Мы публикуем седьмую часть стенограммы форума «Наука и рынок. Маркетинг и тенденции развития издательств научно-популярной литературы», проходившего в рамках проекта "Популярная наука" - выступление руководитель PR-отдела научной и научно-популярной литературы издательства Зуркамп (Suhrkamp-Verlag), ФРГ, Гезы Штайнбринк «Работа с общественностью и прессой в рамках программы издательства Зуркамп по выпуску научно-популярной литературы». Акция проходила 29 ноября 2011 г. в рамках проекта „Популярная наука“. Проект организуется в рамках Российско-германского года науки, образования и инноваций 2011/2012.
Добрый день, уважаемые дамы и господа, дорогие коллеги. Большое спасибо за вступление. И большое спасибо за то, что Вы пригласили на Ваше мероприятие. Я попытаюсь короче выступать. Я надеюсь, что мне это удастся. Я думаю, что я представлять себя больше уже не буду. Я отвечаю за работу с прессой в сфере научно-популярной литературы в рамках «Зуркамп». И также занимаюсь вопросами мировых религий в издательстве «Зуркамп». Но я должна сказать, что сюда входят переводы и оригинальные издания книг, связанных с мировыми религиями.
«Наука для всех» -- это девиз этого форума. И, таким образом, в этом заключается моя ежедневная работа. Я хотела бы Вам вначале рассказать об истории издательства «Зуркамп» и о программном направлении и о тематическом развитии в области научных публикаций. И приведу Вам примеры, в общем. И расскажу о специфических аспектах работы с прессой в рамках нашего программного сегмента.
Многие из Вас уже наверняка знают издательство «Зуркамп». В 1950 году это издательство было создано Петером Зуркампом по предложению Германа Гессе (Hermann Hesse). Оно отделилось от издательства Фишера. В 1933 году большое количество авторов перешли от Фишера к Зуркампу, в том числе Бертольт Брехт, который говорил: «Я хотел бы работать с тем издательством, которое представляете Вы», сказал Бертольт Брехт. В 1952 году Зигфрид Унзельд приходит в издательство и после смерти Зуркампа возглавляет его. В 1963 году компания «Зуркамп» покупает известное и богатое традициями Лейцибское издательство «Инзель Ферлаг» (Insel Verlag). Я, может быть, вы знаете ситуацию, которая связана с тем, что были изменения в программе, а именно вот таким образом: использовали авангардную программу Зуркампа и использовали литературу и эссе, которые отражают изменения в меняющемся мире. Вот Вы видите, около 2 млн. экземпляров было продано известной книги Макса Фриша „Хомо Фабер“, и также полтора миллиона книг Германа Гессе «Степной волк» и «Сиддхартха». В 1973 году Джордж Стайнер говорил о культуре Зуркампа, и он говорил следующее: «Культура Зуркампа таким образом преобладает в германской высокой литературе и интеллектуальных кругах». Это означает, что благодаря самостоятельности и благодаря культурно-политическому воззрению и технической проницательности и точности, таким образом, Зуркам создал новый современный философский канон. Затем вскоре появился новый формат „Зуркамп“ – карманный формат. Так, вот как раз серия в карманном формате – наука в карманном формате. В 1998 году было создана так называемая базисная основная библиотека „Зуркамп“, и, таким образом, здесь были представлены основные труды всех эпох и, кроме того, они были снабжены комментариями и текстами, которые отражали новейшее состояние науки. В 2002 году умер Зигфрид Унзельд, и его супруга возглавила издательство, стала генеральным директором. В 2004 году была создана премия, была первый раз учреждена премия, которую учредил Фонд Зигфрида Унзельда и последний раз последний, кто получил эту премию, был французский философ и социолог Бруно Латур (Bruno Latour). Раз в два