынуждали гостей подчиняться своим порядкам, и многие (Герцен, Бакунин) с Цюрихом порывали. Сейчас в среднем по Швейцарии живет 25 % иностранцев, а в Женеве их 40%, в Лозанне 30%, меньше всего – у швицев. Не гонят – просто надо встраиваться, орднунг муст зайн, говоря по-немецки. Немцев тут много – вся обслуга, и их, говорят, швицы откровенно не любят. В Цюрихе мне объясняли это тем, что немцы занимают рабочие места, а в Лозанне сказали: «При чем тут места – швейцарцы не пойдут на низкооплачиваемые работы, дело – в языке. Немцы говорят на хох-дойч, диалекта швицев не понимают, не считают нужным понимать, работая здесь, и хозяева вынуждены говорить на чужом наречии». Чужое – вот что отвергает правое сознание! Терпит, если приходится, и старается найти наименее чуждое чужое: зовут все же немцев, а не турок, например.

Реформация в немецкоязычных кантонах происходила, как кажется, по иным мотивам, чем в Женеве (Лозанне она была навязана после длительных войн с Берном, а многие франкофонные кантоны сохранили католицизм): священное писание на своем языке, а не на латыни, независимость от «чужого дяди», в смысле Папы – у швицев (Цвингли), и революция, гуманизм, новое слово, приют для гонимых братьев из католической Франции – у франкофонов (Кальвин). И то, Женева, центр кальвинизма, стонала от ограничений в дизайне и строгости морального кодекса (никаких украшательств и развлечений) – женевцы бегали в соседний городок, остававшийся католическим, и там «отрывались». Франкофоны не были «таможенниками», не держались цунфтами – они придумщики. Необычайные куклы-автоматы (в Невшателе есть музей, где их можно увидеть), часы, конечно же вино, обмен валюты на женевской скамейке (банка – это как раз она) – обмен всем, чем можно, со всем миром. Во фракофонной Швейцарии жили «все», от Вольтера и Коко Шанель до Чарли Чаплина и Чарльза Диккенса. Бельгиец Бежар основал свой театр в Лозанне. Во всех десертных картах – Pavlova: спрашиваю, что это, оказалось безе, в честь русской балерины (напоминает балетную пачку). Здесь «левая» концепция – всемирность и искусство, здесь свои - все, хотя, как мы знаем, Швейцария целиком проголосовала против минаретов. Теперь образовался юридический казус (о котором говорят в Цюрихе и молчат в Лозанне): Страсбургский суд признал решение незаконным, теоретически Швейцария должна выполнять предписания Страсбурга, но с другой стороны, это покушение на швейцарскую государственность: тут же демократия, воля народа!

Сейчас я побывала подряд на острове Корфу и в Швейцарии (Цюрих, Шаффхаузен, Штайн-ам-Райн, Лозанна – отдельная благодарность авиакомпании Swiss и единому проездному по всей стране swiss pass), прямо по следам австрийской императрицы Сисси, Елизаветы Баварской.

Романтическая императрица, почти аналог принцессы Дианы сто лет спустя, удалилась от дворцовых интриг и строгого этикета на греческий остров, Байрон и Гейне занимали ее воображение больше, чем супруг Франц-Иосиф, она и сама писала стихи, увлекалась греческой мифологией, построила себе на Корфу дворец, назвав его «Ахиллеон», поскольку ее любимой скульптурой стал заказанный ею «Умирающий Ахилл». Постепенно умирала и сама модель европейских монархий, но об этом еще никто не догадывался. И то что Елизавета по прозвищу Сисси почувствовала раньше других это умирание – потому что у нее умерла дочь, потом покончил с собой сын, расстреляли в Мексике короля Максимиллиана, ее шурина, с которым она была дружна – все это было не просто «личное», плющ терроризма уже вовсю душил вековые стволы, и саму Сисси зарезал террорист Луиджи Лукини на женевской улице в 1898 году. Как и в случае с леди Ди, сыграли роль папарацци. Она путешествовала инкогнито, но швейцарские журналисты прознали, что в их городе – императрица, и убийца, науськанный анархистами, смог ее опознать. Анархисты говорили ему, что скоро не будет царей и таких никчемных людей, как он, Лукини, а будет государство, где все равны. И он поверил.

