будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 12, 2025
Культура

Продюсерская революция

- На недавней встрече в Агентстве по культуре и кинематографии ты сказал, что убежден в необходимости резкой, немедленной реформы театра. Как она тебе видится?

 

- Прежде чем начинать разговор, нужно разобраться с участниками разговора. У меня нет ничего такого, что я мог сообщить urbi et orbi в качестве трибуна. У меня нет заявлений, программ, деклараций. Жанр монолога в моем случае исключен. Остается диалог. К нему я готов. Но для диалога нужна вторая сторона – те, с кем обсуждать эту реформу. И здесь мы вступаем в область комического, потому что подавляющее число людей, которые участвуют в подобных встречах со стороны театров, не имеют никакой ценности как участники дискуссии. Их интересы прозрачны, очевидны: сохранить для себя теплые места.

- Обычно желание сохранить место свойственно чиновникам.

- Нет. Посмотри, сколько у нас за последние 10 лет сменилось премьер-министров, министров культуры. Они знают, что находятся в зоне риска. Здесь я хочу защитить чиновников, потому что они первые попадут под огонь критики. Их сделают виноватыми. Чиновники в любой момент готовы потерять место, быть уволенными и т.д. А вот наши театральные авторитеты, худруки, главные режиссеры, директора театров – они к этому абсолютно не готовы! Поэтому о своих местах пекутся худруки, которые попросту приватизировали театры как площадки. Они их фактически приватизировали – я это заявляю! Эти люди ведут себя совершенно бандитски. Они ассоциируют себя с высокодуховными существами, противопоставляя себя чиновничеству, они активно пекутся о судьбе великого наследия русского репертуарного театра, будучи фарисеями. Для меня любой бандит приличнее. Бандит хотя бы не скрывает, что он живет по понятиям. А вот наши худруки – люди, которые живут по понятиям, а делают вид, что живут по закону. Ведь они пришли навечно, вместо того, чтобы самого себя поставить в ситуацию краткосрочного контракта.  Разве они не понимают, что существуют театры, приближенные к власти, получающие огромные дотации и не приближенные. Содержание среднего московского театра обходится государству в миллионы долларов в год, не считая естественного права распоряжаться помещениями. Не забудем, что сами помещения тоже приносят огромную прибыль – это лучшие здания в центре Москвы! Мы должны понимать, на кого и на что они работают. Нынешние худруки получили этот театр у государства, как у некоей важнейшей институции. Почему я из своего кармана должен поддерживать Доронину? А ведь так происходит! Почему Доронина не поддерживает меня? Я ее содержу. Она иждивенка. Я в своей жизни заплатил достаточное количество налогов, чтобы иметь право задать этот вопрос.

- Ты что, серьезно считаешь, что театры должны сами зарабатывать?

- Нет. Это невозможно. Но театр должен существовать в условиях рынка, в рыночной среде. Мы не можем поступить так, как поступил мой любимый художник Илья Эпельбаум в проекте «Гастроли Лилликанского театра», когда он придумал свою валюту и люди, приходящие в театр меняли свои рубли на «лили». Законы должны быть одни. Эти правила предполагают социальную ответственность  руководителей театров, необходимость анализировать ситуацию, обеспечивать смену поколений, создавать равные условия для творческой конкуренции. В том числе между государственными и негосударственными организациями.

- Но сегодня смену поколений, на мой взгляд, обеспечивают как раз самые экономически успешные и приближенные к власти театральные монстры – «Современник», МХТ. Разве они не демонстрируют свою социальную ответственность в этом смысле?

 

