С сегодняшнего дня в широкий прокат выходит заключительная часть кинотрилогии о супермутантах: «Люди Икс: последняя битва» режиссера Бретта Ратнера. Ожидания поклонников двух первых частей, увы, не оправдались. Третьи «Люди Икс» оказались обычной американской блокбастерной жвачкой, со спецэффектами взамен идеи и смысла. Получился визуально захватывающий киноуродец – провал с точки зрения кинокритики, успех с точки зрения кинопроката.
Надежды, связанные с фильмом, понятны – дело в том, что «Люди Икс» - это идеальный материал для фильма. Во-первых, изначально это комикс, а после Роберта Родригеса с его «Городом Грехов» стало понятно, что комикс – один из самых перспективных материалов для кино, и скрещение жанров может дать абсолютно невероятный результат. И хотя создатель «Людей Икс» Стен Ли – это, увы, не Френк Миллер, пространство для воображения в его комиксах разворачивается огромное. Однако режиссеру с командой даже в голову не пришло поиграть с этим – все, что приходит из комикса в третий фильм – это персонажи, на создание образов которых раньше жалели средств: Зверь и Ангел.
Во-вторых, это набор культовых героев, каждый со своим характером и особенностями, играть с которыми можно до бесконечности. Как всю эту красоту можно было переубивать в третьей части, не оставив никого, кроме Шторма и Россомахи, непостижимо. Как будто создатели фильма, поняв, что не справляются с материалом решили - «не доставайся же ты никому» - и отрезали последние возможности для тех, кто захотел бы продолжать историю об иксменах.
Сюжет третьих «людей» так прост, что его скучно и пересказывать. Правительство Соединенных Штатов создает вакцину от мутации, которая может превратить мутанта в обычного человека. И хотя применение вакцины добровольно, ее создание все равно влечет за собой бунт не желающих «лечиться» мутантов. Источником же излечения является маленький мальчик мутант – он сидит весь в белом в самой далекой белой комнате большого белого дома и сосредоточенно играет в приставку. В борьбе за мальчика погибают почти все герои, но все кончается хорошо, мальчик идет в школу, над полем битвы встает заря нового дня. Сюжет совершенно бесхитростен и попытки сделать из него что-либо глубокомысленное вызывают только смех. Потому что режиссер переводит истории персонажей комикса на язык более понятных ему проблем – проблем сексуальных меньшинств. И тогда уже предлагает задаваться вопросами: больны они или нет? Требуется ли им излечение? В итоге фильм об иксменах превращается в фильм о сексуальных проблемах, а великий поход мутантов более всего смахивает на гей-парад. И когда Халли Берри или Хью Джексон начинают глубокомысленно рассуждать о страданиях, обуревающих их персонажей, получается только дико смешно.
Потому что если уж взялся делать жвачку, то делай жвачку, не обращая внимания ни на что и не пытаясь придать ей вкуса даже в релизе для дотошных журналистов, которым обязательно вынь да положь что-нибудь глубокомысленное. «Люди Икс: последняя битва» просты как ересь. Они не несут в себе никакого смысла, кроме чисто эротического, где вся задача режиссера заключается в том, чтобы подольше задержать на экране Халли Берри, Хью Джексона или голую грудь Бена Фостера(Ангела) с белыми крыльями за спиной. Борьба добра со злом превращается в порноборьбу со спецэффектами. И тут уж можно отдать дань режиссеру: эротическую сторону современнного кино он понимает, как ничто другое.
Ибо что есть современный кинематограф, как не торжество либидо над разумом? Иными словами – кому нужны сегодня все страдания операторов и мучения сценаристов, все игры, все задумки, все идеи, когда на экране появляется Анджелина Джоли или хотя бы Халли Берри? А что больше режиссеру абсолютно нечего сказать – так разве мы затем пришли в кинотеатр, чтобы его слушать.
Возносясь визуально над потертой действительностью, «Люди Икс: последняя битва» - это совершенная tabula rasa. На этой дощечке пока еще ничего не написано, тут не о чем говорить, нечего обусждать, нечего хвалить и даже ругать – нечего.