года вручается эта премия, и ее объем составляет 50.000 евро. В 2005 году в первый раз появилась новая программа, посвященная биографиям писателей и мыслителей, музыкантов и философов, религиозные деятели и мятежники, идолы и иконы представляются в рамках этой программы. В 2006 году Бернд Хондшик (Bernd Hontschik) представил первые тома под программой «Медицин хуман» - медицина человека. В 2007 году так называемая студенческая библиотека «Зуркампа» представила классические тексты начиная с античного периода до настоящего времени. И они снабжены подробными комментариями. В 2008 году начинается еще один проект, который называется «Эдицион Унзельд» («edition unseld»). И целью в данном случае является обмен между различными областями знания: физикой, математикой, нейрологией, философией. Задача заключается в том, чтобы способствовать критике и углублять интерес читательского круга к этим проблемам. В 2009 году появляется первая программа, которая называется «Фильм Эдицион» (filmedition suhrkamp). Таким образом, и кинематографические работы и о наших авторах также заняли свое место в нашем издательстве. В 2010 году (это год 66-летия нашего издательства) все издательство переехало из Франкфурта в Берлин. И в этом году появляется новая серия, которая называется Зуркамп Захбух (Suhrkamp Sachbuch), то есть научно-популярные книги. Так, вот вы видите как раз серию научно-популярных книг, то, что немцы называют Захбух.
Я скажу несколько слов о программном направлении деятельности нашего издательства. Мы издаем не книги, а авторов. Этот принцип, который мы сделали основным в рамках нашей программной деятельности и. таким образом, этот парадокс говорит о том, что в нашем случае речь идет не об отдельных книгах, а о литературном и научном поле деятельности авторов. Таким образом, у нас есть два основных столба, на которые мы опираемся: это литература и наука. В центре годовой программы по прежнему находятся молодые, германоязычные авторы, так, например, как Херманн Брох, Одон фон Хорват, Роберт Вальсер (Hermann Broch, Ödön von Horváth, Robert Walser). Мы их, по сути дела, вновь открыли. Кроме того мы занимаемся много переводами иностранной литературы, прежде всего, Сэмюэля Беккета, Джэймса Джойса и Марселя Пруста. Еще мы также занимаемся латиноамериканскими, испанскими и португальскими авторами, назову Исабель Альенде, Октавио Пасс и Марио Варгас Льоса (Isabel Allende, Octavio Paz, Mario Vargas Llosa), который является обладателем премии Нобеля за 2010 год. И кроме того мы также поддерживаем восточноевропейскую литературу, назову Герджиа Конрада, Бохумиля Храбала, Станислава Лема (György Konrád, Bohumil Hrabal, Stanislav Lem). Кроме того, помимо этого, мы занимаемся вопросами издательства лирики, биографии, эссе, различных биографий и переписки. В центре гуманитарных наук находится социология. Философия, такие авторы как Теодор Адорно, Вальтер Беньямин, Эрнст Блох, Ганс Блуменберг, Хабермас, Никлас Луман и Герхом Шолен (Theodor W. Adorno, Walter Benjamin, Ernst Bloch, Hans Blumenberg Jürgen Habermas, Niklas Luhmann und Gershom Scholem).
Перехожу к основной теме – это работа с прессой. В издательстве «Зуркамп» представлены все классические сферы деятельности. Это редактура, изготовление, то есть производство, бухгалтерия, продажи, маркетинг, реклама, мероприятия и работа с прессой. Вы видите, что все это уже перечисление наших сфер деятельности показывает, что все эти сферы, несмотря на пересечение их работы, все-таки, разделяются. Их сфера ответственности разделе. И их сфера задач четко определена. В отделе прессы издательства «Зуркамп» классическая работа для прессы производится, что это означает, я сейчас расскажу.