- Нет. Это не смена поколений. Смена поколений соответствует смене парадигм. В критическом круге сегодня много говорят, что пришло новое, молодое поколение. Ничего подобного! Во-первых, это всего несколько имен, которые востребованы системой, рекрутированы ею в качестве молодой крови – такие «путины», которых призвал умирающий «ельцин». Но систему это не меняет.
Я, кстати, часто слышу: «А вот попробуйте дать театр Серебренникову. Он не возьмет его. Ему это не нужно!» И это неправда. Я разговариваю с Серебренниковым и слышу, какая энергия от него идет: конечно, они возьмут. Только им никто не предлагает. Предлагать надо на правильных условиях: с такой же дотацией, с тем же зданием. Скажите им: «Берите ту же дотацию, здание, не берите труппу, будьте свободны как художники». Через два года проверим и посмотрим: человек выпустил столько-то спектаклей, их посмотрело столько-то зрителей, они такого-то качества. Последнее – самое сложное, но для этого существует институт экспертов, критиков. Какое признание получил спектакль, как он принят в отечественном и мировом контексте? Надо все честно и научно посчитать. Я утверждаю, что можно доказать, что Пушкин лучше Языкова, а не просто это чувствовать. Так же можно доказать, что Черняков лучше Хазанова (руководителя большого московского театра, кстати), важнее его, нужнее русской культуре. В противном случае, мы вообще ни до чего не договоримся.
Мы должны обеспечить поляну, на которой существует не один Центр Казанцева. Посмотрите: ведь все, кто появился за в русском театре за последние 10 лет - Гришковец, Черняков, Серебренников, Нина Чусова, Карбаускис, Иван Вырыпаев – все они аутсайдеры, не поддержанные своими мастерами, не произведенные ими в «старшие по званию», или вообще не имеющие мастеров. То есть – не система их породила. Они – против системы. Все значительные фигуры, явления появились у нас как раз результат противостояния системе. Включая «Театр.doc», Центр Казанцева, которые возникли как совершенно отдельные платформы.
Мы живем в системе, которая нерепродуктивна. Она не может никого родить. Это бесплодная женщина. При этом – это десятки, сотни театров, которые получают миллионы долларов в год. И являясь бесплодной, она все еще в силе, и поэтому – она ангажирует молодых.
Демагогия типа «не нужны никакие революции, не трогайте театр, не мешайте нам!» смертельно опасна. Конечно – нужна революция в нормальном, диалектическом смысле. Возможно, мы уже опоздали. Но это единственное, что мы должны сделать.

- Хороша диалектика – все разрушить, а потом создать. Вот в городе Нягань существует театр. Если его закрыть, потому что он не очень художественный, что останется в этой приполярной зимней ночи? Там вообще ничего живого не останется.

 

- Речь о том, чтобы выбирать не между плохим и никаким, но между плохим и лучшим. Речь не идет о том, что денег должно стать меньше. Их должно стать больше! Сегодня в России профицит бюджета рекордный. Золотовалютные запасы Центрального банка -  100 млдр. долларов. Экономика растет в течение последних лет в два раза быстрее, чем европейские.
Именно поэтому культура должна получать денег не меньше, чем раньше. Дотации должны расти быстрее, чем социальные индексации. Куда направлять избыток – на содержание госаппарата, на поддержку пенсионеров, или на то, что поможет нашей стране сохранить свой статус? Вот вопрос.
Культура – это понимают считанные люди в нашей стране – является важнейшим экономическим ресурсом. Ресурс роста – в культуре. Если Путин хочет удваивать ВВП, он должен утраивать ассигнования на культуру. Но на реальную культуру, а не на поддержку старых авторитетов.  Потому что культура изменяет настроение в обществе. А настроение – это то, что делает людей либо потерянными, фрустрированными, депрессивными, либо счастливыми. Даниил  Дондурей часто в разговоре приводит  пример  своего товарища, который за последние 7-8 лет очень сильно изменил свой modus vivendi. Он был врачом в государственной больнице. Теперь у него свой бизнес. У него – Audi, в отпуск он ездит в Арабские Эмираты, и при этом он уверен, что в нашей жизни все ужасно. Мы все в этом уверены. Потому что культура не дает нам ценностей и смыслов существования. Ни политика, ни экономика не может дать человеку смысла.

- Я вот в Киеве в декабре видела счастливых людей. Но разве это культура?

 

- Разумеется. Это культура в широком смысле – политическая, бытовая. Культура социальной активности. Культура каких-то базовых, консервативных, традиционалистских ценностей, религиозных ритуалов и праздников, народного творчества. В моей любимой Индии живут счастливые люди. Там в десятки раз меньше убийств, чем в западных странах. Это результат того, какое место культура занимает в структуре общества.

- Сталинское общество в этом смысле было более счастливым?

- Ну, это уж вряд ли.

- А все же, тогда бы, наверное, никто не посмел сказать на заседании Кабинета министров, что он ничего не понял в какой-то фразе министра культуры.

 

- Или: «Что вы здесь несете? Это вам не филармония!» Кто это говорит? Министр того самого правительства, которое несколько месяцев назад продемонстрировало нам картину своей эффективности в Беслане?! Конечно, это не филармония. Если бы чиновники и военные действовали так же согласованно, как первая и четвертая скрипка Мариинского оркестра, у нас было бы все получше.