Это было движение Истории, она сбрасывала позолоту со своей головы и чернь со своих ног, волна выбросила на поверхность миллионы таких же «никчемных», как Лукини, потому что все – люди, не только избранные, но и те, у кого нет шансов в кристаллизовавшемся социуме. История периодически ломает все сложившиеся структуры. А кайзер Германии Вильгельм II, купивший «Ахиллеон» через несколько лет после гибели Сисси, согласиться с этим не желал и переставил мраморного «Умирающего Ахилла» с центрального места перед входом во дворец, в верхний сад, заменив его бронзовым Гермесом, а своим главным входом сделал другой, со стороны моря, построив мост и водрузив гигантскую, 11, 5 метров, статую Ахилла победоносного, тоже бронзового - уже начался век металла, но эта «пропагандистская компания» ему не помогла. Греческие «массы» подходили к подножию дворца (если у Сисси вход был на уровне земли, то Вильгельм проложил его через сад, находящийся на уровне последнего этажа дворца) и смотрели на диковинного великана. Прочтя надпись «Ахиллес», спрашивали друг у друга – «Кто это?», в ответ пожимали плечами: «Какой-то святой». Вильгельм записал в своем дневнике, что греки не знают Гомера. А массы уже готовились к восстанию, Вильгельм был осужден мировым сообществом за развязывание Первой мировой войны, так что пожить в Ахиллеоне ему удалось совсем недолго.

Сисси – явственно левая: бежит от «своих», плюет на орднунг, живет поэзией и искусством, путешествует. Приезжает с Корфу (это сейчас и мои мечты - поселиться на греческом острове) в Шаффхаузен, живет две недели в отеле возле Рейнского водопада. Водопад не простой: не только что самый большой в Европе, но и лицезреть его можно с трех сторон: изнутри – в середине высокая скала, на нее можно забраться, подплыв на лодочке; с пологого берега, где стоял ее отель (а теперь ресторан, я там обедала) и с крутого, где замок. Она смотрела на обрушивающийся с грохотом поток воды, как смотрю на него теперь я: мироустройство ведь опять рушится, и от этого на людей хочется смотреть меньше, чем на воду или зверюшек (сходила в Рапперсвиле в спецзоопарк, где можно общаться с козликами и зебрами). Люди как бы придавлены этим водопадом истории, и их не слышно, и они оглушены.

Потом Сисси едет в Лозанну. За углом кафе, где она инкогнито сидит и вряд ли ест пирожное Pavlova, поскольку блюдет диету (6 персиков в день, и всё) идет стройка, на ней работает Луиджи Лукини, падает, получает травму. Возможно, она слышит шум, видит в окно, как прохожие прибавляют шаг, бегут посмотреть, что случилось. Потом Женева, конец. Императрицу убивает ее же, левый, мир, который готовится к взрыву мирового порядка, а не отвергнутый ею правый, ничего не подозревающий и не понимающий, как Вильгельм. Он готов воевать, но не готов отказаться от своего.

В Швейцарии оба мира сосуществуют, уравновешивая друг друга. Скрепив свое соседство договором, что никогда не примут участия в войне. Они будут хранить чужие капиталы и свою идентичность. Сегодняшняя летняя Женева – бросающиеся в глаза люди в черном, в паранджах, как некогда люди с горящими глазами - русские анархисты. Сегодняшний летний Цюрих – венские балы на главном вокзале, Hauptbanghof, белые корабли на озере, люди с бейджиками в отелях и ресторанах – семинары, конференции, туристы, заглядывающиеся на старинные эркеры прибрежных городков Цюрихского озера. И там, и тут – множество клиник: мир приезжает в Швейцарию лечиться.

Щербина Татьяна
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).