Итак, сфера моей работы. Когда я рассказывала вкратце об истории издательства «Зуркамп», то я о двух опорах наших рассказывала – литература и наука. Как Вы уже заметили, так называемая нон-фикшн литература, она затрагивает все сферы, и решение о том, в какой серии та или иная книга будет выходить, это связано со структурой издательства, и решение принимается не так просто, на основе анализа. То, что вы видите, это вот основная программа «Зуркамп-наука», гуманитарные науки (XXI век в основном имеется в виду), наука о человеке, вот так можно было сформулировать вкратце. Импульсы новые в гуманитарной сфере мы подхватываем, освещаем, пропагандируем. Основной лейтмотив по ту сторону всего спектра и поверх школьных границ. До сих пор эта сфера значительное место занимает в деятельности всего издательства. Уже 30 лет серия Зуркамп-наука (Зуркамп ташенбух) соединяет классиков теории с инновативными публикациями различных сфер знаний. Открытость программы, многообразие ее, конкурирующие теоретические подходы, мы поставляем дискуссии научные. Лингвистика, литературоведение, философия, история науки вплоть до социологии и естественных наук. Спектр очень вели этих идей и споров. Серия «Зуркамп-учебная библиотека» (Suhrkamp Studienbibliothek) с февраля 2007 года представляет классические теоретические труды, от античности до современности, и с комментариями соответствующими. То есть основные сферы теории, философии, социологии, литературы, истории культуры и классика естественных наук. Издания очень тщательно прорабатываются, зачастую мы готовим новые переводы, если это необходимо. Эта серия, учебная библиотека, предназначена для старших классов школы и для университета. Все три серии определены как научные, скорее всего, книги, все-таки; непопулярные научные книги. Тем не менее, мы пытаемся следовать принципу «наука для всех». Шесть названий за полгода. Была так начата эта серия. Осенью 2010 года. Цель была все-таки найти ответы на потребности общества, которое стало более многообразным, более сложная структура знаний в обществе. В 2008 году была создана серия «Эдицъон Унзельд» -- дискуссии, различные аспекты наук. Тем не менее, все это в таком доступном виде, в развлекательном виде, в интересном виде представить мы стараемся эти все сугубо научные темы «Эдицьон Унзельд» серии.
Гуманитарные науки тесно связаны с естественными науками. Мы ищем как раз эти точки пересечения. Прогресс естественных наук в последние годы, столетие, привело к определенному разрыву между публикой и наукой. И мы хотим преодолеть этот разрыв. Мы комментируем канонические тексты, ищем эти мосты к публике, делаем эту информацию более доступной.
В целом, о работе с прессой. Везде говорят, что слишком много новой информации появляется на рынке. И пресса не справляется с этим потоком информации. Не может отрецензировать все книги и обратить внимание читателей на все новости на книжном рынке. С другой стороны, растет потребность в информации, потребность в тематическом многообразии, требуется больше книг, которые бы комментировали, объясняли, популяризировали, подводили итоги. Эвалюация и статистика очень важны в работе с прессой. Хотя толкование не всегда просто получается. Примерно в год 70 книг выходит в моей сфере, за которую я отвечаю, оригинальные и первые издания. И в СМИ это должно найти отражение. Вот, в общем-то, моя задача. Качественно и количественно вызвать качественный резонанс в прессе зависит от многих факторов. Эффективная работа с прессой, об этом уже много написано. Я не хочу какое-то введение делать, правила PR издательской работы. Вот краткое резюме основных правил, шесть пунктов, на которые надо обращать внимание. То есть пульс времени надо постоянно наблюдать и вести коммуникацию с окружающим миром, с информационным пространством.
Я попыталась также хронологически представить то, чем мы занимаемся. Это внутренняя часть нашей деятельности. Вначале идет внутри издательства, мы друг друга информируем, какие выходят названия в следующем полугодии, собираем материал, читаем рукописи, говорим с авторами, с отделом маркетинга, продаж, мы обсуждаем, что нужно сделать, чего мы хотим достичь, на каких названиях сконцентрироваться. Это внутренняя часть нашей работы. А потом первая информация попадает во вне, чтобы журналисты до их выхода были ознакомлены с этой книгой, с ее названиями. Мы стремимся к тому, чтобы резонанс в прессе появился как можно раньше после появления книги. Поэтому информируем уже до выхода книг журналистов. Детали я не буду сейчас затрагивать. В общем-то, Вам это известные все момент, я думаю.
