будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 14, 2025
Культура

Прогрессивный консерватизм

Прогрессивный консерватизм
Zaharov_Venice_main

В первый раз со времен Кабакова павильон России в Венеции был так близок к тому, чтобы получить «Золотого льва», гран-при биеннале.  Но получил павильон Анголы – хороший, но и не блистательный, шутили, что дали «за Ботичелли», имея в виду, что немалую роль для впечатления от экспозиции сыграло выбранное помещение – палаццо с экстраординарной коллекцией ренессансного и средневекового искусства, обычно закрытое для посещения. Но было бы странно думать, что члены жюри не смогут отличить, где заканчивается Пьеро делла Франческа и начинается инсталляция. Скорее, дали «по политическим соображениям», хотя вот обозреватель «Ъ» Анна Толстова с этим не согласна: «в чем конкретно заключаются эти политические соображения, когда больше всего наград за национальные павильоны получили Германия, Франция, США и Италия, понять сложно». Но не сложно представить, почему не дадут нам -  нынешний российский режим не вызывает симпатий среди творческих людей на Западе, а Захаров тут не причем. Он сделал для павильона вещь интернациональную  - что для него естественно, так как он давно живет в Германии и успешно выставляется за рубежом.

В качестве сюжета он берет греческий миф о Данае, и это само по себе наднационально  – уважение к культуре эллинов объединяло Европу многие сотни лет. В истории  о том, как громовержец Зевс проник к красавице Данае, спрятанной отцом от мужских посягательств в пещере, превратившись в золотой дождь, Захаров делает акцент на циркуляции монет. В верхнем зале двухэтажного русского павильона стоит мужчина в костюме, он через дыру в полу поднимает на веревке деньги в ведре, высыпает их на ленту металлического конвейера.

 
Джентльмен у конвейера и проделанная в полу павильона Захаровым дыра для подъема денег с первого этажа.

На нем монеты поднимаются к потолку и высыпаются через «облако» - эдакий металлический дуршлаг на потолке второго зала, полетают через дыру в полу и падают кучей в подвале-пещере. В пещеру вход разрешен только женщинам, и обязательно с прозрачным зонтиком, которые раздает дама у входа, чтобы защититься от случайного удара монетой. Женщин просят вынести из пещеры несколько монеток и оставить в ведре – том самом, которое потом поднимут наверх. Джентльменов в костюмах в перформансе-инсталляции - двое: мужчина-потребитель, который сидит в седле на балке под потолком и есть арахис, и мужчина, который загружает орехи – обслуга. Они периодически меняются ролями, пародируя народную мудрость «от сумы и от тюрьмы не зарекайся», особенно актуальную для России при нынешнем количестве успешных бизнесменов в тюрьме, которых учат быть швеей или кем-нибудь еще попроще.

 
Джентльмен в седле и фонтан в виде канцелярской папки со списком грехов в пещере на первом этаже.

Этот круговорот денег  болгарскому художнику Лучезару Бояджиеву напомнил объединение «Рога и копыта» из  «Золотого теленка». Но в этой циркуляции монет есть не только изображение экономической схемы. Конвейер с монетами вызывает в памяти школьное «круговорота воды в природе» – испарение, конденсация, фильтрация. У воды есть три состояния, у денег в современном мире – в основном «газообразное»: невидимые миллиарды, нажатием кнопок клавиатуры перемещаемые со счета на счет, заключенные в невесомый прямоугольник пластиковой карты. Есть, конечно, и «жидкое золото» - нефть. Захаров возвращает деньги в архаическое состояние – «твердое», представляя их в форме монет, о которых богатые люди вовсе не заботятся, вес копеек в кошельке знают только те, кто копейки зарабатывает.

Не то чтобы Захаров стал социалистом, хотя и делал недавно  «Идеологическое дефиле» по прозе Брехта – там он переосмыслил брехтовское представление ключевых для 20 века политиков и мыслителей, Ленина, Гитлера, Сталина, Гегеля и Маркса с Энгельсом в виде древних китайских мудрецов не как остранение с целью наиболее близкого восприятия, но, напротив, как отстранение мыслителя, творческого человека от текущих событий.  Захаров  - консерватор, но в этом - его сопротивление. В мире толерантности, где неприлично акцентировать внимание на половой принадлежности человека, где феминистки становятся на дыбы от эпитета «красивая», Захаров делает комнату «только для женщин». В мире, где деньги виртуальны, он возвращает им вес, вид и звук.

