будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Киношкола им. МакГаффина
Ноябрь 16, 2025
Культура

Преодоление кризиса

Преодоление кризиса
selianov
Сергей Сельянов. Источник: Энциклопедия отечественного кино

В ноябре в Москве, в кафе-клубе «ПирО.Г.И. на Сретенке», открывается экспериментальный кинокампус имени МакГаффина. «Полит.ру» и «Киношкола им. МакГаффина» приглашают разобраться в кинохаосе, поговорить о кино с теми, кто его делает, познакомиться со всеми творческими кинопрофессиями, а также смотреть кино, знать о кино. Продюсер, режиссер, сценарист Сергей Сельянов отвечает на вопросы «Полит.ру».

Сергей Михайлович Сельянов родился в 1955 г., в 1980 г. окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская Н. Фигуровского), в 1989 г. – высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Р.Быкова). В 1992 г. организовал и возглавил кинокомпанию «СТВ». Продюсер более 50 художественных и анимационных фильмов, отмеченных на российских и международных кинофестивалях, среди них такие как «Брат», «Брат-2», «Олигарх», «Кукушка», «Жмурки», «Бумер. Фильм второй». Лауреат множества кинематографических премий. Преподает в СПбГУКИ.

 

Юрий Шевчук в фильме Сергея Сельянова «Духов день»

 

«Полит.ру»: Российское кино в кризисе – согласны ли вы с этим утверждением? Какие основные проблемы современного российского кино вы можете назвать?

Сергей Сельянов: Я не живу с этим ощущением в силу своего внутреннего оптимизма, но говорили об этом всегда, сколько я себя помню. Поскольку Вы ставите вопрос отчасти философский, могу дать философское объяснение. Во-первых, кризис – это естественное состояние любого процесса. Кризис, как известно, чреват и проблемами, и решениями, т.е. это признак того, что вы живы, у вас идет как-то жизнь, и, естественно, она не идет линейно в рамках спортивной дорожки. Она такая, жизнь, извилистая. Но в целом я иду по этой дорожке вполне бодро, и российский кинематограф, мне кажется, тоже.

Теперь от философии к конкретике: я думаю, что начиная с этого года российский кинематограф даст достаточное количество картин, которые непредвзятому наблюдателю покажут, что качество меняется. Это будет сделано благодаря реформе, связанной с изменением структуры государственной поддержки и сосредоточением ее на достаточно сильных игроках киноиндустрии. Она позволит привлечь существенно большее количество денег и начать производить средние или крупнобюджетные проекты, которые были редким гостем в нашем кино. Их ранее производилось 1-1,5 в год. Ясно, что бюджет не все решает и определяет, но все-таки для похода в кинотеатр он имеет существенное значение. Картинка должна быть, тем более, что мы соревнуемся, как вы понимаете, с Голливудом, а бюджет крупного голливудского фильма равен бюджету всего российского кинематографа. Также бюджет – это зрелище. Таких картин, как я говорил, было 1-1,5, а начиная с ноября этого года до декабря следующего года их будет около 12-15, да и качественных станет заметно больше, хотя, конечно, не обойдется и без провальных. Тем не менее, кинопейзаж начнет меняться: вот сейчас «Высоцкий», «Бой с тенью-3», «Иван-царевич и серый волк» и т.д.

«Полит.ру»: Зритель смотрит плохое кино, а кинодеятели снимают некачественное кино, потому что его смотрит зритель. Как разорвать этот замкнутый круг?

С.С.: Тут нет какой-то проблемы, кино должно быть разным. Вообще кинематография не может состоять только из арт-кино или выпускать только развлекательные фильмы, слабые в художественном отношении. Пусть расцветает 100 цветов. Должно быть и то, и другое, и третье. Зритель должен иметь возможность выбора. Не всегда кино получается, но так происходит во всем мире, в том числе в Америке. Америка производит 600 фильмов, из них 10% мощные, и именно они держат экраны во всем мире. Специально никто плохого кино не делает. Да, устанавливают жанровые ориентиры, потом смотрят, за что зритель голосует рублем. Кино – это не только культура и искусство, но это и бизнес. В основном, кино – это интертейнмент, и если зрителю нравиться есть гамбургеры, оно будет производить их в соответствующем количестве. Кто-то не будет этого делать исходя из своих внутренних установок и целеполагания. Но в этом нет ничего необычного. Главное, чтобы были не только такие фильмы, но это очевидно и понятно уже из моего ответа.

«Полит.ру»: Кинообразование – каким оно должно быть? Нужно ли что-то менять в системе профессионального образования?