Итак, органы прессы, с которыми мы работаем. Я уже говорила о широком ассортименте наших книг, и поэтому масса органов прессы подключаются к нашей работе, их следует подключать. Чтобы каждая книга находила соответствующий отклик.
Начнем с печатных органов. Во-первых, конечно, это культурные разделы межрегиональных газет, крупных газет, таких как «Ди Цайт», «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг», «Зюддойче Цайтунг», «Нойе Цюрихер Цайтунг», «Ди Вельт» (Die ZEIT, die Frankfurter Allgemeine Zeitung, die Süddeutsche Zeitung, die Neue Zürcher Zeitung, die WELT). Наверное, Вы слышали, это крупнейшие немецкие газеты. Конечно, происходит борьба за место в этих газетах, так как в культурных разделах (у них большие культурные разделы) на всех места не хватает, конечно. Чтобы попасть с рецензией в эти крупные газеты, это не так просто. Конечно, хвалить всех не получается, и, может быть, это хорошо, когда хвалят, но мы считаем, что самое плохая пресса, когда ее вообще нет. Какой-то отклик должен быть. Редакции газет с интересом относятся к программе нашего издательства, но, когда авторы неизвестны, либо темы какие-то специальные, приходится проводить с ними просветительскую работу и много объяснять. Конечно, политические журналы, еженедельные, ежемесячные, «Шпигель» например, «Фокус», «Цицеро». Их влияние очень большое в обществе. С ними тоже надо обязательно работать. Есть специальные, отраслевые органы, как например «Бёрзен блад» (биржевые ведомости»). Также литературные журналы пишут о книгах. В плане успеха у читателей, конечно, такие более легкие журналы, популярные журналы, иллюстрированные, модные, женские, «Бригитте», «Vogue», «Cosmopolitan» важны. Там тоже обсуждаются книги. Конечно, научные книги проводить через такие журналы тяжело, тяжело рекламировать, популярные такие руководства какие-то, книги с советами как выглядеть и тд, легче проводить через такие журналы. Региональные и местные газеты, не стоит их недооценивать. Например, «Райнше пост» в Дюссельдорфе, такая газета региональная. Это, в общем-то, самая крупная земля германская Северный Рейн-Вестфалия, тираж 350 000 экземпляров. То есть они имеют влияние региональное. Хотя конечно раздела, где можно рекламировать книги, там очень маленькие и попасть туда тоже не так легко. Ежемесячные, ежеквартальные журналы, например как «Немецкий журнал по философии», «Меркур», «Зинн унд форм». Они, скорей, обращены к заинтересованной книгой специальной публике. Здесь бывают рецензии, эссе очень подробные по новинкам книжным. Специальные журналы, конечно, для специальных каких-то таргет-групп очень важны по отдельным дисциплинам, темам журнала, например, право или психология, экология или экономика, конечно для них мы предлагаем подавать рецензии только по специальным книгам, и надо конечно подобрать для них книги, подходящие для их сферы, их сектора и провести соответствующую разъяснительную работу с ними. Очень интересное новшество в немецком ландшафте прессы. Хочу рассказать. Две недели назад открылись 2 новых журнала по философии. С одной стороны, это немецкая дочка французского журнала, журнала «Философия». И так же есть, новый журнал такой существует – «Высокие сферы». У них есть своя публика. У них очень хорошая книжная рубрика есть, они очень красивые и по содержанию очень разнообразные, и, в общем-то, качественные журналы. Общественная реакция на оба журнала пока еще скептическая. Но вообще это объясняется читательским поведением немцев. Немцы очень консервативные читатели. Они, в основном, предпочитают, конечно, читать журналы, которые завоевали свое имя, стабильность, старые журналы, а к новым относятся со скепсисом. Когда речь идет о философии, об эпистолярной сфере, тем более что это французский поход сюда экспортируется. Там несколько другие подходы. Во Франции нет такого большого расстояния между публикой и философией. Ну, надо посмотреть, конечно, как они будут существовать на рынке, какой успех у них будет, но я думаю, что у них есть перспектива.
