Знающие, в принципе не способные ко лжи люди один за другим говорят – дно кризиса пройдено. Не говорят, правда, ждать ли подъема. Или, может, дно пройдено, однако направление движения сохраняется, и проходимцы, то есть проходчики, то есть прошедшие, иными словами – мы все, падаем теперь куда-то совсем уже к чертям.
Впрочем, это детали, малозначительные детали. А живопись – искусство наглядного. И пора уже, кажется, художникам, зримым сделать это самое дно, о котором столько говорят в последнее время.
А что там, на дне? Там, как и положено, полумрак и покой. Во вкусе, что ли, прерафаэлитов. (Нет, мы понимаем, что если верить учебнику физики и фильмам о подводниках, там вообще темно и ничего не разглядеть, дно кризиса – это же глубоко, многие уже на себе почувствовали; но так будет не интересно). Движения нет. Жизни тоже. Но разбросаны в беспорядке различные предметы. Кому в реках средней полосы приходилось нырять и повезло вынырнуть – тот поймет.
Первым делом, конечно, скелет Офелии. Что это за дно без скелета Офелии, да и прерафаэлиты выше не вовсе всуе упомянуты. И – чтобы определиться с календарными подробностями, облегчая жизнь историкам искусства из будущих веков – свежий труп Майкла Джексона в гусарском, с галунами, мундирчике. Рядом свежий труп носа Майкла Джексона. Разумеется, отдельно. Без мундира.
Циклопические трубы недостроенного газопровода. Что это за дно без недостроенного газопровода? Ржавые остовы автомобилей марки «Крайслер». Биржевые аналитики и мастера экономических прогнозов, оптом со стыда утопившиеся (ну, проснется ведь в них когда-нибудь совесть). Мемориальная золотая ручка, которой О.В.Дерипаска подписывал пикалевские соглашения. И рядом – новой Атлантидой, но в масштабе 1:72, чтобы влез на перегруженное полотно – весь город Пикалево, как напоминание надеющимся, что иногда надеяться не на что. Даже если вдруг кажется, что все уже хорошо.
Вместо водорослей – кипы размокшей бумаги. Белой – это антикризисные планы всех правительств. И зеленой – это доллары, брошенные тонущим компаниям вместо спасательных кругов. Не без прозрачного намека – не тем спасались.
Хлопья глянцевых журналов, о которых забыли издатели. Обрывки социальных сетей, недомонетизировавших трафик. Медузами – дизайнерские шмотки актуальных брендов. Титаник Черкизона с пробитым таможенниками днищем. Вокруг жертвы кораблекрушения поменьше. Ранее известные как рестораны, пивные и пельменные. Кораллами – элитная недвижимость. Красивыми ракушками – особняки и таунхаусы. Подводная ярмарка утопшего тщеславия без продавцов и покупателей.
В общем, все то ненужное, от чего нужное так долго и неумело пыталось избавиться.
А в центре композиции, разумеется, дыра, в которую все мы, преодолев дно кризиса, провалились.
И вот еще что – оживят пейзаж, пожалуй, китайские туристы. Они в поддельных своих аквалангах диковинными рыбами плывут мимо артефактов чужой цивилизации, понятных не всегда, и фотографируют, фотографируют, фотографируют.