«Полит.ру» продолжает публикацию выступлений на экспертных семинарах, посвященных разработке стратегии Москвы. Семинары проводятся совместно с Российской академией народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ. Разговор, посвященный проблемам развития Москвы, как мировой культурной столицы, продолжает руководитель центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко.
Проблема Москвы – это проблема отношения к культуре в России в целом, потому что во многом у нас привыкли воспринимать культуру, в первую очередь, как инфраструктуру. Инфраструктуру не содержательную, а обслуживание зданий, сооружений, поддержание культурного наследия. Мне кажется, что сейчас время задуматься о содержании. Одна из главных проблем Москвы в том, что большое количество различных зданий, городских центров, центров культуры решительно нечем занять, то есть содержательная сторона никак не решается. При большом количестве талантливых ребят, интересных идей мы наблюдаем полное отсутствие системы и какого-то лифта профессионального, который мог бы соединить и дать возможность этим талантливым людям и новым идеям быть реализованными в рамках разных площадок. Мне кажется, во многом, те проекты, которые мы делаем, - это не столько выставочные проекты у нас в центре, сколько социально-культурные проекты, которые как раз дают возможность вовлекать большое количество аудитории и воплощать в жизнь те идеи, которые ни на каких других площадках не могут быть реализованы.
Вторая большая проблема, как мне кажется, - это отсутствие профессиональных кадров, то есть это отсутствие хорошего образования в сфере современной культуры. Это и отсутствие образования как для художников, дизайнеров в области именно современной культуры, так и для кураторов, которые могут с этими идеями работать, и знают, как их представлять аудитории. Также не хватает арт-менеджеров, которые все это могут правильно подать, знают, как это грамотно реализовать технически и финансово.
Ещё одна проблема – это проблема информационного обеспечения. Если даже не говорить о возникновении новых возможностей, у нас полностью отсутствует нормальная система информирования даже о существующих музеях, выставках, детских программах. С моей точки зрения, именно городские власти должны обеспечивать размещение информации о том, какой культурный сервис могут получить люди, приезжающие в город. Должны быть задействованы все информационные ресурсы, начиная от аэропорта и гостиниц, до телевидения и наружной рекламы по городу. Мы знаем, что есть система городской рекламы, которая дает возможность получать информацию о культурных проектах, но это тоже абсолютно закрытая история, и не каждый может ее получить, и непонятно, каким образом проекты там вообще появляются. С моей точки зрения, это основные проблемы Москвы как культурной столицы.
Необходимо отметить, что при решении данных вопросов затрагиваются как интересы жителей города, так и приезжих туристов. С одной стороны, горожане должны не просто иметь возможность один раз посетить какой-то музей, так как второй раз им туда идти будет неинтересно, потому что там та же самая экспозиция, которая на протяжении десятилетий не меняется. Необходимо постоянно заинтересовывать жителей новыми предложениями. С другой стороны, есть туристы, люди, которые приезжают на короткое время в город, и это немного другой формат предоставления им идей и возможности проведения и знакомства с культурными ресурсами города.
В любом случае современный город, тем более столица страны, должна иметь определенный набор возможностей и условий, как для жителей, так и для туристов. Это неотъемлемая часть сегодняшнего дня. Но мне кажется, что люди, которым это должно быть важно, – это в первую очередь руководство города, которое должно быть озабочено тем, насколько экономически комфортны проживание и условия, в т.ч. и культурный сервис.
Вопрос культуры также важен для любого бизнеса, который приходит надолго, потому что мы понимаем, что если есть, что кушать, если есть, где жить, следующий вопрос – это вопрос самореализации и каких-то творческих материй. По моему мнению, Москва в этом случае далеко-далеко отстала. Мне кажется, что в вопросе поехать в Лондон или Париж на премьеру, выбор будет очевиден, наверное, не в пользу Москвы, по крайней мере - в ближайшие десять лет. На текущий момент имеет смысл создавать некие уникальные проекты, наверное, с содержанием именно национальным каким-то. То есть вопрос в том, что это должно отличаться от того, что люди могут увидеть в любом другом городе или другой столице. Для того чтобы все-таки кому-то это было интересно, нельзя сосредотачиваться только на «культурной» части проекта — нужно решать все проблемы в комплексе. Это охватывает и вопросы проживания, потому что, к примеру, если мы делаем крупный фестиваль, на который люди собираются приезжать, и мы ожидаем большое количество молодежи, то, конечно, в первую очередь, встает вопрос, где им жить, что им здесь делать, кроме одного дня мероприятия, на которое они приехали. То есть необходимо решать комплекс задач.