Казаки, казачество – это великая тема. Не дающая покоя. Воля, демократия, свобода от ежедневного хождения на постоянную работу (а это, как известно, убивает в человеческой душе самое лучшее, самое тонкое), халявные путешествия по даже и заграницам, секс-туризм, против которого Таиланд покажется походом на танцы в Люберцах, фехтование и скачки, рыбалка кстати, вообще адреналин, да социальный лифт, в дворяне даже люди выбивались - Господи, да это ж просто счастье! Которого начальство, по своей подлой привычке, лишило нас. Чтобы загрести себе все радости жизни в безраздельное пользование, а мы чтоб утерлись. Каково, а?
Об этом думаешь, ходя по Хортице. Вот дом писаря, а тут жил кто-то из начальства, вот хата со старинным жерновами-сундуками, здесь воз – такими огораживались, как баррикадами, сражаясь в степи с супостатом. Роскошь! Экскурсовод сообщает нам: в Сечь не допускались женщины, что в твой Афон! Ни (как уже было сказано вчера, что ли, во всяком случае, на днях, тем же мной) даже царицы.
Напрашивается вопрос – как же казачки, в смысле казачкИ, обходились с этим делом? Это все приходило мне на ум чуть ли ни день в день с московским гей-парадом, не к ночи будь сказано. И что вы думаете? Оказалось, есть серьезная версия: женоненавистники не зря держали на острове молоденьких оруженосцев, иначе говоря джур. Впрочем, это все бросало тень только на тонкую прослойку казачества – гарнизон, который тут размещался постоянно, - максимум тыщ пять одиноких сердец. Которые, собственно, и давали обет безбрачия, на первый взгляд непонятно на кой, а на самом деле - чем же это хуже Ордена. Или воров в законе – которые, старые имеется в виду, тоже категорически не женились.
Да в принципе это одно и то же – казаки и бандиты; это форма самоорганизации этноса (не всякого правда, ох не всякого!) когда на него по каким-то причинам не давит государство. То ли оно не могло достать до южных границ (казачество), то ли развалилось (1991 год). Прочие казаки, которые бабились с бабами - наезжали по мере надобности, да вот, как старик Бульба, чтоб сыновей обкатать в боевых условиях. Так они то ляхов били и жгли, то турок, то австрийцев, то – на службе у Мазарини, где могли повстречаться и с мушкетерами, когда брали, как ни странно, Дюнкерк, кто б мог подумать.
Широко жили казаки, и задирались (вот ведь ирония истории) все больше против стран НАТО. Все, кого они так красиво били, прекрасно себя чувствуют, а казаки – где они? Нету от них и следа, кроме разве что декораций, изготовленных для съемок пропагандистского ролика работы единоросса Бортко «Бульба».
Не знаю, на кой было ляд от себя придумывать дурацкую кровавую историю с зарубанной ляхами старушкой, жинкой Бульбы – которая украсила бы дешевый сериал или программу НТВ. Странно еще Бортко не дописал за Гоголя и концовку, чтоб Бульба со своим войском поступил на службу к русскому царю – ну, на кой нужна свобода, когда можно быть холопом? – и для верности б еще записался клоуном в "Единую Россию".
Шутки шутками, романтика (блатная, та же казачья) – романтикой, но кроме музея и заповедника мы зашли и на Истфак Запорожского университета, где историки двух стран под предводительством декана Виктора Ткаченко перекинулись парой научных (а не публицистических), в запале сказанных слов насчет того, что ж оно такое – казачество, и как с ним быть. Спецы Истфака давно уже занимаются книжной серией «Запорiзька спадщина», которая частично вывешена в интернете. Из нашей литературной экспедиции в дебатах участвовали Алексей Миллер и Алексей Толочко, видные историки. Ваш покорный слуга, натурально, пару раз ненаучно встревал с репликами и вопросами.
Говорили в тот день о такой вещи, как «ткань мифа о казачестве, который вновь становится востребованным… и заметно повлиял на формирование украинской нации». О как.