С.С.: Никого не устраивает уровень профессионализма в современном российском кино. И мы видим решение этого вопроса в двух направлениях. Первое – создание тех самых средне- и крупнобюджетных фильмов, на которых, собственно, и воспитываются эти самые настоящие профессионалы. Потому что, не сделав 2-3 крупных фильмов, невозможно воспитать себя в серьезной кинопрофессии. Даже если художник-постановщик талантлив, не проработав 2-3 картины, он никаких секретов дела не откроет. А уже на третьей картине он будет уверенно чувствовать себя и обращаться с большими декорациями и т.д. Существенная часть этой реформы состоит в том, что она дает возможность воспитывать в бою этих самых профессионалов. Кто-то будет отметаться, а кто-то, наоборот, развиваться, и будет очень востребован и продюсерами, и зрителями. Второе направление – кинообразование. Конечно, оно нуждается в модернизации, и Ассоциация продюсеров, я в том числе, прикладывает все свои усилия к тому, чтобы такие процессы были запущены. Индустрия должна делать заказ образовательной системе: нам нужны такие специалисты, такого уровня и с такой подготовкой. Для этого нужно это и это, такие-то инструменты, в том числе такие-то финансовые ресурсы. Мы считаем, что по ряду профессий, особенно в сценарном деле, нужно активно привлекать иностранных профессионалов, т.е. американских, английских и немецких преподавателей сценарной школы. У нас сценарной школы нет и не было, ее нужно ставить. В данном случае я говорю от лица Ассоциации кинопродюсеров и вообще от киноиндустрии.

 

Фильм Сергея Сельянова «Время печали еще не пришло»

 

«Полит.ру»: Какие кинопрофессии в наибольшем дефиците сегодня?

С.С.: Например, реквизиторы. Вторые режиссеры, на западе их называют first assistant, - наличие такого человека необходимо для создания серьезных проектов. У нас неплохо с операторской школой, она действительно есть, выпускает замечательных специалистов. Естественно, мы нуждаемся в высокотехнологичных специальностях, нужно развивать профессии, связанные с компьютерными и звуковыми технологиями, со специальными эффектами. Нужны специалисты по киномузыке. В стране есть, разумеется, очень хорошие композиторы, но такая специальность, как киномузыка, имеет свои особенности и правила. Неплохо бы и здесь нам иметь какой-то соответствующий образовательный участок. Кинофотографы очень важны, потому что выполняют промо-задачу и до фильма, и во время, и после – здесь тоже есть секреты мастерства, нюансы, и далеко не все фотографы могут сделать эту работу так, как нам надо.

«Полит.ру»: Если бы вас попросили прочитать лекцию о кино для кинозрителей, какую тему Вы бы выбрали?

С.С.: Если бы я стал читать лекцию для кинозрителей, я бы постарался их успокоить и примирить с существующей действительностью, объяснить, что надо спокойнее относиться к неудачным, провальным и плохим фильмам. Рассказал бы о том, что надо выбирать, когда они видят перед собой всю поляну российского кино и сравнивают ее с 60 лучшими из 600 американских фильмов, с 2-3 лучшими французскими из 200. Мы же делаем всего 60 в год. Понятно, что все, что приходит в Россию, отобрано дистрибьюторами, которые понимают потребительские ожидания зрителя. Фильмы проходят сквозь сито, и явно ненужные и плохие картины, как правило, не попадают. А наши фильмы все перед нами. Статистика, конечно, довольно жесткая. В советское время производилось 150 фильмов. Это было так: 2-3 замечательных фильма и около 10, которые просто можно было посмотреть. Сейчас же нужно выбирать. Все 60 фильмов никогда не будут хорошими, это невозможно, нигде в мире этого нет. 6, максимум 10 фильмов. Выбирайте то, что кажется для вас подходящим. И спокойно, если вы вдруг ошиблись, реагируйте на это. Исходите из того, что есть возможность выбирать. Около 2-3 французских, испанских фильмов и 6, максимум 10 – русских. Вот так я бы попытался им объяснить эту нехитрую ситуацию.

Сейчас я преподаю в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения, но все-таки я не педагог по внутреннему устройству и не владею соответствующими методиками и талантом. Педагог – это учитель, большое звание. Для этого нужен особый талант и владение профессией. Есть элементарная методическая установка: от простого к сложному, то есть сначала объясняете каждому студенту на пальцах, а потом усложняете. Трудно это делать. Честно говоря, я не считаю себя педагогом, но, поскольку нам нужны специалисты, стараюсь вносить свой маленький вклад. Преподаванием нужно заниматься постоянно и с полной самоотдачей. Поэтому я считаю гораздо более важным то, что мы с коллегами принимаем участие в модернизации системы кинообразования.

«Полит.ру»: Что такое МакГаффин?

С.С.: Да, МакГаффин. У меня существует абстрактное представление о МакГаффине как о чем-то несуществующем. 

читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).