Мы начинаем публикацию материалов круглого стола по проблемам плагиата в дизайне, организованного Лабораторией дизайна НИУ ВШЭ 4 июня 2013 г. Свою позицию по проблеме высказывает специалист отдела по вопросам интеллектуальной собственности НИУ ВШЭ Владимир Князев.
Интеллектуальная собственность в области дизайна защищается следующим образом. Дизайнерское произведение в юридическом смысле, согласно ст. 1259. ГК РФ является произведением, и, будучи таковым, охраняется нормами авторского права. Следует также учитывать, что дизайн (внешний вид) изделия может охраняться также нормами патентного права в качестве промышленного образца (ст. 1352 ГК РФ).
Признаками охраноспособности дизайнерского произведения являются наличие творчества в основе его создания и объективная форма выражения. Первый признак достаточно субъективен и порой суды, при разрешении конкретного спора, вынуждены прибегать к назначению экспертизы на предмет определения творческого начала в произведении. Второй признак означает, что, не будучи выраженными ни в какой материальной форме, творческие мысли и идеи не являются произведением и, как следствие, не охраняются.
Важно, кстати, отметить, что в отношении объектов авторского права действует правило: практическое применение положений, составляющих содержание произведения, не является использованием произведения и может быть осуществлено без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. Однако, из этого правила есть исключения. В частности, практическая реализация дизайнерского проекта не может быть осуществлена без разрешения автора или иного правообладателя. Это означает, что если, например, автор создал дизайн-проект интерьера городского парка в виде чертежей, то реконструкция парка в соответствии с этими чертежами без согласия автора будет являться нарушением.
Несмотря на актуальность проблемы идейного «воровства», в законе можно найти однозначные нормы, говорящие о том, что идеи сами по себе в отрыве от формы их выражения не охраноспособны (ст. 1259 и 1270 ГК РФ). Поэтому положительных судебных прецедентов по данному вопросу быть не может.
В то же время, если автор своим дизайнерским идеям придал объективную форму (выразил их в интернет-странице, книге, плакате, интерьере и др.), то в последующем любое прямое или сходное до степени смешения повторение такой идеи в материальном объекте без разрешения будет являться нарушением. Иными словами, если двое знают концепцию дизайнерского проекта, то её автором будет являться тот из них, кто первым выразит данную концепцию в объективной форме и в дальнейшем сможет данное первенство доказать.
Для возникновения, осуществления и охраны прав на произведения не требуется проведения каких-либо формальных процедур: права на произведения охраняются с момента их создания. Поэтому, в случае нарушения авторских прав, автор или иной правообладатель может попытаться урегулировать спор в претензионном порядке, либо сразу обратится в суд с соответствующими требованиями.
В целях облегчения доказывания наличия своих прав на дизайнерское произведение автор или иной правообладатель может осуществить проставление на своём произведении знака охраны авторского права (©, имя или наименование правообладателя, год первого опубликования) или депонировать произведение.Последнее означает передачу экземпляра произведения на ответственное хранение.
Стоит отметить, что никаких значимых предпосылок для «смерти» копирайта в дизайне в настоящее время нет. Безусловно, законодателем могут быть введены нормы, облегчающие возможность получения согласия на использование произведений от правообладателей (тенденция такая есть), но чтобы копирайт умер… вряд ли. Хотя бы в силу того, что отмена копирайта не отвечает основополагающим принципам российского права.