Историки тут собрались знатные, и я был рад, что попал в такую компанию. Потому что меня давно мучил вопрос: отчего же это у нас все репрессированные своим «отцом» Сталиным народы были реабилитированы? И земли им отданы обратно? Всем, кроме немцев? По как бы понятным причинам? И их Поволжская республика ушла в небытие? По какой же кащенской логике немцев, великих трудяг, надо было коленом под зад выпихнуть в Европу? А чеченов вернуть из-за грубо говоря заграницы, из Казахстана? И отдать им старинные казачьи земли по Тереку? Кроме немцев, еще и подвергнутые геноциду казаки не реабилитрованы, никто не извинился перед ними, не покаялся, не вернул награбленное, не возвратил земли.
Я просто кушать не могу, когда про это думаю. И это называют государственной политикой, а не мухоморным бредом. Ну ладно русские чиновники, они отравлены питерскими болотами и южноосетинской водкой, мундиры с погонами проросли им под кожу, это круче эсэесовских татуировок на чужой коже, из которой шили портмоне, - что с них взять, они безнадежно серы и казенны, - но отчего ж веселой солнечной беспечной Украине не воскресить казачество одним росчерком пера? Нешто это невозможно?
Кто поверит в эту невозможность после того, как евреи в середине XX века успешно построили вполне казачью структуру! Вот тебе войсковое оружие на дому, и совместная служба соседей по станице/кибуцу, боевое братство и крестьянская работа в перерывах между войнами. Этот вопрос я задал уважаемым историкам, но ответ они мне дали понятно какой. То-сё, научность/корректность, взвешенность разная, обстановка и реалии и прочее в таком духе, что я и сам бы мог исполнить.
Объяснить я и сам могу, а вот мне бы понять! Впрочем, к какому-то пониманию мы приблизились хоть на сколько-то. Вот, за время советской власти, сказал в своем выступлении один из ученых, люди отвыкли от свободной продажи оружия. Это что же, мы признаем, что за последние 100 лет два наши народа отупели, деградировали, им таки точно нельзя доверить даже браунинг, который запросто валялся у курсистки в сумочке, стукаясь о пудреницу? Еще мне рассказали о том, что нету же внешней угрозы - и казачество ни к чему. Я злобно на это ответил, что когда припечет, так поздно будет станицы строить и обучать пацанят стрельбе из «калаша» в конном строю…
Но если уж совсем серьезно и без передергивания, то запорожские историки со всей научной скучностью, но так, что не придерешься, обратили мое внимание на то, что казаки оставили по себе не только добрую память, но и вполне печальную. Кое-кто помнит и погромы, и грабежи, и убийства. Кстати сказать, до сих пор не выяснено, а чем же досадили казакам евреи – ну вот чем? Тот же Янкель к Бульбе отнесся как к брату, жизнью рисковал, чтоб помочь! Вот с этим бы конечно надо б разобраться. Хоть какой-то ответ получить.
Где-то по семейным преданиям помнят казаков Скоропадского, в иных семьях казаками пугают детей, это типа воры и насильники, и гайдамаки. Версия насчет того, что народ не допустит возрождения казачества – даже если представить себе что будет принято государственное решение – оказалась для меня неожиданной и грустной, однако ж озвучена она была не в кнессете или в меджлисе каком, но на Истфаке Запорожского университета, и потому меня обезоружила.
Так, значит, обстоят дела… Но и это еще не все. Мы доспорились до того, что, когда я в сердцах воскликнул – да неужели не найдется кем хоть полк один казачий укомплектовать, людей, которым и оружие можно доверить, и в любую ситуацию их кинуть со стопроцентным доверием, и знать что они умрут, а не подведут?! – мне кто-то из историков ответил: "Даже на роту не хватит". И никто ему не возразил. Стало быть, справедливость восторжествовала?..
Грустно было это слышать – настолько что сил просто нет никаких.