От редакции. Сегодня наши телеитоги выходят в несколько необычном формате – не жизнь в зеркале итоговых телепередач, а итоги развития телевидения в применении к нашей жизни – итоги без «Итогов». Или без телевидения.
Министерство печати издало комплекс документов о прекращении выхода в эфир «Телеканала ТВС» с 00:00 часов 22 июня 2003 года. Во исполнение указаний министерства телеканал своевременно был отключен от эфира. Это конец? Вероятно. Хотя надо признать, что процесс уничтожения телевидения как средства массовой информации затянулся до такой степени, что в финал почти не верится.
История, как известно, длится уже три года – с первых обысков в «Медиа-Мосте» и посадки Владимира Гусинского – с начала операции «Иных уж нет, а те – далече». Цель была обозначена: сделать так, чтобы наиболее эффективное (если не единственное) на сегодня средство массовой информации – телевидение – перестало выкидывать непредсказуемые фортели, не позволяло себе иметь собственную политическую линию. Нельзя сказать, чтобы тогдашнее НТВ отличалось какой-то особенной оппозиционностью: за полгода до начала конца телеканал еще транслировал верноподданически-воинственные репортажи со Второй чеченской, и с пропагандистской точки зрения это, безусловно, было важнее, чем то, кого владелец канала поддерживал на выборах. Однако новой власти надо было, чтобы все телеканалы были не только послушны, но и подконтрольны.
Казалось бы, что проще? В стране с послушными судами и пассивным обществом совершить условно-законный захват телеканала не труднее, чем силовой захват какого-нибудь целлюлозного комбината или фарфорового завода. Но процесс «первого закрытия» телеканала Евгения Киселева занял почти год и закончился агонией. На «второе закрытие» ушло времени немногим меньше – до января прошлого года. Разумеется, с каждым закрытием, с каждой проблемой таяла команда, ослаблялся рефлекс включать нужную кнопку у телезрителей, падал рейтинг, сужались ряды инвесторов и рекламодателей. Постепенно шагреневой кожей сужалось пространство публичного обсуждения. Однако власть
Дальше оставалось ждать – пока пройдут судебные процедуры по незаконному отключению ТВ-6, пока акционеры-бизнесмены не передерутся между собой и не попытаются акции скупить-продать, пока часть коллектива не разбежится от безденежья (а кто же будет инвестировать в проект с так искусно запутанной системой капитала и владения лицензией?!), пока не возникнут «ниоткуда» какие-нибудь еще «споры хозяйствующих субъектов».
Дождались. Сотрудники на грани забастовки – зарплата не выплачивается несколько месяцев, вещание на Москву по кабельным сетям прекращено. Акционеры так и не смогли договориться. Киселев предупредил, что выход программ может прекратиться в понедельник, 23 июня. Хотя и высказал надежду, что вопрос еще можно решить.
Почему канал отключили именно в ночь с субботы на воскресенье? Наиболее очевидны два объяснения: во-первых, чтобы больше ничего лишнего не наговорили напоследок – уже опыт достаточно радикального субботнего «Бесплатного сыра» показал, что зубы на прощанье будут выпущены (мало ли что заготовил Киселев для своих «Итогов»…); во-вторых, в воскресенье не выходят газеты, массовый зритель куда реже смотрит новостные программы (кроме вечерних, итоговых) – в общем, шуму будет еще меньше. Теоретически возможно и опасение, что за воскресенье акционеры хоть как-то договорятся с сотрудниками, чтобы в понедельник вещание не приостанавливалось. Но в это верится слабо.
Министерство объяснило свое решение следующим образом: «…требовалось принять решение о защите интересов телезрителей, а также учесть юридические аспекты данной проблемы, связанные с судебными решениями по искам ЗАО "МНВК"». В то, что канал отдадут контролируемой Борисом Березовским компании МНВК, поверить невозможно – как и в то, что министерство действительно печется об «интересах телезрителей». Министерство уточняет: «В целях обеспечения интересов зрительской аудитории и рационального использования радиочастот, МПТР России приняло решение о распространении на временной основе телеканала "Спорт" на 6-м ТВК в г. Москве и Московской области и сети его распространения на территории Российской Федерации». Решение реализовано: по полю бегают, как и был обещано спортсмены – нет ни пустой картинки, ни, как в дни путча, «Лебединого озера».
Объяснение выбору спорта – «его социальная функция»: «В ситуации, когда вопросы развития физической культуры и спорта стали одним из приоритетных направлений внутренней политики, пропаганда здорового образа жизни, возрождение интереса к спортивным мероприятиям невозможны без сильного телевизионного канала». Как будто от многочасового сидения перед телевизором, по которому показывают соревнования, здоровье зрителя улучшится…
Но бог с ним, со спортом. Главное, задача выполнена – телевизионное поле зачищено. В метровом диапазоне осталось фактически только государство. НТВ после смены менеджмента Виктор Шендерович вполне справедливо сравнил с «Литературкой» в советское время. Как тогда говорили, «среди согласных есть и шипящие». «Что же нам плакать, что ли? Нет, так нет». Просто придется сократить и так не слишком большое время сидения перед телевизором до некоторых передач «Культуры» и редких в удобосмотримое время показов киноклассики. Другой вопрос, что с телевидением как со средством массовой информации остается попрощаться. Но так ли это страшно?
Специально для интересующихся пока есть отдельные терпимые печатные и Интернет-СМИ. Для любителей радио и там кое-что найдется. И, в конце концов, когда «"Эрика" брала четыре копии» – этого тоже для чего-то оказалось достаточно. Кстати, нигде так ясно не видно, что нынешняя власть родом из позднесоветского периода, как в раздражении от самой возможности инакомыслия. Однако расправиться с ним быстро и решительно не дают смутные страхи – не то потерять лицо перед Западом (хотя чеченская война, например, подобных страхов не внушает), не то самим ненароком остаться за бортом истории. Именно это, как известно, и произошло с советской властью – не из-за «Эрики» одной, конечно, но и из-за нее тоже. Уже сегодня Минпечати трудно было бы при всем желании бороться с инакомыслием в Интернете, которым пользуется каждый десятый россиянин (хотя в Китае и Вьетнаме пытаются делать и это). Еще через несколько лет кабельное телевидение, с его неограниченным количеством потенциальных каналов, сделает нынешнюю систему лицензирования телевещания абсолютно бессмысленной. Правда, команде Киселева это уже не поможет.