 
Девушки под золотым дождем и "Стул наказания любовью",  "двухэтажный" объект, который можно считать эскизом Захарова к работе над павильоном

Еще одним явным претендентом на гран-при был британский павильон с проектом Джереми Деллера, во многом созвучный павильону России, но апеллирующий не к древним мифам, а к свежим газетным заголовкам. Первая и всем заметная параллель - «Рога и опыта», причем именно на российском материале: один из залов – коллекция наших «керенок» последних 30 лет, с ваучерами приватизации и гарантиями от «МММ». Многие из представленных "ценных" российских бумаг мы даже и не упомним, настолько для россиян стали нормой прогоревшие надежды. Еще одна параллель между павильонами – нарушение конвенционального молчания. Захаров напоминает, что женщины отличаются от мужчин. А Деллер называет павильон «Английская магия», что чрезвычайно бестактно - таким образом, из павильона объединенного королевства в этом году вычеркнули шотландцев. Ну и вообще теперь неприлично упоминать о своей нации, если твои предки были колонизаторами, а не пострадавшими.

 
Павильон Британии - дизайнер Уильям Моррис выбрасывает из Венеции яхту Романа Абрамовича, а британская сова уносит в когтях машину. Природа против индустрии.

Воплощением неправильного устройства жизни у Деллера оказывается Россия – на одной из фресок в павильоне яхту Романа Абрамовича, заслонявшую вид на Венецию, вышвыривает из города гигант Уильям Моррис,  викторианский дизайнер-социалист, проповедовавший в эпоху индустриализации возвращение к ручному труду. Уже тогда люди стали бояться того, что их поработит поток вещей, так и произошло - у Захарова люди существуют наравне с вещами как части финансового конвейера.Чтобы нам не было обидно, отмечу, что соседняя фреска у Деллера критикует Англию – на ней сова из Красной книги, которой в мире осталось всего 20 особей в дикой природе, и это один из символов Британии. И принц Гарри ради прикола подстрелил 2 штуки на охоте, и ничего ему за это не было. Выходит, у англичан так же, как и у нас, закон не для всех – но это не успокаивает. Разница в том, что англичане могут критиковать прицельно, а мы – посредством греческого мифа и сразу всю систему, «не будем называть имен», и басня – не про нас. Концептуализм с его опытом советского говорения метафорами сейчас очень кстати, и уже второй раз подряд художник этого направления представляет Роcсию.

В отличие от Деллера, Захаров - не публицист, и многие смыслы передаются в его проекте пластическими методами – ракурсами сверху и снизу, выверенным кастингом на роли мужчин, массой и фактурой груды золота и звоном падения монет, оправдавшимся расчетом на красивых женщин-зрителей как часть работы. Захаров задействует и сувенирные порывы, разгорающуюся в Венеции  у всех -  провоцирует зрителя унести с собой блестящую монетку. А потом уже можно рассмотреть, что на ней написано.

Сначала для инсталляции планировали использовать «евро», но Захаров  проверил монеты на рикошет, и оказалось, что «евро» слишком прыгучие и из соображений безопасности их нельзя сбрасывать с такой высоты на посетителей. Так пришлось придумывать дизайн монеты и печатать самим. Достоинство у монет – только одно, «одна даная», и потому миллион данай будет весить много и занимать много места. Монеты с трудом подлежит  инфляции, вспомните наш перестроечный фильм «Менялы». На «данае» вообще нет цифр, к которым можно добавить нули, с одной стороны – Даная фрагментом, без рук, без ног, только торс в драпировке, денежный мешок. С другой – в столбик: «доверие, единение, свобода, любовь», и вокруг написано, что ценность этого гарантирует лично художник.  Искусствовед Ирина Кулик предложила перформанс – запустить «данаи» в реальный мир: женщина,посетившая экспозицию, имеет право забрать одну монету с собой - она могла бы, например, подать ее нищему. Подозреваю, что он выкинет ее потом, и будет ругаться, что его обманули - подсунули доверие и единение, а на них хлеба не купишь.

Где монета с таким обеспечением могла бы иметь обращение, где достоинство художника является ценностью - нужен мир, устроенный совсем по-другому.  Индивидуализм Захарова, его склонность к автономии, выражается во всем - от его трактовки Брехта до собственного монетного двора.  «Данаи» напоминают о проект е  голландца Юпа ван Лисхаута, который так же, как и Захаров, любим влиятельными институциями, но при этом он - анархист.  Лисхаут организовал в Роттердаме маленькое государство для творческих людей, в котором, помимо всех прочих радостей вроде автономной энергии, сельского хозяйства, возможности постройки собственного дома по своему проекту при отсутствии генплана и 16-ти спальных кроватей в отрицание моногамии, была собственная валюта. Ее постоянным материальным  эквивалентом была бутылка пива – а соотнесение с другими мировыми  валютами на бирже. Захаров строит утопию, в которой  эквивалентом будут «доверие, единение, свобода, любовь». Увы, эти понятия котируются в отношениях между отдельными личностями, но не в политике или экономике.

Интервью с художником русского павильона в Венеции Вадимом Захаровым

читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).