Что касается радио. В нашем общественном радио, общественные радиостанции, то есть государственные, там интервью даются, обсуждения книг, рецензии, портреты авторов. А где частные станции, то там такие форматы редки. Только на государственных радиостанциях это имеет место. На частных не так развито.
Телевидение. По-прежнему влияние очень большое телевидения. Если книжка на камеру будет показана, то, конечно, моментально растут тиражи. Но не так много форматов, где это возможно сделать. Такие есть передачи на телевидении как «Аспекте», «Титель», «Тезен», «Темпементе» или «Метрополис». Специальные передачи о книгах существует очень мало, например «Литература в фойе», или «Синяя софа». Чисто книжная передача. Опять-таки, здесь надо отметить, что государственные телеканалы больше внимания уделяют литературе, новинкам литературы, чем частные телеканалы. Присутствие научных книг в телевидении – это, в общем-то сложная тема. Есть популярные научные передачи, например «Авантюра», «Наука», «Галилео», «З – как знания». Если по теме подойдет показать какую-то книгу, то конечно это вызывает внимание зрителей. Есть такой канал «3Sat». Это австрийско-швейцарско-германский совместный канал. У них есть культурная программа ежедневная. Они показывают интервью, портреты, тематические какие-то передачи по тем или иным сферам знания. Есть еженедельная передача у них – «Звездный час философии», здесь выступают разные политики, представители науки, гуманитарных наук и естественных наук, общественные деятели культуры, отвечают на вопросы общего характера, о смысле жизни например, и тд. Если автор выступит, если будет упомянута какая-то книга, то это очень чувствуется, и это напрямую отражается на продажах книги.
Что касается интернета. Очень растет количество интернет сайтов, которые занимаются книгой. Некоторые уже приобрели известность, например, Ловцы жемчуга, литературная критика de, ну такие разные сайты есть, «Lovely books», лицензионный форум, «get abstract» и масса частных блогов, которые обсуждают книги. В принципе, об интернете сложно рассказывать, это довольно необозримое поле, но там идет явное развитие. Я еще вернусь к этому.
Теперь что касается мероприятий и премий. Мероприятия такие общественные очень важны для отдела прессы, если актуальная книга какая-то выходит, и надо дать возможность автору выступить. В таких чтениях, как и популярная в Германии в сфере художественной литературы, конечно, в научно-популярном секторе не так их много. В музеях, в политических учреждениях, в театре бывают дискуссии, встречи. Возникает впечатлении, что общий общественные интерес в дискуссиях таких растет, междисциплинарные вопросы, например, естественной науки, этическая сторона науки, влияние науки на те или иные сферы жизни, все это вызывает дискуссии. Например, такая история как Occupy wall street движения. Это тоже вызывает дискуссию, это можно так же и в литературном плане откомментировать, провести дискуссию. Я сопровождаю такие выступления. Мы разрабатываем текст, приглашения на такие мероприятия. Тексты хорошие пишем. Для иностранных авторов это хороший случай встретиться с читателями, вызвать какую-то реакцию у публики, ответить на интересные вопросы. В университетах присутствие прессы, конечно, не такое большое, как в других областях. Есть такие сомнения, что это слишком сложно, слишком сухо для читателей, для студентов. Такие моменты мы должны учитывать в планировании таких мероприятий, чтобы они были более какими-то привлекательными. Иногда придется переспрашивать и привлекать еще большее внимание авторов, чтоб они все-таки не отказывались от таких мероприятий.