- Значит, с чиновниками, судя хотя бы по этому заседанию, разговаривать невозможно. А ты говоришь, что с худруками говорить не имеет смысла. Тогда с кем вести диалог о реформе? 

 

- В случае реформы я предпочитаю разговаривать с чиновниками. Это люди, которые хоть как-то пытаются нашу театральную систему заставить жить в системе рыночной экономики.

- Но ведь не создано ни одного закона, позволяющего  театрам перейти на эту рыночную модель, например закона о меценатстве.

- Прежде чем говорить о меценатстве, надо разобраться с государственными деньгами. Их надо распределять по другому.
Я за эвтаназию. Надо дать театрам, которые уже мертвы,  возможность…


- Умереть?


-  Надо зафиксировать их смерть. Театр – не больница, не детский сад, которые должны быть одинаковыми в каждом городе. Уравнивание и насаждение демократических инструментариев породили, в конце концов, Голливуд – торжество массовой культуры. Театр, как и всякое большое искусство, территория не демократическая, а аристократическая. Поэтому нужно просто поменять критерии. Театр Дорониной получает больше, чем театр «Сатирикон», потому что у него больше площади. Это абсурд! И все молчат. Рэпер Трики выступает во МХАТе им. Горького – стоит этот персонаж на сцене, косяк курит. Хороший музыкант, кстати. Почему же там не было Дорониной?  Ей эта музыка близка, раз она пустила музыкантов в театр?  Или она, как и я, уважает мнение людей, которые выступают за легализацию наркотиков? Объясните мне, может, я начну к Дорониной иначе относиться.


- А как тебе кажется, русское кино выиграло от той кровавой, в сущности, реформы, которая была проведена десять лет назад? 


- Конечно, выиграло! И посмотри – в конкурсе самого радикального европейского фестиваля в Роттердаме – две русские картины. Елена Яцура может снимать арт-хаус, потому что она параллельно может снимать коммерческое кино. Сначала «Ночной дозор», потом – арт-хаус.

 

- Твои собственные продюсерские перспективы каковы? И что  было твоим «Ночным дозором»?

- Конечно, «Золотая маска». 10 лет назад это был абсолютно инновационный проект. Кстати, для того, чтобы показать, в каком плохом времени мы живем, скажу, что сейчас такой проект был бы невозможен. Нам бы не дали его осуществить. Это был романтический драйв. Сегодня, отталкиваясь от созданного брэнда, я могу встречаться с кем угодно. Я могу просить «Сбербанк», других спонсоров дать деньги на «Новую драму». Сейчас я могу им предлагать новые проекты, даже если они рискованны и вовсе не столь гламурны, как «Маска». Такие проекты, к которым сложно относится как высокомерное театральное сообщество, так и публика. Но именно благодаря «Золотой маски» мы можем делать такие вещи.


- Расскажи о площадке, над созданием которой вы сейчас работаете.


- Благодаря нашей деятельности в «Маске», особенно нашему  провинциальному проекту, когда мы привозим в российские города крупнейшие театральные события, показанные на «Маске» в разные годы, – родилась крупнейшая структура, гастрольно-фестивальный холдинг. В прошлом году, например, Лев Додин впервые за 15 лет приехал на Урал. В каждом городе серьезная программа. Сперва Додин, например. А потом – Гришковец, а потом – танцевальная группа из Екатеринбурга, а потом – Воронежский театр. И публика, доверяя бренду, смотрит то, что не стала бы смотреть просто так.
Но хочется продюсировать самому. Серьезные, амбициозные проекты на маленьких площадках – вот что сегодня, по-моему, нужно более всего. Сейчас мы надеемся войти в старый театр Луны (Проханов получил новое здание на Малой Ордынке). По продюсерской модели он должен быть похож на Казанцевский центр. Маленький бюджет, труппы как таковой нет. Мест в зале всего сто. Маловато, но я думаю, что этот театр будет трещать по швам от того, что там будет происходить днем и ночью. Мы хотим создать там место встреч, дискуссий, диалогов. В лондонском театре «Роял Корт» самые важные вещи и встречи происходят в кафе.
У нас будут работать очень серьезные режиссеры. Но еще это будет и новая продюсерская модель, которая,  если получится, станет нашей большой победой. Это будет важная попытка. И сложная. Ведь создать продюсерскую площадку во МХАТе им. Горького гораздо легче. Если бы я получил этот театр на Тверском бульваре, то знаю, что сделал бы не меньше, чем Татьяна Васильевна Доронина. 
Хотя мы и без этой площадки не пропадем. Чего нельзя сказать о них…


 

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).