На этой неделе напрашивалась, конечно, одна тема. «Новая газета» поведала миру, что Фонд Эффективной Политики (ФЭП – такое неоднозначное слово из трех букв, известное всякому, интересующемуся российской жизнью), собирается поработать с журфаком МГУ. Прояснить, что ли, подрастающему поколению бойцов информационного фронта генеральную линию партии. Для чего на журфаке создается Лаборатория Общественного Диалога (т.е. ЛОД), а в языке появляется еще одно слово из трех букв.
Там еще была прямая речь, вполне примечательная. «По некоторым вопросам разные точки зрения не нужны, а объективности не существует в принципе», - Кирилл Танаев, гендиректор ФЭП. Статус, то есть, сразу задается: Лаборатория Диалога – не место для дискуссий, не хуже парламента. Может, даже лучше.
И верно, и стоит журналиста учить. Мы журналистов знаем много. Разгильдяи, в основном. Посланий президента Федеральному собранию наизусть не знают. Последними веяниями в политике не интересуются. Пьянство, разврат. Непрофессионализм. Все это имеет место. Таких отчего б и не поучить.
Не распропагандировать, как сказали бы в веке позапрошлом.
И с сюжетом для масштабного полотна проблем нет – вот, значит, типичный журналист, с признаками на лице и теле всех пороков, описанных выше. А вот к нему бегут лаборанты общественного диалога. С фуганками и штангенциркулями. Отвесами меряют, лишнее удаляют. Ну, и так далее.
Можно живописать, но скучно.
А можно сосредоточиться на задаче посложнее. Изобразить, допустим, не действие в лицах, а суть его. То есть, саму пропаганду. В предельно чистом виде.
Пропаганда – предмет, известный, вроде бы всем. Включи телевизор и ознакомься. Премьер-президент принимает парад доярок, президент-премьер – от буддистов почести. Потом они меняются местами. Или титулами. В промежутках сообщается, что в Америке – голод и безработица, на Украине – хаос и безвластие с элементами провинциального цирка, а в Грузии такое творится, что скоро даже Черное море не выдержит, и поглотит этот кусок земли, полностью себя дискредитировавший.
И – перед новостями спорта – стайки румяных детишек (некоторым детишкам за тридцать, ну и что) идут с красивыми флажками изобретать микроскоп. Или гадить в подворотне у посольства недружественной державы. Поднимать, словом, престиж отечества.
Как-то так все это в целом выглядит, и даже непонятно, зачем собираться лодырям на урок. Зачем, то есть, создавать лабораторию диалога и оспаривать существование объективности. И так все гладко.
И в первом приближении можно было бы отделаться – не забываем, задача ведь у нас – художественно все изобразить, - так вот, можно было бы отделаться гравюрой. Во вкусе, допустим, Калло. Бедствия информационной войны внутри отдельно взятого обывательского мозга. Серая пустошь. Курится в углу какой-то дымок. Там, где следовало бы быть аккуратным деревенькам, символизирующим четкие взгляды на мир, - битый щебень, печные трубы. Тут же – хоругви с портретами президент-премьера и премьер-президента.
Вдаль уходит отряд кавалеристов. Впереди – да неважно, кто впереди. Все ведь одинаковые. Пусть будет, предположим, Аркадий Мамонтов. Конь под Аркадием тяжело приседает.
Суетливые люди без лиц катят по проселку электронную пушку.
А на переднем плане – собственно обыватель. Сидит в скорбной позе, закрыв руками голову. Ту самую голову, в которой все, описанное выше, как раз и происходит.
Но есть один нюанс. И заключается он в том, что обыватель – не вовсе дурак, что бы там себе утонченные интеллектуалы не думали. Обыватель может вполне искренне любить родину. И скорее всего, любит. Кто ж ему запретит. И считает ее великой. Ну, по крайней мере, хочет жить, скорее, в великой стране, чем в нормальной. Специфика исторического опыта. Он даже может любить президент-премьера, и премьер-президента, нет в этом ни страшного ничего, ни выдающегося. Их собачек, лошадок, придворных шутов и гимнасток.
Но не может он всерьез воспринимать всю ту однообразную жвачку, которой его пытаются накормить. И давно уже обучился просто отключать голову, пока телевизор показывает новости. Сидеть и ждать у экрана погоды. Прогноза, то есть, погоды.
И это касается электронной артиллерии. Что уж говорить по поводу мортирок и митральез, которые, допустим, интернет засорять пытаются. Осыпая мир вокруг не картечью, как следовало бы, а… Ну, сами понимаете характеристики субстанции.
И сутью пропаганды оказываются не содержательные какие-то моменты, а замкнутость ее на себя. Огромные армии вместе с предводителями скачут внутри себя, и сами с собой сражаются, никак не задевая мирные обывательские деревни. Это даже величественно как-то, наверное. Масштабный абсурд – он всегда завораживает.
И вот эту бы суть хотелось бы, как раз, ухватить на полотне.
Например, так:
Фон – холодная пустыня. Нечто матовое, с бликами. Равномерно покрывающее мир. Лед, допустим. Или ЛОД.
По поверхности этой ползет улитка. То есть, нет, не ползет. Громадная такая, серая, покрытая неприятной слизью. Так вот, не ползет. Извернувшись странным образом, сама себя пожирает. Засосала примерно до середины, и, судя по косвенным признакам, даже уже переварила.
Если подумать, это символ мудрости. Особенной такой мудрости.